Главная » революция » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (о революции). Писарева Е.Ф.

1 121 просмотров

Часть XXXI. Русская революция

Только сочетание внешней революции с внутренней может дать нам ту обетованную
страну мира и свободы, о которой мечтает весь современный мир.

Совершившиеся на наших глазах Февральские и Мартовские события назовут в истории
“великой русской революцией”, но в действительности значение их несравненно глубже,
оно более чем мировое, оно космическое: русская революция — пролог к новой мировой
эре, к переходу человеческого сознания на новую ступень.

Вот что говорил двенадцать лет тому назад оккультист д-р Штайнер по поводу
современной нам эпохи. “Обозревая все прошлое (человечество), мы найдем, что во всех
предшествующих культурах развивались различные ступени сознания. Переход от одной
ступени к другой, когда зарождаются новые начала, новые идеи, новое настроение,
называется в оккультизме вихрем бытия. Конец атлантической культуры и возникновение
пятой арийской расы, давшей начало всем культурам Азии и Европы, и представляет
собою такой вихрь бытия. Как из скрытого семени, возникли из него новая жизнь, новые
условия, новая стадия сознания. Конечным плодом этого “вихря” стала христианская
культура. В христианстве я человека перешло на новую, высшую ступень самосознания.
Конечная миссия христианства — подготовить человечество к новой ступени сознания,
вызвать к жизни новый мировой “вихрь”.

В настоящее время мы уже стоим лицом к лицу с таким новым “вихрем”1… Начинается
новый приток, зарождаются семена новой культуры, которую должны дать славяне для
грядущей шестой расы. Нить прежней культуры обрывается, образует пролом, новый
культурный поток уже возник, но он еще скрыт в глубине души стоящего на очереди
народа; ум народа как бы спит еще, а создающееся в нем духовное уже готово начертать
на его челе новые думы, вызвать к жизни новую культуру для всего человечества.
Смысл происходящего перед нами этого “вихря бытия” — разложение прежней культуры
и возникновение новой. На востоке Европы она зачинается, на западе она изживается.
Старая культура должна дать толчок новой. При переходе к новому возникает творческий
зародыш…

Так было при исходе атлантической культуры, когда древние семиты представляли из
себя этот творческий зародыш: они дали культуру сознания критического,
аналитического, раздробляющего. Продолжение прошлой культуры невозможно, нить
обрывается; образуется пролом, необходим скачок на другой берег, откуда на нас как бы
глядит духовность”2.

Так говорил двенадцать лет назад1 оккультист, владеющий ключами, которые позволяют
проникать в сокровенный смысл исторических событий.

Совершившееся на наших глазах подтверждает, что мы действительно вступили в
совершенно исключительную полосу эволюции, в эпоху, “когда мир несется с
головокружительной быстротой и в один год пробегает путь многих столетий”, как
выразился на днях Ллойд Джордж в одной из своих речей. “Сегодня мы переживаем одну
из таких эпох, — добавил он, — шесть недель тому назад Россия была самодержавной,
сегодня она является одной из самых передовых демократий мира”.
Ллойд Джордж выразил этими энергичными словами совершившийся факт, оккультист
предвидел его и дал ему объяснение.

Требовавший великого напряжения скачок сделан, мы на другом берегу, двери в
“обетованную землю” благословенной свободы раскрылись, и теперь вопрос в том, как
мы начнем развивать наш творческий зародыш, с каким настроением мы примемся за
осуществление задач новой эры.

В старой эре “настроение” не принималось в расчет: мы считались только с логикой
фактов. Новая эра выдвигает на первый план настроение, то есть внутренний строй
человека, те скрытые от учета мотивы, которые направляют его волю и делают его
действия или ничтожными и убивающими дух, или благородными и окрыляющими.
Перед нами прошли праздники революции, и кто лично участвовал хотя в одном из них и
наблюдал, как красива может быть толпа, когда она живет в любовном единении и
проявляет рыцарскую вежливость, оберегая друг друга, тот знает, что это настроение шло
изнутри народной души, выявляя наружу ее скрытую красоту и заложенные в ней
возможности.

Но то был праздник, ликующая радость освобождения от долгого плена. Для того чтобы
это светлое настроение перевести и в грядущие будни, необходима такая же светлая
деятельность.

Что же нужно для этого? Нужно, чтобы Россия создала новые пути и не повторяла ошибок
Запада, который все силы направлял на внешнее строительство и забывал о строительстве
внутреннем.

Если Россия пойдет по проторенной дороге и увлечется созданием внешней цивилизации
без равномерной внутренней культуры, тогда и “обетованная земля” не выполнит наших
надежд, и Россия пройдет мимо своей миссии, о которой оккультист говорит в той же
лекции.

“Социализм Запада основан на производстве, он считается с накоплением, с жадностью, с
эгоизмом. Будущий социализм европейского Востока будет основан на потреблении, он
считается со справедливым распределением, с братством и взаимопомощью”. Далее
следуют знаменательные слова, относящиеся к Льву Николаевичу Толстому как
собирательной душе русского народа: “Толстой говорит так, как не мог бы говорить ни
один представитель западноевропейской мысли, ни Кант, ни Спенсер. В нем, в Толстом,
все содержание европейской мудрости; но тогда как представители западноевропейской
культуры являют собою перезрелость, у представителя восточноевропейской
зачинающейся культуры все свежо, варварски необработанно и несовершенно. Так и
должно быть, когда дело идет о зародыше. Не из развившегося организма, а из семени
возникает новое…” (“Вопросы теософии”, стр. 108).

Каково же это новое? Какие указания дает теософия на свойства этого “нового”?
Ее учение говорит о необходимости перехода человечества на новую ступень сознания.
Отживающая ступень развила до совершенства конкретный разум, орудие анализа и
расчленения, познающее формы и действующее в трех измерениях земного мира. Новая
ступень поведет к развитию высшего разума, или интуиции, орудия синтеза, познающего
суть вещей и способного действовать в высших измерениях невидимой Вселенной.
Отличительный признак интуиции заключается в том, что она тесно связана с сердцем
человека. Неразвитое сердце, неспособное к бескорыстной любви — непреодолимая
преграда для развития интуиции. Ее основное свойство — любовное проникновение в
суть вещей, отождествление субъекта с объектом познавания.

Из этого следует, что первое условие для развития интуиции — это ощущение своего
единства со всем миром и прежде всего со своими ближними. Осуществление этого
условия ведет к опытному познанию человеческого единства.

Человечество — едино, утверждает раскрывшаяся интуиция, и уже одно это основное
положение влечет за собой неисчислимые последствия для строительства новой жизни.
Раз человечество — единый организм, сама собою отпадает партийная, классовая и
национальная вражда. Все отделы творчества одинаково нужны для блага целого, но все
они должны действовать в полном единении и не для себя, а для поддержания всего
организма, как это делают клетки в здоровом теле. Только при этом условии достигается
здоровье и счастье всего народа1. Партийная борьба, антагонизм и конкуренция должны
замениться дружным сотрудничеством и коллективным творчеством, и это — второй дар
нового сознания.

Третий дар — одинаковое право всех и каждого на свободное самоопределение и
беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований. Нарушение этого права есть
вред, наносимый всему народу, обеднение его творческих сил. В этом праве и
заключается здоровая демократизация, которая должна стать жизненным лозунгом
новой эры.

Равенство, в смысле одинакового права на обеспеченное и достойное существование, это
— азбука демократии, которая не оспаривается более никем. По крайней мере, вслух. Но
это равенство чисто внешнее, а как разрешится на высшей ступени сознания вопрос о
внутреннем неравенстве? О бесконечном разнообразии индивидуальных сил и
дарований и о таком же бесконечном разнообразии индивидуальных потребностей?
Одному нужно одно, другому совершенно иное; один может внести в общую
сокровищницу лишь слабый и несовершенный труд, деятельность же другого может
оказать благое влияние на жизнь всего народа: как же выразится это неравенство?
Косвенный ответ на этот вопрос можно найти только в том характере взаимопомощи,
который осуществляется в хорошей семье, где старшие любовно заботятся о младших, где
все участвуют в общем труде по мере своих сил и получают по мере своих потребностей.
Отсюда как неизбежное последствие вытекает жертвенность власти, бескорыстное
служение наиболее мудрых и совершенных своему народу и полное доверие, которым
народ будет дарить их в ответ.

“Человек становится тем, что он думает”. Это мудрое изречение древнего Востока
следовало бы написать неизгладимыми буквами на знамени нашего нового творчества и
в глубине нашей проснувшейся совести.

На старой ступени сознания человек думал, что он имеет право на эгоизм, и он
постепенно расширял это воображаемое право, создавая личные, партийные, классовые
и национальные привилегии.

Новая эра потребует уничтожения всех привилегий, созданных эгоизмом, и выросшая
человеческая мысль, отказавшись от противопоставления интересов одних интересам
других, заменит его взаимным служением.

На изживаемой ступени человек думал, что меньшинство имеет право давить
большинство; новая эра должна исключить всякое давление, в том числе и давление
большинства на меньшинство, как такое же нарушение права на свободное
самоопределение: этот урок должен быть твердо выучен немедленно, чтобы не внести
старых ошибок в новое строительство.

На старой ступени человек был уверен, что его создает окружающая среда, и он все свое
несовершенство относил к несовершенству внешних условий и учреждений. Сознание
новой эры раскроет для всех, что земные условия и учреждения созданы самими людьми,
что они — не более как видимый результат невидимых мыслей, чувств и стремлений
человечества. Ясное понимание того, что “человечество есть строитель своей судьбы”,
заставит повернуть внимание на самого человека, на невидимую жизнь его внутреннего
мира.

Если эта невидимая жизнь не окажется совершеннее, а мы сами не станем мудрее и
лучше, в таком случае и наше новое строительство жизни будет такое же несовершенное
и поведет к новым страданиям.

И они будут все более сгущаться над нами, пока мы не признаем, что единственно верный
путь, ведущий людей к благу и счастью, это — сознание одинаковой необходимости,
наряду с внешним прогрессом, прогресса внутреннего, соединение материальной
культуры с культурой духовной, революции внешней с революцией внутренней.

Это сознание изменит самый мотив человеческой деятельности. В завершающейся эре он
был разъединяющим, породившим недостойную человека “борьбу за существование”,
международную вражду и войны, новая эра требует мотива объединяющего, ведущего к
взаимопомощи, международному миру и братству народов.

Верное понимание этой необходимости произведет величайшую революцию в душе
человека; и только сочетание этой внутренней революции с внешней может дать нам ту
“обетованную страну” мира и свободы, о которой мечтает весь современный мир.

1917 г.

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий