Главная » жертва » Нужны ли жертвы? В.Дорошенко

2 265 просмотров

2802-3

Изучая различные религии, люди то и дело сталкиваются с понятием жертвы. Но всегда ли они правильно осознают его значение и нужно ли им жертвовать в повседневной жизни нашего краткого воплощения на Земле? Думается, что людям было бы полезно вспомнить об этом слове и поразмыслить над его значением не только в краткой земной жизни, но и в масштабе единого совершенствующегося Космоса.
Закон жертвы относится к числу основных законов, которым зарождается, управляется и живёт Вселенная и которым происходит развитие жизни в мироздании. Жертвой Логоса была создана не только наша Солнечная система, но и вся Вселенная. В Бхагавадгите ученик Кришны Арджуна задаёт вопрос: «Что есть знание Жертвы и как она познаётся у воплощенного?». Он получил ответ: «Знание жертвы свидетельствует обо мне; поэтому помни обо мне». Далее в этом же произведении говорится: «В далеком прошлом, когда актом Жертвы из эманации Бога возникли люди, Господь сказал: «Жертвой размножайтесь; да будет она для вас источником желаний». Поэтому не следует забывать о первичной жертве, производящей рождение существ». Эта жертва продолжается на протяжении всей жизни Вселенной. Логос ограничивает свою жизнь в каждой из множества форм, которые Он зарождает, вынося при этом все ограничения и трудности, присущие всем отдельным формам.
Вселенная существует в постоянном совершенствовании, а совершенствование или её эволюция происходит при помощи жертвы. Каждая новая ступень эволюции достигается жертвой, при которой предыдущие низшие формы приносятся в жертву высшим формам.
Идея жертвы в том или ином виде была описана во всех основных религиях человечества. Все первобытные народы всегда приносили жертву Богу в виде животных или материальных вещей. Эти жертвы видоизменялись в ходе эволюции или роста уровня сознания человека. Закон Моисея содержит целую науку о жертвоприношениях. Но не Богу были нужны эти жертвы, а самому человеку, чтобы приучить его отдавать всё лучшее Высшему ради низшего.
Закон жертвы в полной мере относится к современному человечеству, которое должно следовать закону жертвы не принудительно, как это делали люди более ранних форм жизни, а сознательно и добровольно, не испытывая при этом страдания или жалости от потери того, чем они жертвовали. Постепенно человек начинает приносить жертвы своим умершим родным, царям, предводителям и жрецам, а не только Богу ради получения милости от него. Такое жертвоприношение приближало человека к общению с Высшим миром, что могло стать первой ступенью в развитии духовности, а не только из-за страха перед Богом.
Уже в первой книге Учение Живой Этики людей нацеливают на понимание необходимости жертвы в жизни человека «Книгой о жертве», в которой приведены такие слова: «Можно достигнуть исполнения Дела Учителей Властью, ими данной, Власть Учителей Жертва. Все выдающиеся деятели прошлого действовали жертвой. Зная, что есть власть – жертва, вы уже имеете право творить». Эта мысль расширяется во второй книге: «Уча о жертве, вы получаете власть. Удача следует за жертвой. Удача не что иное, как обратный удар жертвы».
Рассуждая о жертве, необходимо видеть различие между жертвой телесной (материальной, денежной, физической помощью) и духовной. К сожалению, в повседневной жизни люди часто имеют в виду телесную жертву. Всегда ли бывает эффективна и полезна материальная или телесная жертва, даже если она была направлена на благо других людей, но которые могут истолковать такую жертву по-своему, по уровню своего сознания с эгоистической и самостной точки зрения?
Л.Н. Толстой в заметке «Требование любви» приводит такой вид неудачной жертвы. Он пишет, что можно представить семейную пару, понявшую никчемность роскошной и праздной городской жизни. Эта пара решила покинуть город и отправиться в деревню к жителям, задавленным нищетой и непосильным трудом, чтобы пожертвовать своими возможностями и всем тем, что они имеют, для помощи людям деревни, жертвуя до тех пор, пока у них останется лишь то, что имеется у нижесреднего обитателя этой деревни. На первых порах люди приходили к ним с просьбой помочь им в их нелёгком положении. Постепенно некоторые из жителей от просьб стали переходить к требованиям, считая, что жертвователи должны отдавать всё, что у них имеется, даже самое необходимое. Приходили к ним и такие, которым жертвовали неоднократно, но которые пропивали всё полученное. В очередной раз, когда жертвователям уже нечем было помочь, эти просители заявили: «Да, это значит только разговоры, а когда дошло до дела, то вы действуете подобно другим, ничем не помогая». Из этого видно, что материальная жертва не всегда полезна и редко способствует появлению стремления к духовному росту людей.
Нужно ли жертвовать материально безумно? На этот вопрос Учение Жизни говорит однозначно: «Кто сказал, что надо жертвовать безумно? Безумие так и останется» (безумием). Материальная помощь и жертва нужна лишь тем, кто в этом действительно нуждается, чтобы, выбравшись из жестокой нужды, человек мог бы задуматься о необходимости духовного роста, но не помощь профессиональным нищим, по выражению Е.П.Б., слишком ленивым, чтобы работать. Кроме того, материальная жертва не должна пробуждать в человеке желание роскоши и не должна быть средством развлечения и других проявлений самости.
Учение Живой Этики напоминает, что творить добро надо не деньгами или чем либо другим материальным, но в духе, ибо помощь в духе – сильнейшая. Передача другим людям ненужных вещей не является настоящей жертвой и практически не способствует появлению стремления к духовному росту. При жертве как телесной, так и духовной следует помнить, что побуждение к ней имеет решающее значение. Нельзя назвать жертвой человека, который сорок лет «жертвовал» своим телом только для того, чтобы принести пользу паразитам, плодившимся на нём. Никто не имеет морального права доводить себя до смерти голоданием, если только жизнь другого человека не была безусловно более полезна, чем его собственная. Поэтому не является жертвой поступок человека, жертвующего одним собой, не принося пользу многим людям. Самопожертвование проявляется в том, чтобы давать ближним больше, чем получать от них себе. Этому учили и так поступали в земной жизни Гаутама Будда, Иисус из Назарета и другие подвижники духа.
Самопожертвование должно проявляться во имя реального блага в виде телесной или духовной помощи или при спасении жизни многих или хотя бы нескольких человек. Е.П. Блаватская напоминает, что теософия учит самопожертвованию, хотя вовсе не проповедует опрометчивого и безполезного самопожертвования и не оправдывает никакого фанатизма.
Очень много примеров самопожертвования приведено в книге Г.С. Горчакова «Подвиг», в которой описаны люди, находившие в жертве своей жизни огромную помощь, пользу и спасение жизни других людей не из корыстных побуждений и не считая этим проявление фанатизма. Можно видеть множество проявлений безкорыстного самопожертвования простых людей в обычной земной жизни. Большинство матерей по-своему выражают самопожертвование своей жизни и своим благополучием ради своих детей.
В ходе своего развития человек всё чаще начинает приносить жертвы высшие – духовные, переходя к вершинам самопожертвования. Высшая ступень жертвы будет тогда, когда вся жизнь человека станет добровольным и радостным жертвоприношением всего низшего и звериного в себе ради высшего Я человека, не ожидая за это никакой видимой награды. Для таких людей жертва станет радостным преимуществом, а не тяжелой обязанностью, и закон жертвы станет законом жизни.
В земной жизни мы встречаем людей, взявших на себя жертвенный труд во имя духовной помощи другим людям. Они руководствуются примером Учителей Человечества, закончивших свой этап человеческой эволюции, но продолжающих неустанно трудиться, оказывая жертвенную помощь человечеству в его совершенствовании. Их труд и помощь не всегда видны большинству людей, а ведь вся их деятельность требует от них всего их самопожертвования. В одной из книг Учения задаётся вопрос: «Не найдется ли ещё что-нибудь пожертвовать?». Всем людям целесообразно брать пример с таких мыслей. Самопожертвование является одним из верных путей совершенствования как в обычной повседневной жизни, так и на пути продвижения к общине, а затем и к Братству, следуя призыву Учения: «Необходима жертва – горение жертвы подобно озону», «жертва, жертва, жертва! После получения и после – торжество духа!»
Ещё раз можно напомнить, что любая жертва имеет смысл тогда, когда она способствует духовному росту и совершенствованию кого-либо. Люди могут жертвовать своим временем и трудом, помогая этим духовному продвижению окружающим. Но понятие жертвы не связывается с непременным условием лишения жизни во всех случаях, о чём разъясняется в книге «Сердце»: «самопожертвование не значит непременно принесение себя в жертву, но оно соответствует готовности победить за дело Высшего Мира». В отдельных случаях материальная жертва поможет избавиться от материальных трудностей. Но при этом нужно уметь распознавать лики, ибо иногда можно помочь не заслуживающему и не стремящемуся к совершенствованию. Давно указано не давать святыни псам и не бросать жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали вас.
Некоторые высокодуховные люди и подвижники жертвуют своим освобождением от телесной жизни и от земных страданий ради помощи людям в их духовном совершенствовании, что хорошо видно на примере наших Учителей.
Очень ясно сказано в книге «Озарение», что «жертва есть власть. Власть есть возможность, значит, каждая жертва есть прежде всего возможность. Христос советовал раздать духовные богатства. Но так как далеки ключи от них, то люди перенесли этот совет на раздачу награбленных денег. Отдача духовная лишь может двинуть чашу весов. Совсем не так легко жертвовать, когда жертва есть возможность; а возможность есть польза, а польза есть разумное сотрудничество». Осознав и приняв к сердцу неоднократно повторяющуюся в книгах Учения цепочку слов жертва-власть-возможность, люди могут и должны понять, что они получают прекрасную возможность увидеть в жертве путь духовного роста и совершенствования.
Истинная жертва возможна лишь при самоотречении, но не от своей индивидуальности, а от перенесения и преобразования своего низшего «я» животного состояния, в духовное, в своё высшее «Я». Отрекаться от всей низшей плотской жизни означает усиливать, возвышать, расширять и утончать свою истинную духовную жизнь.
Из того, что жертвой создателя мы существуем, живём, развиваемся и совершенствуемся следует, что жертва нужна людям. Вся их жизнь в каждом воплощении должна быть жертвой всего низшего плотского существования для духовного роста, служения общему благу во имя эволюции всего человечества и всей Вселенной.

В. Дорошенко г. Знаменск

 

Источник:  газета “Знамя Майтрейи”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий