Главная » картины, О КУЛЬТУРЕ, стихи » ПОЭЗИЯ И ЖИВОПИСЬ КОСМИЗМА. Юрий Шабалин

1 385 просмотров
Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910

Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910

Космизм как научное, философское и культурное явление зародился в России в XIX веке, но его прочное становление произошло в начале – первой половине XX столетия. В значительной степени оно было связано с Серебряным веком российской поэзии (и культуры в целом). Яркой иллюстрацией этой связи могут служить выдающиеся представители русского космизма и Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932) и Александр Леонидович Чижевский (1897–1964).

Несмотря на то, что Чижевский известен, прежде всего, как ученый (биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики), открывший связь между циклами активности на Солнце и событиями на Земле, а Волошин, проявляя значительный интерес к науке, не занимался ею профессионально, между их поэтическим и художественным творчеством можно проследить поразительную близость. Близость эта выражена не только в форме, а (и это главное!) в содержании, в идейной и духовно-философской направленности.

У обоих поэтов мы находим стихи о Космосе, Вселенной, Боге (как о Космическом Духе), Солнце, Луне, звездах, море. Эти стихотворения поражают своей философской глубиной, вдумчивым анализом мифологического, религиозного и научного методов познания окружающей действительности и внутреннего мира человека. Красной нитью в них проходит признание единства и неразрывной связи человека и Космоса. Мироздание в своей полноте непознаваемо, но человек может прикоснуться к его познанию, и этим способом прикосновения может быть не телько научный поиск, но и творческое (духовное, интуитивное, исходящее свыше) прозрение. Весь Космос – не механическое нагромождение материи, а таинственный живой одухотворенный организм, вовлеченный в вечный круговорот противоборства светлых и темных начал. Но есть в нем и нечто неподвластное потоку времени. Таков общий идейный посыл этих стихотворений.

Как у Волошина, так и у Чижевского много лирических стихотворений, воспевающих красоту, простоту и величие природы. Отдельно следует выделить стихи посвященные Родине, наполненные болью за ее лихолетные страдания и верой в ее возрождение и светлое грядущее. Есть в их поэзии и лирика ностальгических воспоминаний, грустной сентиментальности, любовная лирика. Известны благожелательные отзывы Волошина о творчестве Чижевского. В 1927 году Волошин шлёт восхищенный отклик: «Болезнь помешала мне тотчас же ответить Вам и выразить свой восторг. Ваши десять стихов меня просто поразили /…/».

Волошин и Чижевский были не только поэтами, но и художниками. Оба учились живописи в Париже. Оба стали мастерами акварельного пейзажа. И хотя Волошин преимущественно изображал любимую Киммерию (Коктебель, Карадаг), а Чижевский – среднерусский пейзаж, их изобразительное творчество объединяет философская поэтичность и гармония.

Были у двух поэтов-художников и другие общие интересы: археология; мифология, религия и наука древних цивилизаций. Из проблем современности обоих чрезвычайно волновала проблема научно-технического прогресса, несущего большие угрозы в условиях отсутствия адекватного культурного, духовно-нравственного совершенствования общества.

 

Эхо солнечных бурь. Картины А Л Чижевского

 

Максимилиан Волошин Картины и стихи

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий