Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Живая Этика - в жизнь, ученичество » О начальных принципах совершенствования. Н.В. Башкова

1 473 просмотров
С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г. Латвийский Национальный художественный музей. Рига, Латвия

С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.
Латвийский Национальный художественный музей. Рига, Латвия

О начальных принципах совершенствования: противоположение и совмещение нравственных качеств

Мыслитель говорил: “Пусть самопознание
будет праздником твоим”.
Надземное, 877

Искренне устремленный к духовному совершенствованию человек в книгах Учения Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» находит всестороннее опытное руко­водство. Правда, мы не найдем здесь пошаговой программы действий и готовых ре­цептов. В Учении отмечается, что они невозможны в принципе, ибо психическая природа каждого человека очень индивидуальна и своеобразна. Каждому необходи­мо самому выработать подходящие способы и методы совершенствования на основе тех советов и упражнений, которые описаны в Живой Этике.

Началом сознательной внутренней работы над своими нравственными качест­вами может служить следующий совет из книги «Знаки Агни Йоги»: «Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении»1.

Хотя неприятно и стыдно признавать свои несовершенства и слабости, но их осознание – первый шаг на пути самосовершенствования. Очень важно сформиро­вать правильное отношение к ним, чтобы не допустить ни задержек, ни безысход­ных остановок в саморазвитии. Наши недостатки и несовершенства – это не замки и кандалы для духа, не повод к отчаянию. Это только точка отсчета, от которой мы начинаем, а точнее, продолжаем наш путь сознательного совершенствования в те­кущей земной жизни. «Ведь начинать всегда приходится от чего-то, – отмечается в «Гранях Агни Йоги». – Если кому-то его несовершенства будут служить пре­градой, а не трамплином для устремления выше, будем считать такую уста­новку в корне неправильной. … Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету. Следовательно, обращение и устремление к Свету возможны всегда. Обращающийся всегда получает ответ, если обращение от сердца»2. Наши недостатки в перспективе будущих достижений превращаются в ступени последовательного восхождения.

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938 г. Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938 г.
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

Кто оценит, какие качества в нас самые наихудшие? Конечно, только мы сами. Это будут самые болезненные для нас на сегодняшний день недостатки, которые особенно тяготят нас, нам стыдно, когда мы их проявляем, они унижают наше дос­тоинство, и нам очень хочется избавиться от них. Это должно быть искреннее, силь­ное, выстраданное желание.

Итак, мы их выбираем. Однако далее внимание необходимо сосредотачивать не на недостатках, а на противоположных им позитивных качествах. Живая Этика утверждает важный закон: процесс совершенствования происходит по линии род­ственных противоположений. Если мы хотим преодолеть трусость необходимо развивать волю к мужеству, боремся с жадностью – значит, акцентируем внимание на щедрости, избавлению от стеснительности и зажатости поможет взращивание достоинства духа и уверенности в своих силах и т.д. Так, Учение направляет нас к сознательному пробуждению и воспитанию положительных качеств.

Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши) (1932) Бхарат Кала Бхаван, Бенаресский индуистский университет, Варанаси, Индия

Н.К. Рерих. Будда дающий
(Две Чаши) (1932)
Бхарат Кала Бхаван, Бенаресский индуистский университет, Варанаси, Индия

Многие думают, что добродетели противостоит один недостаток. Однако это не так. Уже в древности мы находим учение о вершинной добродетели между двумя крайностями. В центре проповеди Будды, жившего в VI-V вв. до н.э., стоит учение о Золотом срединном пути, пути равновесия между любыми жизненными крайно­стями, которые по сути негативны и разрушительны, – между аскетизмом и потвор­ством всем желаниям; между нищетой и богатством, роскошью и т.д.

В рассуждениях Аристотеля, древнегреческого философа IV в. до н.э., мы так­же находим подобное логическое построение – не дуальное «+» — «–», а троичное – между двумя негативными крайностями располагается позитивная середина-вершина. «…Как в страстях, так и в поступках, – подчеркивал философ, – [по­роки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и её избирает». Поэтому добродетель есть «с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной»3.

«+»

«–» –– «–»

Так, мужество будет вершинной добродетелью между пороками в сторону его недостатка – это трусость, страх; и в сторону его крайнего избытка – это безрассуд­ство, отчаянная отвага. Или, например, щедрость – это вершина между её недостат­ком – скупостью, жадностью и бедственным избытком – расточительностью, мотов­ством.

2631-3

Несколько примеров из Учения Живой Этики.

1. Как относиться к своему здоровью и силам? Живая Этика говорит о (+) береж­ном отношении к своей жизни и здоровью, о целесообразном расходовании сил в творчестве и труде на Общее Благо. Между какими негативными крайностями будет такое отношение? Между (–) пренебрежением своей жизнью, самоистощением, са­моистязанием и (–) эгоистической боязливостью за свою жизнь, дрожанием за каж­дый шаг. «Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира»4.

2631-2

2. Еще один пример. В истории этической мысли (–) страстности, необузданно­сти желаний ряд ученых, особенно 19 века, противопоставляли как некий позитив (–) полное бесчувствие, бесстрастие, равнодушие. Так толковали, например, восточ­ное понятие нирваны, исходя из его буквального перевода как угасание, прекраще­ние. Но такой подход неверен, как в буддизме, так и в Живой Этике под бесстрасти­ем понимается преодоление низшей эмоционально-чувственной, рассудочной при­роды человека, наполненной эгоизмом и животными инстинктами. Равнодушие не может быть идеалом. В Живой Этике читаем:«…Человек должен опасаться рав­нодушия; оно есть гибель вибраций, оно есть убийство восхождения… Скажут: “Но равнодушие должно освобождать от желаний”. Заблуждение, ибо никто не сказал против желания героических самоотвержений; такие желания следует принимать, как дерзания. Они как вехи восхождения. …Расширенное сознание прозревает красоту подвига»5. То есть вот она, уравновешивающая вершина – (+) дерзание к Высшему, Прекрасному, устремление к Общему Благу, подвигу.

2631-1

Если бы мы имели дуальную структуру, где только два полюса: добродетель и порок, то тогда какой была бы середина? Между спокойствием, отрешенностью и страстностью, необузданными влечениями – не будет ли серединой наличие обы­денных, неярких желаний? Тогда где же место дерзанию, самоотверженности, под­вигу, устремлению к высокой цели? Между радостью и страданием не окажется ли некое «толстокожее» равнодушие? Тогда найдется ли место радости Красоте, позна­нию, творчеству, радости любви? Другими словами, такая середина оказывается по­средственной, серой, тусклой. Тогда как Духовный Мир, на самом деле, играет не­бывалыми прекрасными красками и зовёт человека на беспредельный простор твор­ческих выявлений.

Согласно Живой Этике, где человек рассматривается как многомерное сущест­во, негативные противоположные крайности укоренены в его низшей эгоистической природе. Между двумя этими крайностями находится огромная градация перете­кающих мыслей, переживаний, мировоззренческих позиций. Важно понимать, что Золотая середина лежит не здесь, не в плоскости нашей низшей природы. Она являет собой вершину, находящуюся в духовной сфере, и принадлежит Духу.

В Учении Живой Этики освещаются многие важнейшие законы и закономерно­сти, по которым строится внутренняя психическая жизнь человека. Двойственно­сть нашей низшей природы лежит в основе психологической закономерности, прояв­ляющейся как маятник. Выведенные из равновесия психические энергии нашего сознания в сторону одной негативной крайности вызывают подобный же по ампли­туде их всплеск с противоположным значением. Состояния эти, как правило, быстро преходящи. Так, восторженность, обожание обязательно через некоторое время вы­зовут разочарование и даже враждебность; приступ страха настигает нас после сле­пой беззаботности; легкомысленная весёлость, смешливость влечёт за собой не ме­нее сильное огорчение и печаль. Еще раз подчеркну, что эта закономерность касает­ся только личных, эгоистически окрашенных чувств.

majatnikПриведённый когда-то в действие этот маятник трудно остановить, но действие его неизбежно. Эти шатания по огромной шкале противоположностей ведут к раз­балансировке психики, ослаблению и истощению наших сил. Вспоминаются слова Ф.М. Достоевского: «…Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил»6. Эти слова, казалось бы, отрицающие ценность вмещения и широты сознания, на самом деле, как раз относятся к низшей природе человека с её разрушительным двоемыс­лием и самоистязанием.

Выход из таких негативных шатаний лежит в движении к позитивной духов­ной вершине. Чем ближе к ней – тем меньше амплитуда колебаний. К этому ведет каждодневная сознательная работа над собой, самоконтроль, когда человек не по­зволяет себе впадать в сильные личные переживания любой полюсности, но сохра­няет самообладание, мудрое спокойствие и терпение. Конечно, остановить себя лег­че на приятной дуге переживаний. Как говорил древнегреческий мудрец Солон: «Ничего слишком». «Не радуйся радостям суетной жизни и плакать не будешь от них, – указывается в «Гранях Агни Йоги». –Погаси положительный полюс яв­ления, и отрицательный умрет сам. А рычаг в твоих руках»7.

С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г. Латвийский Национальный художественный музей. Рига, Латвия

С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.
Латвийский Национальный художественный музей. Рига, Латвия

Существуют также законы развития и для вершинных, духовных качеств. Один из законов гласит, что каждое духовное качество подлежит беспредельному рос­ту и развитию и по природе своей оно бессмертно, вечно (поскольку является проявлением духа), а значит, непреходяще и каждое наше усилие в его достижении. Сравнение духовного восхождения с подъёмом на вершину, уходящую в небесную высь, не только красиво, но и глубоко верно. Развитие духовных качеств сопровож­дается ростом напряжения всех наших внутренних сил, их мобилизацией, активно­стью. «…Середина, как равновесие, – отмечается в Учении, – не умаляет, но ут­верждает напряжение энергии.(…) Эта середина – не низшее трепетание, но равновесие высшего напряжения»8. В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается: «На этом пути утверждения положительных качеств духа конца нет, равно как нет конца и росту огненной силы, и росту могущества духа. Путь бесконечен»9.

Возникает закономерный вопрос, каков же будет механизм развития духовных качеств? Мы знаем, что живем в биполярном мире, где движение и развитие проис­ходит действием двух противоположных и одновременно взаимодополнительных сил (например, центробежной и центростремительной; положительного и отрица­тельного заряда и т.д.).

В развитии духовных качеств присутствует два стимула. Во-первых, это дви­жение от менее к более совершенному проявлению качества, которое требует от нас адаптация к изменяющимся условиям жизни (усложняющимся и поднимающим планку требовательности к нам), а также возникающее духовное притяжение к ярким идеалам и образцам для подражания (их мы можем видеть в великих людях, их та­лантливости и плодотворном творчестве).

Во-вторых, это взаимодополнительное действие двух или более внешне проти­воположных позитивных качеств в сознании человека. Например:

мужество, бесстрашие и осторожность, осмотрительность;

подвижность, гибкость мышления и постоянство, твердость, непоколебимость;

щедрость и бережливость; доверие и бдительность, дозорность,

самопожертвование и бережность к психической энергии;

дисциплина, послушание, доверие Учителю и инициатива, самодеятельность;

патриотизм и интернационализм, космополитизм;

доброжелательность и суровость; открытость, отзывчивость и сдержанность;

воздержание и устремленность, пламенность, неотступность, и т.д.

Необходимое сосуществование таких качеств препятствует уклонению созна­ния в негативные крайности и ведёт ко всё более утончённому и высокому их прояв­лению, т.е. совершенствованию. Если до этого мы говорили о настоящих противо­положностях – добродетели и пороках, где пороки должны быть преодолены и трансформированы; то сейчас перед нами мнимые, позитивные противоположности в том смысле, что каждый член этой пары необходим, прогрессивен и должен быть развиваем со всем усердием.

Приведем примеры из Учения и Писем Е.И. Рерих.

«…Отказ от собственности и вместе с тем окружение ею, оторванность от земли и всего мирского и в то же время погружение в него и работа со всем устремлением в нем – все эти противоположения должны уравновеситься в сознании учени­ка».(Письмо Е.И. Рерих от 28.06.1932).

«Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными» (Листы Сада М. Озарение, введение).

«Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суровостью долга»(Община, § 112).

«Большое равновесие должно быть найдено между спокойствием и осознанием опасности» (Братство, § 432).

Йог «поймет ценность воздержания и сочетает её с ненасытностью. Герой, истинно, ненасытен в подвиге. Он голоден действиями и готов воздержаться каждый час. Он не отрывается от земли, действуя для духа» (Знаки Агни Йоги, §261).

«Не стыдитесь упорно твердить, если видите, что спасительный совет попирается невеждами. Правильно сказано о не метании жемчуга перед свиньями, но также ска­зано о сложении целой горы горстями песка каждодневно» (Братство, § 573).

«Урусвати знает, что любовь к человечеству не исключает любви к родине» (Над­земное, § 565).

«Спокойствие и дружелюбие вполне согласуются с твердостью и настойчиво­стью»(Письмо Е.И. Рерих от 20.01.1950).

1111111111111

1111111111112

Сама жизнь в многообразии изменяющихся обстоятельств побуждает нас по­ступать не шаблонно, не однотипно, а каждый раз индивидуально, творчески и на­ходчиво проявлять разные качества сознания в зависимости от ситуации. Расшире­ние нашего сознания снимает противоречивость таких противоположений. Вмеще­ние их и применение на практике составляет основу совершенствования.

Мы полагаем, существует своя последовательность в овладении нравственными качествами. Сначала человек ищет середину-выход между двумя негативными крайностями-недостатками. Когда же он утвердился на пути совершенствования, то его сознание активизирует поиск правильного равновесия, баланса между целесооб­разным проявлением позитивных качеств-противоположений. «Несоединенные противоположения, – отмечается в Учении, – не дадут круга, без круга не будет системы вращения»10, т.е. не будет движения, развития. Из взаимодействия двух и более сил и рождается то необходимое напряжение, при котором только возможно глубинное преображение как отдельных качеств, так и сознания в целом.

1111111111113

Поскольку каждое качество сознания многогранно, то, интересно отметить, что любое из них создает многие пары позитивных противоположений. Так образуется сложное диалектическое единство – та симфония качеств человеческого сознания, о развитии которой настаивает Духовный Учитель: «Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. …Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссо­нанс разрушительный»11. «Каждая…взятая по отдельности человеческая спо­собность, – указывает Е.И. Рерих, – имеет значение не абсолютное, но относи­тельное. …Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека… Синтез есть высшая гармония»12. Симфония всех качеств даст полный круг всевмещающего-одухотворенного сознания, образуя монолитный кристалл с четкими гранями всех наших качеств, способностей и умений.

1111111111114


1Знаки Агни Йоги, § 185.
2Грани Агни Йоги. 1965 г. 399. (М.А.Й.).
3Аристотель. Никомахова этика / Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.87.
4Знаки Агни Йоги, § 261. Курсив – Н.Б.
5Надземное, § 744.
6Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 1. Кн. 3. Сладострастники. III. Исповедь горячего сердца. В стихах.
7Грани Агни Йоги. 1951 г. 099.
8Аум, § 480.
9Грани Агни Йоги. 1970 г. 510. (М.А.Й.).
10Знаки Агни Йоги, § 501.
11Братство, § 60. См. также: Грани Агни Йоги. 1969 г. § 180 (Гуру).
12Письмо Е.И. Рерих от 23.09.1937.

Н.В. Башкова,
канд. филос. наук, Тульский Рериховский исследовательский центр

Доклад прочитан на Двадцатых Венёвских Чтениях, посвящённых памяти Б.Н. Абрамова (31.07.2016)

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий