Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » Праздник 8 июля — День семьи, любви и верности

15 140 просмотров

2649-18

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. В этом году праздник впервые пройдет в Луганской Народной Республике.

8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Инициатива появления праздника принадлежала жителям Мурома, а в 2008 году праздник стал официальным и всероссийским. Именно такого праздника не хватало в современном обществе. Кроме того, этот русский православный и вместе с тем гражданский праздник – достойная альтернатива католическому 14-му февраля.

Супружеский союз святых Петра и Февронии был образцом христианского брака. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы для создания подлинной семьи.

Историки связывают имена св. Петра и Февронии с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей. С 1205 года, в течение 23-х лет, в Муроме правил князь Давид Юрьевич. Согласно летописям, незадолго до начала княжения он заболел страшной болезнью, тело его было покрыто язвами, и никакое лечение не помогало. Предполагается, что князь был болен проказой.

Однажды во сне Давиду Юрьевичу было видение о том, что под Рязанью, в деревне Ласковая, живёт юная девушка, по имени Ефросинья, которая одна может его исцелить. Дева была мудра не по годам и хорошо разбиралась в целебных свойствах трав. К ней и обратился за помощью будущий князь Давид.

Прежде, чем его излечить Ефросинья взяла с Давида обещанье о том, что он сделает её своей супругой. Своё слово Давид не сдержал, посчитав простолюдинку недостойной невестой. Но тогда болезнь проявилась с новой силой, и Давиду опять пришлось просить исцеления у Ефросиньи. На этот раз он сдержал обещание и взял её в жёны.

Уже в преклонном возрасте благочестивые супруги приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Петр и Феврония. В своих молитвах, супруги просили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. В 1228 году 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю, Православные святые Пётр и Феврония ушли из мира сего в жизнь вечную.

В XVI веке супруги были причислены к лику святых.

Первый письменный текст, посвященный им, – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – был также написан приблизительно в XV–XVI веках. На Руси многие века существовала прекрасная традиция – устраивать помолвку 8 июля. Сегодня поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских можно в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

2649-16

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарную историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. Летопись также повествует о чудесном исцелении Петра, многочисленных чудесах, которые творили праведные супруги и их смерти в один день и час.

Их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности. С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома… Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно.

Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно. Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде – причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно было схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ему указал Господь.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести»: «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: – Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему – вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами всегда руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Как мы помним, князь в разлуке с Февронией по Промыслу Божию снова заболевает – и это событие выражает высший смысл христианского брака. Болезнь князя – это символ ущербности самой человеческой природы, исправить которую в одиночку он не сможет.

Лекарство Петра – это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелился, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: их земная любовь и любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга. Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинался их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

Для Православной Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение – само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. И князь ради своей жены отрекся от своего положения и добровольно отправился в изгнание и бедность. Но за эту верность он был затем вознагражден Богом.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает эту мысль. Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Таков и смысл праздника Дня семьи, любви и верности, основанного на православных традициях и народной мудрости и проповедующего крепость и нерушимость семейных уз, благочестивое отношение супругов, уважение к родителям, любовь к детям.

Торжества в честь Дня семьи, любви и верности в этом году в Москве продлятся целых три дня – с 8 по 10 июля.

По словам главы столичного Департамента культуры Александра Кибовского, дополнительные два дня были специально отведены под торжества, чтобы в них приняло участие как можно больше людей.

Центром праздника станет парк развлечений в Царицыно, в котором будут представлены программы, интересные для любого возраста. Кульминацией торжеств в Царицыно станет праздничный концерт, а всего в городе будет организовано праздничных 27 площадок.

2649-17

Праздничные события в этом году пройдут и во множестве других городов и сел по всем регионам России. Праздничные мероприятия ориентированны на интересы людей разных возрастов и разного семейного положения. В их программах запланировано чествование молодоженов и семейных пар, много лет проживших вместе, вручение памятных знаков. Романтичной и особо запоминающейся обещает стать площадка «Серенады для любимых». Здесь рыцари нашего времени смогут оригинально сделать признание в любви своим Прекрасным Дамам, исполнив для них серенаду.

Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.

Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство (что и символизирует «валентинка» в виде сердечка), но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.

Именно об этом православные люди просят помощи у святых благоверных Петра и Февронии.

Чем отличается по смыслу наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?

Западный праздник тоже имеет церковное происхождение, однако очень далеко ушел от своих христианских корней. В церковном календаре под датой 14 февраля помещено упоминание о трех святых Валентинах. Все они жили в первых веках нашей эры, в период гонения на христиан, и были мучениками, погибшими за веру. Поскольку тогда церковь была единой, то эти святые почитаются и католиками, и православными.

Традиция праздновать день св. Валентина как «день влюбленных» появилась в Западной Европе с конца XIV в. Согласно народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.

Во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, римский император Клавдий II решил, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил воинам жениться.

Тайный христианин Валентин был полевым врачом, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его казнили 14 февраля 269 года. Но в темнице мученик Валентин успел познакомиться с дочерью надзирателя Юлией и перед своей казнью он написал ей признание в любви и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Много веков спустя, следуя легенде, такие записки и стали называть «валентинками».

Как мы видим, в основе западного праздника тоже лежит история жертвенной любви – но она касается не целой судьбы и супружеской жизни, а только лишь истории романтического знакомства. Поэтому уже в наше время этот праздник фактически выродился в свою противоположность – вместо чистой любви он проповедует лишь случайные отношения, ни к чему не обязывающий блуд. В отличие от него, наш День семьи, любви и верности освящает именно супружескую жизнь, верность и подвиг друг для друга.

Виталий Даренский, ЛНР,  для «Русской Весны»

Источник:  Русская Весна

статья День Петра и Февронии

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий