Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Монтессори » Педагогика Марии Монтессори

5 997 просмотров

25905060

Сегодня, почему-то, бытует ошибочное мнение о том, что система воспитания и обучения Марии Монтессори – это дорогостоящий комплекс оборудования и высококлассные специалисты. На самом же деле суть, основа «педагогики Монтессори» проста и доступна каждому: нужно любить ребенка и уважать его «я». А оборудование и специалисты имеют лишь прикладное значение. Нет на них денег – из ребенка вырастет просто счастливый человек, есть они – он еще будет и умным, и воспитанным, и образованным.

Поэтому уже сегодня в каждой семье возможно счастье: нужно просто прислушаться к «педагогике Монтессори». И тогда Ваш ребенок вырастет послушным, уравновешенным, любознательным, добрым, любящим.

И счастливым.

Педагогика Марии Монтессори

«Помоги мне сделать это самому».

Монтессори-педагогика представляет собой систему обучения и воспитания детей, которая представляет собой единство и целостность на всех уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.

Как философ, Мария Монтессори имела свой взгляд на наш мир и на место и роль человека в нем. Она была убеждена в том, что существует единый «космический план» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему роль.

Психологический уровень педагогики Монтессори связан со взглядом на конкретного ребенка как на индивида. Ребенок кардинально отличается от взрослого тем, что обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением»  и тем, что строит свою личность в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».

Педагогический уровень трактует вопросы взаимодействия взрослого и ребенка. Педагогика Монтессори предполагает свободную целесообразную деятельность ребенка в созданной развивающей предметно-пространственной среде (по терминологии Марии Монтессори – «подготовленной среде») при ограниченном прямом воздействии взрослого.

Методический уровень рассматривает конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Взрослый сначала демонстрирует ребенку способ работы с комплексом оригинальных материалов (известных ныне как Монтессори-материалы), а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.

Образование и воспитание по Монтессори – это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, в котором на первом месте стоят: интерес ребенка к материалу, свобода действий и свобода выбора, индивидуальный подход взрослого к каждому ребенку. Помимо получения высокого общеобразовательного уровня, педагогика Марии Монтессори учит ребенка иметь свою точку зрения на все, что происходит в мире, принимать решение и нести за него ответственность и самостоятельно учиться.

Девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому».

Философские взгляды Монтессори

Философские взгляды М.Монтессори базируются на «Космической теории», согласно которой все в мире – растения, животные, человек – существуют и действуют в соответствии с единым космическим (Божественным) планом развития Вселенной. В биосфере – области распространения жизни на Земле – все находятся в неразрывном единстве и взаимовлиянии. Поэтому все живые существа выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты и порядка.

Каково же место человека во Вселенной, какова его цель существования? Монтессори была убеждена в высшем предназначении человечества. Наш Творец ведет людей от подмастерья к вершинам мастерства. Уже сегодня человек, единственное существо на Земле, наделенное разумом, несет полную ответственность за все, что происходит в мире. Человек уже давно выполняет в природе «преобразующую функцию». Он является самой активной из действующих сил, предназначенной для того, чтобы изменять и совершенствовать окружающий мир.

Но вплоть до XX в. человек не осознавал этого предназначения и выполнял свою космическую задачу бессознательно. Однако, в настоящее время, в результате огромного прогресса технологий, человеком создана настоящая «сверхприрода». Но прогресс технологий в промышленности не привел к прогрессу в воспитании. И человечество создало конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем. В результате, созданная «сверхприрода» может сегодня или завтра легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим, природным и социальным катастрофам.

Человечество должно  осмыслить свое «Космическое» предназначение и понять, что, перед лицом опасности социальных потрясений и войн, оно обязано прогресс технологий дополнить прогрессом воспитания и обучения. Человечество должно выработать «Вселенское сознание» и, таким образом, создать счастливое, единое и гармоничное общество.

«Стратегия воспитания, – считает Мария Монтессори, – должна строиться на законах, управляющих человеческим становлением и развитием, и должна реализовать все потенциальные энергии, дремлющие в человеке».

Поэтому, педагогику Монтессори с полным основанием можно назвать «Космической педагогикой».

Взгляды Монтессори на сущность воспитания

Взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа.

Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится во вне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям.

У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, а цель его жизни и работы (игры) – в построении, создании своей собственной личности.

Для этого ребенок обладает впитывающим мышлением (когда знания впитываются в сознание ребенка, как вода в губку) и подчиняется сензитивным периодам (периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным способностям: движениям тела, порядку, социальным навыкам, речи, письму, чтению, счету и другим).

Все хотят своему ребенку счастья. Но относятся к нему, к ребенку, а значит – и к его воспитанию, по-разному.

В старой (но еще такой живучей) системе воспитания и образования детство рассматривается как «переходная стадия к взрослости», а ребенок –  просто «кукла», за которой нужно ухаживать: кормить, одевать, умывать. И если взрослый будет «передавать свой опыт», а ребенок будет «слушать и выполнять», то только тогда он достигнет определенных результатов в обучении и в жизни. Почему-то считается, что ребенок – это, своего рода, «ноль без палочки», что у ребенка ничего своего нет и что все он может получить только от взрослых. Поэтому, все обучение и воспитание ребенка носит авторитарный характер: взрослый жестко и по своему усмотрению определяет, в чем нуждается ребенок (и в 90 случаях из 100 – ошибается), порядок диктуется извне – тоже взрослым, а дисциплина и послушание – есть лишь результат давления и подавления.

Такая педагогика думает не о ребенке, исходит не из его интересов, строится не на законах развития ребенка, а стремится создать из ребенка послушного и молчаливого исполнителя. Взрослому отводится роль всезнающего учителя, а ребенку – послушного ученика. Ребенок является только объектом воспитания, а активным, свободно действующим субъектом может быть только родитель или учитель. Ребенок не может делать что хочет, к чему душа лежит, он обязан  делать только то, что считает необходимым делать взрослый. Ребенок не признается личностью, за ребенком не признается право иметь свое «я». Наоборот, его личность всячески подавляется, уничтожается и подменяется другой: пусть и личностью папы или мамы, но не его собственной. Таким образом, взрослые, всеми доступными способами, стараются воспитать маленькие «копии» самих себя, совершенно не обращая никакого внимания на то, что у ребенка есть свое «Я».

И как результат такого подхода: в ответ на агрессию, неуважение и игнорирование взрослого со стороны ребенка возникает сопротивление, которое, по мере углубления, перерастает в борьбу между ребенком и взрослым. Но, естественно, редко какой ребенок может противостоять взрослому, может отстоять свое право на уважение его «я». Ребенок борьбу проигрывает и, в итоге, у подавляющего числа детей развиваются равнодушие к учебе, лень, нервозность, агрессия, злоба и ненависть ко всем и всему.

Видя такие печальные результаты старой системы воспитания и образования, Мария Монтессори предложила новую педагогику. Монтессори, как врач, ученый и философ, долго наблюдала и исследовала детей и пришла к выводу, что ребенок – маленькая, но уже личность. В нем от рождения заложены стремление и энергия к движению, саморазвитию, исследованию окружающего мира. В него уже с рождения (или – раньше!) заложена «Космическая» программа развития его «я». И задача взрослого состоит не в том, чтобы заставлять ребенка стать похожим на кого-то, а в том, чтобы наблюдать, замечать первые самопроизвольные проявления души на пути развития ребенка, поддерживать и направлять их в направлении ускоренного оформления, расширения и утончения. Задача взрослого не в том, чтобы «учить», а в том, чтобы помогать и направлять ребенку в приобретении опыта и знаний.

Ребенок растет и развивается не от того, что мы его кормим и учим, а потому, что он учится сам в соответствии с заложенной в него с рождения (на генном уровне) «программой». Мы можем подавить эту программу, уничтожить его личность и заменить ее какой-то другой. Или же мы можем помочь и направить рост и развитие этой личности, этого «я». И первое – подавить, и второе – развить, полностью во власти взрослого. У ребенка выбора нет, но взрослый может сделать выбор.

Мария Монтессори предлагает нам выбрать второй путь.

Ребенок беззащитен и слаб. Кроме протеста против агрессивных действий взрослого, у ребенка еще нет возможности напрямую сказать: что нужно его «я». Есть лишь одна возможность это узнать – через наблюдение за ребенком.

Если мы будем наблюдать за ребенком в обычной взрослой жизни, где ребенку и заняться-то нечем, то увидеть мы ничего не сможем. Для того, чтобы заметить первые «самопроизвольные, непосредственные проявления» души ребенка, его нужно поместить в подготовленную среду и предоставить ему полную свободу действий.

Среда – это все, что окружает ребенка. Но так как наш мир создан взрослыми и для взрослых, то для ребенка нужно создавать специальную среду. В этой созданной среде все должно быть сделано из самых лучших материалов и должно соответствовать росту ребенка. В ней ребенок должен видеть перспективу: пособия располагаются так, чтобы ребенок видел и пройденные материалы, и новые, еще не изученные. …..

Среда должна быть устроена так, чтобы у ребенка имелась возможность самообслуживания, свободного выбора  и самоконтроля своих движений. Самообслуживание позволяет ребенку быстро стать самостоятельным, свободный выбор обеспечивает ребенку самовыражение, а самоконтроль развивает в ребенке грацию, уверенность в своих силах, умение вести себя целесообразно и соблюдать общепризнанные законы (осознанная необходимость).

Но, конечно же, главным «элементом» среды, окружающей ребенка, является взрослый.  Он: мудрый руководитель, великий организатор, ведущий за собой, образец для подражания, «ангел-хранитель» от всех бед и несчастий.

Взрослый организует среду и предоставляет ребенку свободу передвижения и выбора. Но детей в группе много и у каждого есть право на свободу. Поэтому взрослый следит за тем, чтобы дети не мешали друг другу. А любые поступки, любые проявления характера ребенка, которые оскорбляют или мешают другим, взрослый должен пресекать с безусловной строгостью.

Взрослый должен сначала обсудить с детьми, а затем и установить ряд правил, которые должны быть разумны, немногочисленны, сформулированы ясно и в позитивной форме, например: «Мы обходим коврик другого», «Мы берем материал только с полки», «Взял, поработал, положи на место» и т.д. Взрослый несет ответственность за выполнение этих правил.

Взрослый ненавязчиво направляет, помогает ребенку ориентироваться в подготовленной среде, обеспечивая ему возможность уверенно и быстро двигаться вперед в интеллектуальном, духовном и физическом развитии.

Взрослый предлагает ребенку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. Если помощь не требуется, то взрослый не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Взрослый внешне пассивен, но внутренне всегда готов прийти на помощь.

Взрослый внимательно наблюдает за ребенком и по просьбе ребенка помогает ему: помогает сделать выбор, проводит презентацию материала (показывает ребенку, как работать с материалом), демонстрирует способы контроля и коррекции ошибок. И высшей наградой взрослому будет тот момент, когда ребенок, после того, как поработает и осознает, прочувствует идею нового материала, начнет совершать «открытия»: начнет находить свои, все новые и новые способы использования и новые варианты применения материала. Пусть многие из сделанных им открытий уже были сделаны другими. Но сам факт совершения «открытия» самим ребенком, рождают у него волнующее ощущение познания истины и становятся для него самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения. А для взрослого – радостью прекрасно выполненной работы.

По мере накопления сенсорного и словарного опыта, ребенок начинает обобщать, начинает формировать обобщенные идеи и применять их к окружающему миру. Душа ребенка наполняется чувством достоинства, уверенностью в себе, гордостью за нашу прекрасную Вселенную. Ребенок привыкает получать все новые и новые ощущения от совершаемых открытий и становится самопроизвольным наблюдателем и ученым на всю оставшуюся жизнь. И, как итог, ребенок реализует себя полностью, выполняет всю, заложенную в него с рождения, «программу» и достигает в своем развитии максимально возможного максимума. И становится тем, кем должен был стать.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

Впитывающее мышление – это такое мышление, когда знания проникают в сознание ребенка без особых усилий, как дыхание и еда. И, точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую и грязную, прозрачную и мутную – детский разум впитывает образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные». В процессе развития разум ребенка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребенок теряет уникальную способность «впитывающего мышления».

Сензитивные периоды – это периоды особой чувствительности (к той или иной деятельности) в развитии ребенка. Сензитивные периоды «заложены» в ребенка природой для того, чтобы он имел время и возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Они приходят и уходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован их внутренний потенциал и использованы благоприятные условия. Если позже попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат будет достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.

Сензитивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.

К основным сензитивным периодам относятся: развития речи (0-6 лет); восприятия порядка (0-3 года); сенсорного развития (0-5,5 лет); восприятия маленьких предметов (1,5-2,5 года); развития движений и действий (1-4 года); развития социальных навыков (2,5-6 лет).

Возрастных фазы. В процессе развития ребенок проходит три возрастные фазы: от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет.

0 – 6 лет. Первая фаза характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. В соответствии с «космическим планом» ребенок «решает» внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире.

Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, «эмоциональным камертоном», сверхчувствительным резонатором эмоций родителей (главным образом матери). Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является «строителем самого себя». На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сензитивных периодов его развития – сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная «педагогизированная» среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, материалы для ознакомления с природой и, наконец, дети. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, реализуют право выбора деятельности, а в процессе их общения и взаимодействия возникает множество ситуаций, которые могут стать материалом для упражнений в навыках социального поведения.

6 – 12 лет. Вторая фаза – глобальная ориентация развития ребенка – связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли. В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире.

Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является «исследователем», который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т. д.

Постепенно (9 – 12) он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления «с нуля», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом «ребенка-ученого».

12 – 18 лет. Третья фаза развития характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места.

В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью, другими словами, организацию людей. Согласно возрастной периодизации Монтессори, он называется «участником организации».

Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным «социальным участником», который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.

Среда. Особое значение для развития ребенка имеет предметная и социальная среда, окружающая его. Обязанность взрослого – создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, способы рациональной деятельности с предметами, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения.

При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение; оборудование; общение. Рассмотрим их в отдельности.

Помещение должно быть уютным, освещенным и теплым, с соблюдением общих гигиенических требований, с достаточным местом для движения и работы на полу. Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, низенькие шкафчики, легко открывающиеся замки, легкие двери, низкие вешалки для платья, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, щетки для полов с короткими гладкими ручками и т.д. Очень важно, чтобы школьная мебель и утварь были красивы и художественны. Красота здесь не в украшениях и роскоши, а в гармонии линий и цветов, в простоте. Оживляют помещение комнатные зеленые растения и цветы. Их ставят достаточно низко, чтобы дети сами могли их поливать. Если педагог любит домашних животных и умеет о них заботится, то они могут жить в помещении группы. Детям будет полезно наблюдать за их поведением и образом жизни, кормить и заботиться о них.

Оборудование находится на открытых полках в свободном доступе для детей. Для детей от 3 до 6 лет оборудование группируется по зонам в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтессори: 1 – зона для упражнений в практической повседневной жизни; 2 – сенсорная зона; 3 – зона для развития речи, обучения письму и чтению; 4 – математическая зона; 5 – «космическая зона» – зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Для детей от 6 до 12 лет, а также более старших, на смену материалам, применявшимся на ранних стадиях обучения, приходят материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ физики, химии, астрономии и т.д. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.

Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем – если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе. Среди материалов – в особенности предназначенных для упражнений в практической жизни – имеется ряд красивых бьющихся и легких предметов. Согласно Монтессори, «такие вещи по самой своей хрупкости становятся «воспитательным материалом». Из этих же соображений детям даются фаянсовые тарелки и стеклянная посуда для питья; это вещи – доносчики, они говорят о грубых; беспорядочных и недисциплинированных движениях».

Общение учитывает, что в процессе работы дети всех возрастов будут общаться и взаимодействовать друг с другом. По мысли Монтессори, это способствует социальному развитию детей группы.

Нормализация поведения ребенка. М. Монтессори писала: «Когда дети в трехлетнем возрасте приходят к нам, то почти все они проявляют ненормальные, однако, поддающиеся коррекции черты характера… Мы знаем, что все негативные черты характера происходят из неправильного обращения с ребенком в первый период его жизни. Если в этот период ребенком пренебрегают, то его разум пуст, так как ему не было дано возможности формироваться». Итак, главными причинами возникновения нарушений в поведении Монтессори считает недостаток интеллектуальной пищи для разума и недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внутренними конструктивными импульсами.

Когда ребенок настолько поглощен работой, что ничего не замечает вокруг, происходит поляризация внимания и ребенок совершенно меняется: делается более спокойным, более интеллигентным и восприимчивым. Именно «поляризацию внимания» Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, – начала процесса нормализации его поведения. Под нормализацией здесь имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.

Что же понимала Монтессори под «нормальным поведением»? К чертам нормального поведения ребенка 3-6 лет она относит умение концентрированно, сосредоточенно работать; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению к взрослым и другим детям; коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой.

Монтессори описывает также «отклоняющееся поведение» сильных и слабых по характеру детей. Для сильных детей характерны следующие нарушения поведения: капризы; вспышки гнева, агрессия, направленная на других детей, на взрослых, на окружающие предметы; эгоизм; зависть, проявляемая как попытка отнять у других детей то, что те имеют; невнимание; проблемы с координацией движений; беспорядочное мышление, перескакивание мыслей с одного на другое; стремление создавать шум; жестокость по отношению к слабым детям и животным. Слабым детям более свойственны вялость, медлительность, пассивность; попытки заставить других работать на себя; страхи, стремление постоянно находиться рядом со взрослым; ложь как пассивная форма защиты; воровство как попытка незаметно присвоить то, что им не принадлежит. Такие дети легко впадают в скуку.

Монтессори отмечает особую важность концентрации и сосредоточенности на работе, так как, если ребенок просто переходит от одного занятия к другому – даже если он правильно использует при этом материалы, – отклонения в поведении не исчезнут: нормализация приходит благодаря концентрации на какой-либо работе. Монтессори подчеркивает, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого. Она дает подобному результату самую высокую оценку.

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий