Главная » О России » …О ТОЙ РОССИИ, КОТОРАЯ ГРЯДЁТ В ЗАРЕ НОВОЙ. Ольга Авилова

87 просмотров
Рис. Оксаны Чудной, 14 лет, «Нет религии выше истины»

Рис. Оксаны Чудной, 14 лет, «Нет религии выше истины»

Грядёт Новый Мир. Он идёт в доспехе лучей лабораторных, и мы не раз уже говорили, что через новейшие научные открытия будет укрепляться основание, «фундамент» этого глобального исторического процесса. Но кто же станет закладывать фундамент, возводить стены?.. Кто те самые «мастера-каменщики», благодаря которым в их сознательном и бессознательном порыве уже возводится это величественное «строение» — будущий прекрасный Мир счастья и благоденствия человечества Земли?

Мы помним, что, по словам философов-евразийцев, у России свой путь, отличный и от Востока и от Запада. Она всегда считалась страной, находящейся под Покровительством Пречистой Девы Небесной, а народ русский назывался Богоносцем. И даже кое-кто из иностранцев усвоили несколько для них туманное явление – есть в людях России загадочная русская душа. Скорее всего, мы, русские, и сами не отдаём себе отчёт, в чём это проявляется…

В Учении Живой Этики и в записях, оставленных Николаем и Еленой Рерихами, однозначно указывается на ведущую роль Ивана Стотысячного – русский народ. В дневниковых записях Елены Ивановны Рерих встречаются особо яркие формулы, данные из Высшего Источника: «Эти наслоения совмещают всю Азию. Но тело должно быть русским, ибо Р[оссия] – Моя Страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех…» (от 14 декабря 1925 г.), «Иван Стотысячный, твой черёд!» (от 24 марта 1927 г.). Именно России предназначено быть страной, которая есть духовный проводник Идей Космического Всеединства и Братства, она доказала это право всей своей историей.

Многие русские философы, начиная с Петра Чаадаева, его «Философических писем», развивали ещё одну идейную сторону особенности России – Русскую идею. Она сконцентрирована в мессианской роли нашей Родины и в понятии «соборность». И отсюда можно понять исконное определение Руси – Святая. В чём же проявляется эта святость? По мнению великих русских мыслителей, полнота идеала святости требует, чтобы Русь – Россия и русский народ – возжелали и исполнили некое общеземное Святое Дело.

Поговорим о соборности. Это симфония, гармоническая согласованность, всеединство.

Отец Павел Флоренский соборность сравнивал с исполнением русских народных песен, когда вначале запевают один-два человека. И песню подхватывает хор. В него вступают новые голоса или, наоборот, выходят из него, а какой-то отрывок снова поётся одним-двумя певцами. И вновь захватывает душу пронзительность звучания голосов всех поющих. Иными словами, соборность – община – это естественное, не подневольное, стройное слияние абсолютного индивидуализма и абсолютного коллективизма.

Соборность отличается от каких-то иных видов общинности своей полной открытостью, общедоступностью и человечностью. И хотя русская религиозная философия часто трактует это понятие узко, лишь в церковно-православных рамках, мы восхищаемся им во всей его необъятности, так как, повторяя за философом и писателем Арсением Гулыгой, — «Будущее принадлежит соборности».

Ведь соборность ещё можно объяснить как Всеобщее Братство всех народов и людей Земли, всех религиозных учений и мировоззрений; и как союз Востока и Запада, и как всеединство беспредельного Мироздания, включая Ближние и Дальние Миры за пределами планеты Земля, утверждая религиозное чувство в людях как живую связь с Горним, Небесными Силами и Создателем.

Провидчески глубинно мнение поэта и философа Вячеслава Иванова: «Соборность – задание, а не данность, она никогда ещё не осуществлялась на Земле всецело и прочно».

Так вот такое задание – общеземное Святое Дело – поручено Свыше осуществить Ивану Стотысячному.

И потому именно в России произошла первая попытка построить коммунистическое общество, внедрить коллективизм как отражение великой священной Идеи соборности. В Записях Е.И. Рерих говорится: «Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради Общего Блага мог бы принять большую тяготу» (от 7 января 1926 г.), «Яро говорите о коммунизме. …скажите, что лучшие умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию» (от 15 января 1926 г.).

Показательно мнение по тому же вопросу гениального русского физиолога Ивана Павлова, Нобелевского лауреата (отмеченного ею в начале XX века!), в разговоре с не менее гениальным биофизиком Александром Чижевским, одним из основоположников современного космического естествознания, который запечатлел мысли И.П. Павлова в своей книге «На берегу Вселенной»: «Я не большевик и не разделяю их программы. Что они задумали – по-моему, слишком рано: ещё человек не созрел для коммунизма… Многие думают, что большевики купили Павлова, — не верьте этому. Павлов не продаётся, но Павлов пришёл к логическому выводу: надо помогать большевикам во всём хорошем, что у них есть. А у них есть такие замечательные вещи, которые и не снились там, за границей. Кто знает, может быть, это и есть «свет с Востока», который предвидели прошлые поколения. Всё это дело рук русских людей, хотя среди них много иноверцев, евреев. Но это тонкая прослойка. В основании большевизма лежит потребность русского духа к совершенству, справедливости, добру, честности, великой человечности. Карл Маркс создал эту систему, но русский дух её воплотил по-своему. Маркс был еврей, но и Христос – тоже еврей. Большевизм в своём конечном счёте многограннее и совершеннее христианства, но этого надо ещё ждать – десятилетия, полвека, не меньше».

Да, надо ждать, и не полвека, как оказалось, а гораздо больше. Ведь новое, юношески здоровое пробивает себе дорогу в вечной борьбе с косным и старым. И на дороге к воплощению светлой идеи всемирного коммунизма ему преграждали путь жестокость и извращения сталинизма, фашизм с его маниакальной идеей подчинить себе весь мир, а коммунизм стереть с лица земли; безразличие брежневского застоя и теперешний «окрас» России в капиталистический «цвет»… Но идея соборности жива и будет жить, она царит в пространстве, она властно подчиняет себе лучшие умы русские, не по национальному признаку, а по духу прилежания к всемирному статусу России.

Россия – великая Мать, воспитавшая и продолжающая питать собой, неукротимым духом Всеединства лучших своих детей. К плеяде их относится пламенный революционер князь Пётр Кропоткин. Все знают его как ярого пропагандиста отечественного анархизма. Это то самое  социально-неполитическое явление, которое подверглось особенному опошлению обывательским невежеством, полностью извратившим невероятно высокие постулаты анархизма.

Анархизм – высшая нравственность, которую воспитывает в себе сам человек. Так самосовершенствуясь, очищаясь от греховных, злых мыслей и поступков, люди в будущем составят вместе гармоничный Союз, спаянный доброжелательством, терпимостью и дружелюбием. Такому Союзу уже не нужны шоры государства, полицейский надзор и наставления церковников, не нужны границы, разделяющие страны, так как все народы Земли добровольно объединятся в Общем Благе, и каждый сочлен Союза будет исполнять свой долг как гражданин Земли и свободный человек.

П.А. Кропоткин в своём очерке «Нравственные начала анархизма» приводит несколько примеров из жизни животных, ими иллюстрируя свои мысли о долге человека жить в ладу с собой и окружением: «Гюбер и Форель, неподражаемые исследователи муравьёв, доказали целой массой наблюдений и опытов, что если муравей, хорошо наполнивший свой зобик мёдом, встречает других муравьёв, голодных, эти последние сейчас же просят его поделиться с ними. И среди этих маленьких умных насекомых считается долгом для сытого муравья отрыгнуть мёд и дать возможность голодным товарищам покормиться. … Спросите у сурков, хорошо ли отказывать другим суркам своей колонии в доступе к своему подземному магазину запасов? И они опять дадут ответ, что очень худо, так как будут всячески надоедать скупому товарищу… Тысячи таких фактов можно было бы привести…, чтобы показать, насколько сходны понятия добра и зла у человека и у животных».

Что есть добро? И что есть зло? Пётр Кропоткин отвечает: «На какой бы низкой ступени умственного развития ни стоял человек, как бы ни были затуманены его мысли всякими предрассудками или соображениями о личной выгоде, он всё-таки считает добром то, что полезно обществу, в котором он живёт, и злом то, что вредно этому обществу».

Принцип анархизма, можно сказать, вытекает из этого бесхитростного сопоставления с естественным, природным поведением животных – так, человек ставит себя в той или иной ситуации на место другого человека в своём воображении: приятно ли ему будет, если бы с ним поступили, как он сам относится к другим: «Разве ты позволил бы, чтобы с тобой обращались так, как ты сейчас поступил?»

Когда такое совестливо-сравнительное поведение войдёт в привычку всех, тогда и воплотится на Земле общество людей свободных, где свобода коренится в истинном понимании добра и зла и в добропорядочных, естественных отношениях равных с равными.

Коллективное здесь ткётся из совокупности свободных личностей, добровольно подчинивших себя обществу, познавших и воспитавших в себе нравственное чувство долга. Долга в первую очередь перед собой – своей честью и совестью, перед обществом людей себе подобных – братьев по духу.

«Будь силён!» — восклицает П.А. Кропоткин. — Расточай энергию страстей и ума, чтобы распространить на других твой разум, твою любовь, твою активную силу».

Свобода, Равенство, Братство – лозунг русских идеалистов-революционеров, положивших свои молодые жизни на осуществление величайшей Мечты человечества о воплощении счастья на Земле. Однако людское невежество и злая воля исказили сияющие черты Мечты и постарались доказать через сталинский режим и перекосы социалистического строя Союза Советов несостоятельность воплощения того задания, которое было дано выполнить России и её народу.

Но священное общеземное Святое Дело вновь и вновь напоминает о себе через книги, фильмы, высказывания великих сынов России, которые вдруг неожиданно встречаются на выцветших страницах их дневниковых записей и старых брошюр: «Оставим отжившей гнили эту жизнь, которую нельзя назвать жизнью! – восклицает юность – истинная юность, полная жизненных сил, стремящаяся жить и сеять жизнь вокруг себя. И всякий раз, как общество начнёт разлагаться, напор этой юности разбивает старые формы – экономические, политические и нравственные, чтобы дать простор новой жизни. Пусть тот или другой падёт в борьбе! Соки всё-таки будут подыматься! Для сильных людей жить – значит цвести», отдавая цвет своей жизни и плоды обществу равных, так как «Счастье каждого тесно связано со счастьем всех окружающих его». Такими мыслями завершает своё объяснение основ анархизма как науки о нравственности его идеолог Пётр Алексеевич Кропоткин.

Николай Рерих. «Богатыри проснулись»

Николай Рерих. «Богатыри проснулись»

Да, о Святом Деле русских постоянно идут напоминания и знаки. Итак именно к России, к народу русскому обращена мудрость книг Учения Живой Этики. Все эти книги пронизаны единой идеей победы коллективного над личным, победы бессмертного духа человеческого над смертным, плотским, единоличным существованием. Названия томов всей серии Учения разные, но два из них носят прямое указание — «Община», и последние тома тоже подчёркивают главную суть появления этих книг среди земного человечества – «Братство».

Учение Жизни, данное из Высшего Источника через русского художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха и его жену Елену Ивановну Рерих, вслед за Учением Иисуса Христа обращается уже к новым поколениям Земли со словами о Пути, предначертанном каждому Свыше. Этот Путь освещается светом самосовершенствования человека – воспитания в себе через Культуру – Красоту, Добро и накопление Знаний – качеств Нового Человека, достойного жить в Новом Обществе гармонии и счастья.

Тот же Высший Источник кратко и ёмко поясняет незаменимую роль России в осуществлении главной Мечты человечества:

«Поэтому только Россия, с её особым мировым положением, с её особой молодой, активной энергией мысли, готовой принимать всё новое и живое, способна была выполнить тяжёлую миссию первопроходца, проводника Нового Мира.

”Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия”, — это сказано о той России, которая грядёт в Заре Новой».

Подготовила Ольга Авилова

Источник:  газета «Светоград» №4. 2017

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий