53 просмотров

loqo-1087565

Индекс

Озарение, 2-XII-5 Теперь о сроках. Закон кармы и закон сроков подобны двуликому Янусу – один порождает другой. Карма несет плод деяний и вызывает срок проявления.

Заметьте, карма личная, карма групповая и карма космическая должны сочетаться, и тогда срок явится истинным. Часто развитие кармы личной тянет за собой карму групповую. Некоторые духи управляются целиком кармою, то есть знание духа минимально, – тогда карма является единственною возможностью эволюции.

Беспредельность ч.1, 20 Принято считать, что карма есть воля и воздаяние за ход нашей жизни. Также принято смотреть на карму, как на возмездие, но в истинном значении карма есть труд. Не ограничивайте работы мастерской духа – и увидите следствие.

Когда дух прельщен Майей и явлениями самоудовлетворения, тогда нужны молот и развитие чувствознания; когда дух ослеплен сиянием богатства и не видит его невечности, и думает, что слиток золота ведет к счастью, вспомним все угрозы болезней и рушений.

Но воин духа сверкает, как явление Света, ибо озарен лучами огней Беспредельности. Отклик нужно понять и устремиться всеми цветами и всеми огнями к Космосу.

На вершине сознания утверждение пути Владыки. На вершине сознания подвиг звучит унисоном с эволюцией. Вечный, неустанный труд восхождения! Это вечное движение есть карма ваша! Урусвати права: только волевые токи направляют карму. Но остановить ход кармы так же опасно, как вызывать вечную ночь. Чем наполните Чашу Амриты, если погрузитесь в пруд мрака!? Ответим: «Океан действий, истинно, прекрасен!»

Мир Огненный ч.2, 395 Карма – действие, иначе ее нельзя определить. Иные полагают, что можно определить Карму, как следствие, но это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой Карме.

Действительно, когда путник заблудился в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, продолжая свое первоначальное действие. Карма есть порождение действия, и сама она есть действие. И такое размышление полезно на пути к Миру Огненному.

Мир Огненный ч.3, 91 Дерзание — подвиг красоты, который венчает Служение. Венец есть явление космического Сближения. Основание Космического сближения может утвердиться, как сочетание Высших Сил. Великий Венец уготовляется для чела, которое украшено тысячелетними подвигами самопожертвования. Венец подвига сплетается сердцем, и окрыленный дух творит свою возносящую Карму. Трудно просачиваются искры творчества пути Кармы, и еще меньше понимается Истина Кармического действия. Не извне приходит то, что принято считать Кармой. В каждой клеточке заключена Карма, дух несет свое достижение и свой доспех. Солнцеподобная Карма будет заключать все пламенные подвиги. Творчество такого солнцеподобного сердца вмещает в себе, именно, все боли и борения духа. Но солнцеподобное сердце сознает принадлежность к течению Космического Сознания. Венец солнцеподобного сердца есть, истинно, пламенный подвиг.

Аум, 490… Сложно соприкасание мировых событий – карма рас и племен, карма личности, карма плотная и тонкая, карма давняя и настоящая, все они образуют сложные клубки. Изменить карму трудно, все же до известной степени ее можно регулировать, в этом отношении Руководство весьма необходимо. …

Надземное, 229 Урусвати знает о движении Закона Кармы. Можно наблюдать, как Карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может определить, где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?

Никто не хочет помыслить, как широко двигается Карма, и никто не поищет в «чаше» накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.

Урусвати часто слышит, как ужасается Сестра О. Обычно она горюет, видя, какую жестокую Карму слагают люди, не желая помыслить о сущности творимого ими.

Люди очень полюбили слово «Карма». В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения. С легкостью утверждают о творении Кармы, но не принимают мер для освобождения от нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую Карму.

Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить Карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий.

Люди, когда говорят о Карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их проделки. Рост Кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути Кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.

Мыслитель среди своих долгих жизней не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о Карме. Иногда Он говорил: «Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище».

Надземное, 242 Урусвати знает, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том люди не думают. Они твердят о Карме и ограничивают ее своими мерами, но Карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра.

Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет.

Можно наблюдать за прогрессом Кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла Карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать Карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное.

Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления?

Мыслитель говорил: «Наверно, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию».

Надземное, 316 Урусвати знает, как некоторые люди пытаются обмануть Карму. Не говорю о тех, кто о Карме вообще не слыхал, но даже знающие о Карме пытаются обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и начинает воображать, что преступление его было маловажно, или было оправдано по каким-то высшим законам. Потом преступник настолько костенеет, что начинает глумиться над Кармою, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит удар, и человек обвиняет Карму в том, что она подстерегает лучшее состояние, чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могут существовать многие причины, обусловливающие час действия Кармы.

Человек может впасть в такое самомнение, что может подумать, что он сам определит час действия основных законов. Один кричит – почему медлит Карма? Другой жалуется на поспешность ее, но никто не подумает, какие сложные обстоятельства окружают каждое явление. Одни хотят упростить мироздание до неправдоподобия, другие так усложняют строение, что оно лишается всякого движения и подвижности. Но можно ли сотрудничать при таких крайностях?

Мы давно указывали на путь золотой, в котором будут допущение и желание понять движение энергии, той самой единой энергии, которая на человеческом языке может быть названа справедливостью. Чистая устремленность может дать почувствовать силу энергии, но каждая соринка встанет как пыльная туча.

Мыслитель заботился, чтобы свет солнца не померк от человеческих злодеяний.

Из Писем Е.И.Рерих

05.05.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 …В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начнет новую карму, но при расширенном сознании он сможет быстрее изжить накопленную им карму, причем новая, порождаемая им карма будет уже высшего качества. Кроме того, и старая карма уже не будет ему так страшна, ибо очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагирует на обратные удары. И таким образом человек может выйти из, казалось бы, заколдованного круга кармы. Но, конечно, только земной кармы, приковывавшей его к Земле, ибо карма не может прекратиться, покуда существует сознание, мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них, и так в беспредельность.

Индивидуальная карма всегда является главной, основной. Причем карма, прежде всего, складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека, поступки – факторы второстепенные. Буддисты говорят: «Карма есть мысль». Если было бы иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы. Именно, индивидуальная карма, будучи основной, решающей, влияет как на порождение, так и на погашение всех видов кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетено между собою, и ничто нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя расчленить от всех прочих видов кармы, групповой, расовой и т. д. В Учении сказано: «Трудно просачиваются искры творчества на пути кармы, и еще меньше понимается истина кармического действия. Не извне приходит то, что принято считать кармой. В каждой клеточке заключена карма. Дух несет свое достижение и доспех».

Из трудов Е.П.Блаватской

КАРМА (Санскр.) Физически — действие; метафизически — Закон Воздаяния — Закон причины и следствия или Нравственная Причинность. Немезида лишь в одном смысле — в смысле плохой Кармы. Это есть одиннадцатая Нидана во взаимном сцеплении причин и следствий в ортодоксальном Буддизме; но это также сила, управляющая всем, исход нравственного действия, метафизическая Самскара, нравственное следствие действия, совершенного для достижения чего-либо, удовлетворяющего личное желание. Существует Карма заслуги и Карма недостатка. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто один Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты по линиям их соответствующих причинностей. Когда Буддизм учит, что «Карма есть то духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении», или перевоплощении, то это просто означает, что после каждой Личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин; причин, которые суть непогибающие, т.е. которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не заменены своими законными следствиями и, так сказать, не смыть ими, и такие причины — если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями — последуют за перевоплощенным Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами. Ни одна «личность» — чистое сцепление материальных атомов и инстинктивных и ментальных свойств — не может, конечно, сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности, то есть — Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго выбирает личность, которую оно одушевит после каждого Дэвачана, и получает через эти личности последствия созданных кармических причин, то оно и есть Эго — то Я, которое было упомянуто как «духовное зерно» и воплощенная карма — «которое единственное переживает смерть».

«Теософский словарь»

Из других источников

Из «Рериховской энциклопедии»

Карма — закон уравновешивающей причинности деяний и обстоятельств; закономерности судьбы. «К. — действие… полагают, что можно определить К-у как следствие, но это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой К-е. Действительно, когда путник заблудился в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, продолжая свое первоначальное действие. К. есть порождение действия, и сама она есть действие» (МО2-395). «Разумно приложить понимание к-ы ко всему прогрессирующему в Космосе. Не то понятие К-ы, которое человечество привыкло применять, как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию» (Бе-310). «Все, что происходит внутри человека и окружает его вовне, к-ской целью имеет эволюцию духа, и только ее» (Г10-438). «К. ставит в определенные рамки для изживания отрицательных качеств и приобретения положительных. Она всегда чему-либо учит и в конечном итоге целью имеет продвижение сознания… Можно считать, что любое положение, каким бы трудным оно ни было, является наилучшим для развития духа. И тогда полезность извлекаемых из жизни уроков намного усиливается и возрастает, ибо осознание двигает» (Г10-471). «Принято считать, что к. есть воля и воздаяние за ход нашей жизни. Также принято смотреть на к-у, как на возмездие, но в истинном значении к. есть труд» (Бе-20).
«Можно в законы космические включить закон К-ы, ибо закон Равновесия содержит в себе все прочие проявления жизни… Космические Весы утверждают сообразно нарастанию народной К-ы. Весы К-ы человека утверждают свое измерение свободной воли» (МО3-230). «…не задумываются над общением сил выдаваемых и сил, возвращаемых в сокровищницу Космоса. Так, роль человечества не состоит лишь в том, чтобы заимствовать, но в том, чтобы, насытившись, отдать силы, общаясь с Огнем пространства… Разновесие в этом принципе и есть то, что на Космических Весах представляет К-у человечества» (МО3-268). «Можно наблюдать за прогрессом к-ы на многих исторических деяниях… наблюдать, как росла к. и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать к-у наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия» (Н-242). «Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом к-ы» (П-12.9.34). «…в сущности говоря, ничего кроме к-ы не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так до бесконечности» (П-11.6.35).
«К. не в теле, но в духе» (С-288). «Не извне приходит то, что принято считать К-й. В каждой клеточке заключена К., дух несет свое достижение и свой доспех» (МО3-91). «К. ткется мыслями. Мысль может ослабить или усилить то или иное к-ское следствие. Очищенное мышление освобождается от плохой к-ы, ибо оно не порождает злых причин. Мысль и воля — властители к-ы» (П-17.5.37). «»К. изживается совершенствованием всех элементов, входящих в строение нашего существа». К. слагается из наших мыслей, побуждений, слов и поступков. Мысль есть главный фактор в создании К-ы, и потому так важно работать над расширением сознания» (П/Ам-28.6.48; цитируются слова Будды). «…К. в основе своей есть накопления нашего сознания; и изживание негодных накоплений… и приобретение новых, происходит всегда и везде» (П/Ам-15.10.53). «Что есть к.? Воздействие последствия совершенного человеком выявления — делом, словом и мыслью… Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим и прежде всего перед самим собою… действие выявлено и завершено… тем не менее, последствие существует… В этом заключается неуничтожаемость поступка. Таким образом, к понятию чисто механическому причины и следствия буддизм прибавляет еще ответственность… Так каждый человек, действием безошибочной к-ы, получает в точной мере все должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы [якобы незначительно]… оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов к-ы. К. есть причинность, действующая в моральном так же, как и в физическом и других планах. Буддисты говорят: «Нет чудес в делах человеческих, что человек посеял, то он и пожнет»… «Зло содеянное не сворачивается тотчас же, как молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец, разгорается в жгучее пламя»… К. есть мысль, потому качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия к-ы… Но уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указывал возможность прекращения страданий мира» (ОБ). «Внутренняя жизнь влияет на к-у во сто раз больше… любое преступление… является малою частью внутренней подготовки» (МО3-522). Мышление является действием, и именно в этом смысле к., буквально, — «действие»; деяния словом и «поступком» — лишь более воплощенные следствия. Ср. крияшакти (буквально, «сила творческого действия», происходит от того же корня «кри»/»кар»).
«К. есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем» (И-290). «Когда К. рабства исчерпывает свои энергии, начинается К. свободы. Освобождение от К-ы рабства состоит в освобождении от желаний. Человек… находится в рабстве у своих желаний… Путь Йоги — это путь освобождения от всяких желаний… Единственно чего можно желать — это исчерпать старую К-у и расплатиться с долгами… Надо учиться спокойно платить, ибо другого выхода нет, если цель — освободиться» (Г6-180). «…энергия прошлых причин должна быть изжита или исчерпана на себе их породителем. Можно изменить свое отношение к ним и тем изменить следствие. Человек, несущий на своих плечах тяжкий крест к-ы, может проклинать свою судьбу, но мудрый восклицает: «Благодарение Небу, могу заплатить прежние долги». Так трансмутируется к.» (Г9-226). «К. прошлых свершений будет висеть над сознанием до тех пор, пока воля не разрушит их призрачную привлекательность. То, что человек создал сам, он же может разрушить» (Г9-347, от Гуру). «…прошлое надо понять. Настоящее позволяет устанавливать новые причины волей, но не прерывая, а трансмутируя цепь причинности… Так… и при устремлении изменить к-у. Отбросить нельзя, а изменить, то есть трансмутировать, можно. Любую энергию, изменив фокус ее приложения, возможно направить на добро» (Г9-616, от Гуру).
«К. несет плод деяний и вызывает срок проявления… к. личная, к. групповая и к. космическая должны сочетаться, и тогда срок явится истинным… Некоторые духи управляются целиком к-ю, то есть знание духа минимально — тогда к. является единственной возможностью эволюции» (Оз-2.12.5). «…есть еще и надземная к…» (Г10-9). «…к. рас и племен, к. личности, к. плотная и тонкая, к. давняя и настоящая… образуют сложные клубки» (А-490). «К. представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений все многообразно и многоцветно» (АЙ-417).
«Течение К-ы… как приближение возмездия и возможностей» (МО2-363). «…это первичный Закон Вселенной… начало и источник всех других законов… приближающий следствие к причине на физическом, ментальном и духовном планах бытия… мудро, разумно и справедливо приводит в соответствие каждое следствие к его причине… Закон восстановления справедливости… Гармонии… равновесия, благодаря которому и существует Вселенная…[;] с той же самой силой… К. возвращает каждому человеку… последствия его собственных действий… он будет вынужден искупать все те страдания, которые он вызвал, так же как он будет… срывать плоды счастья и гармонии, которые он помог взрастить… Св. Павел говорил: «Творите сами свое собственное спасение. Что человек посеял, то и пожнет»… из «Тайной Доктрины»: «…пути К-ы не были бы неисповедимыми, если бы люди действовали в единении и гармонии… Ибо наше неведение этих путей — которые одна часть человечества называет путями Провидения,.. другая часть видит в них действие слепого Фатализма, а третья просто Случайность… — … исчезло бы, если мы приписали бы все это их истинным причинам… Только эта доктрина может объяснить нам таинственную проблему… несправедливост[и] жизни… только… знание о К-е не позволяет… проклясть жизнь и людей… и… Создателя… К. едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является…»» (КТ, гл. 11). «…цепь причин и следствий» (Г8-584). «К. действует как живоначальная мощь там, где утверждается течение Светил. Течение к-ы, идущее с эволюцией, называется явлением Космического Магнита… Все сроки зависят от этих кармических предназначений» (Бе-312). «К-ские условия слагаются на принципе притяжения» (Бе-532). «К. собирает течения, которые приспособлены к утвержденному улучшению» (Бе-559). «…если это слово кому-то не нравится, назовем это Небесною Справедливостью» (МО1-557).
Закон определяет человеку срок воплощения (эпоху и гороскоп) и среду жизни наиболее подходящие для выплаты прежних долгов, исправления ошибок (негативной к-ы) и использования творческих накоплений (позитивной к-ы). Около половины межличностных отношений данной жизни — продолжение кармических связей прошлых воплощений. Буквальный перевод слова «к.» — действие, хотя нам понятнее аспект судьбы. И в европейских языках явление трактуется близко русскому видению, его названия говорят сами за себя. Судьба — то, что суждено, на что человек осужден до рождения. Рок — то, что наречено свыше. Участь — часть, доля (горькая или счастливая). Ближе всего по звучанию — кара (небесная). В санскрите слово karma не имеет ударений, а почти не отличающееся по смыслу karman имеет силовое ударение на первом гласном.

Источник:  Энциклопедия Агни Йоги

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий