Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика гуманная » Нравственные заповеди детства и юности. Сухомлинский В.А.

1 186 просмотров

2591-580

Ребенка надо учить жить – учить словом и делом, так, чтобы его собственные поступки вели к осознанию конкретных правил поведения, чтобы соблюдение их давало настоящую радость и наслаждение.

Эти правила мы называем нравственными заповедями детства и юности. Они как бы конкретизируют моральный кодекс, охватывая самые широкие сферы чувств, мировоззрения, поведения.

Единство слова и дела – непременное условие того, чтобы заповеди нравственного поведения уже в детстве и отрочестве стали священными правилами, глубокими убеждениями, помогли безошибочно выбрать линию поведения.

Действуя так, как велит нравственная заповедь, ребенок переживает удовольствие, радость от того, что он приобщается к прекрасному идеалу. В этих переживаниях – корень утверждения заповедей как личных убеждений, своей чести.

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

2591-576

Ваша Родина, твой народ – это тысячелетнее дерево, которое пустило корни вглубь веков и гордо раскинуло ветви над землей, щедро орошенной потом и кровью твоих предков. Будь на этом дереве не сухим, бесплодным сучком, а прочной ветвью, которая зеленеет, цветет и плодоносит. Оставь после себя добрый след на родной земле. Тебе дано прожить несколько десятилетий. На плодородной земле Родины оставляйте не царапину, которую укроет пылью первый ветер, а глубокую борозду с мощными ростками пшеницы, наливающимися янтарным соком. Проживи свою жизнь так, чтобы тебя добрым словом вспоминали люди.

Оставь после себя добрый след на земле – этой мыслью пронизана вся практическая деятельность, которой заняты ученики. “Должен посадить и вырастить свое дерево” – эти слова являются девизом ребенка и в прямом и в символическом смысле. С первых же дней пребывания ребенка в школе мы готовим его духовно к тому, чтобы он вырастил дерево, которое переживет его, его детей и внуков, подарит радость грядущим поколениям, украсит их жизнь, обогатит родную природу. Каждый ученик высаживает в роще долговечное дерево – дуб. Его сажают, как правило, на первом или втором году школьной жизни. “Праздник посадки столетнего дерева” – так ученики любовно называют эту традицию. Чувства, которые переживает ребёнок в этот весенний день, оставляют в его сердце глубокий след на всю жизнь. Он всегда знает, что здесь, на этом небольшом клочке родной земли, где он сегодня кинул несколько желудей, его дерево будет расти и через сто, и через двести, и через триста лет.

Каждую весну, когда пробуждается природа, сажают свое дерево новые поколения школьников. Снова и снова повторяется торжественная клятва, обещание оставить добрый след на земле, стать на тысячелетнем дереве своей Родины не сухим, бесплодным сучком, а прочной веткой – цветущей и плодоносящей. Как изумрудные островки, зеленеют на склонах оврагов и балок, на бывших пустырях наши школьные дубравы; сотни деревьев – это сотни наших посланий в вечность, сотни любопытных взглядов в будущее. В этих рощах есть уже 25-летние деревья.

Работа становится священным долгом, когда с детства ребенок не просто копает, сажает деревья, выращивает хлеб, а делает все это с радостью, видит в работе красоту и величие служения Отечеству. Мы стремимся, чтобы ученик душой полюбил землю, видел в ней часть самого себя, дорожил каждым кустиком, каждой травинкой на родной земле, как собственной честью. Отчизна входит в сердце как самое дорогое при том условии, когда ребенок своими руками создает частичку красоты и богатства не только для сегодняшнего дня, не только для себя и своих товарищей, но и для будущего. В утверждении чувства будущего мы видим одну из важнейших воспитательных задач школы. Работа для будущего порождает у ребенка гордое мнение о том, что он – часть народа, порождает радостное переживание той истины, что величие, честь, достоинство человека – в величии, чести, достоинства Родины, в том вечном, непреходящем, что сохраняет и передает из поколения в поколение народ. Мы добиваемся, чтобы уже в 12-14-летнем возрасте ученик на опыте своей собственной жизни убедился, что уголок земли, где проходят счастливые дни его детства, становится богаче и красивее, чем в тот день, когда он пришел в школу, и это богатство, эта красота создана и его руками.

У каждого «поколения» школьников такой уголок. Юноши и девушки, которые заканчивают школу в нынешнем году, оставляют свой след на земле – виноградный питомник, в нем ежегодно выращиваются сотни саженцев винограда, люди приходят в этот цветущий уголок, берут саженцы, благодаря тем, кто потрудился на земле, превратил пустырь в источник жизни и красоты. У тех, кому до окончания школы осталось два года, тоже есть цветущий уголок, созданный на пустыре – это персиковый сад. Дети буквально по горсти собирали удобрения, приносили в бесплодную землю плодородный ил, бережно прикрывали на зиму нежные теплолюбивые растения снегом. С каким волнением приходят они теперь к своему саду и в тихие весенние дни, когда деревья утопают в розовом тумане цветения, и летом, когда наливаются соками плоды. Восьмиклассники тоже видят плоды своего труда, начатый ​​в первую осень школьной жизни – каштановую аллею на месте пустыря. Семиклассники посадили аллею рябин; шестиклассники – виноградные кусты у самой дороги, пятиклассники любуются плодами яблонь, посаженных у общественного колодца, третьеклассники заложили свой виноградный питомник; октябрята посадили несколько кустов роз, эти кусты дети называют у нас тысячелетними: они никогда не умирают, молодые побеги стелются по земле, укореняются, дают новые побеги и новые цветы.

Любовь к Родине – глубокое, священное чувство, что пробуждает у человека гордость от сознания своего единства с народом. Как трудолюбивая пчела приносит в улей капельки нектара, создавая источник жизни своего рода, так и человек-труженик обогащает своим трудом тысячелетнее дерево своего народа. Чувство любви к Родине и народу, к родной земле, к славе прошлого, настоящего и будущего рождается и крепнет только в труде на благо Отечества. Пусть с малых лет каждый ребенок принесет каплю солнечного нектара во всенародное богатство, Пусть на собственном опыте убедится, что источник его личного счастья и радости – это труд, который создает кусок хлеба и цветок розы, что радости жизни – это не проедание богатств, полученных от старших поколений, а создание этих богатств.

Слово о Родине, о родной земле, о ее чести и достоинстве являются мощным орудием воспитания в руках чуткого наставника. Чтобы это орудие не утратило своей остроты, чтобы слово не превратилось для ребенка в шалости, надо наполнять его живой кровью чувств, страстей, переживаний, стремлений – трудом, творчеством, созданием для Отечества. Моральная заповедь, побуждает трудиться на благо Отечества, помогает утвердить преемственность поколений, учит приумножать полученное от старших поколений. Эта заповедь предупреждает бездумное расточительство, обывательское ожидание благ, созданных кем-то и данных в готовом виде как манна небесная.

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

2591-577

Родина – это твоя колыбель, новый дом, очаг счастья. В родном доме бывает и хорошее, и плохое. Если ты видишь плохое – не забывай, что это плохое в твоем доме, у твоего очага, рядом с твоей колыбелью. Над плохим в родном доме злорадствует только подлый человек. Не отвращайся от плохого, сделай так, чтобы вместо плохого стало хорошее. Ты имеешь право говорить о плохом в родном доме только тогда, когда сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о поганом добывается десятью хорошими делами.

Эта заповедь имеет целью утвердить чувство моральной ответственности за все, что делается на родной земле, – воспитать непримиримость к недостаткам, пробудить горячее стремление бороться за расцвет, величие, могущество Отечества.

Мы добиваемся того, чтобы с малых лет в человеке развивалось патриотическое видение плохого, чтобы у ребенка болела душа, тревожилось сердце, когда он видит поступок, ослабляющий мощь нашей Родины. Мы учим детей в малом, казалось бы, незаметном и незначительном видеть большое. Каждый килограмм хлеба, погибающий под дождём, каждый заросший бурьяном клочок плодородной земли, каждое брошенное в землю плохое зернышко в надежде на то, что оно как-то прорастёт и даст какой-то урожай, каждая машина, ржавеющая под открытым небом, каждая горсть затоптанного в грязь минерального удобрения – все это горе моего родного дома – такое убеждение утверждается в сознании детей. Самое важное – чтобы они стремились предупредить горе. Ни одного брошенного на ветер слова о недостатках, ни слова злорадства в разговорах о расточительстве, бесхозяйственности, равнодушии – и одновременно нет ни одного незамеченного недостатка, который бы дети, увидев, обошли, замолчали.

Это, на наш взгляд, самое трудное и самое важное в воспитательной работе. Вот мы идем с детьми-октябрятами полем, возвращаемся с экскурсии в лес. На поле комбайн собирает кукурузу. Собрано уже гектаров пять. Но что это такое? Там, где прошла машина, видим один, второй, пятый, десятый кочан. Разве можно терять золотое зерно? Дети удивлены, я пробуждаю в их сердцах тревогу: здесь, на этом поприще, работали ваши матери, им было нелегко, они бережно рыхлили землю вокруг каждого растения – а что же теперь получается? Дети воспринимают близко к сердцу то, что видят, они уже не могут уйти с поля, им хочется что-то сделать. Мы становимся строкой, идем по участку, собираем початки.

На животноводческой ферме зимой дети увидели несколько телят, больных из-за того, что в кормах не было зелени. Почему никто не спасает телят? – эта мысль взволновала детей. Они пришли в школьную теплицу, нашли несколько деревянных ящиков и начали выращивать в них овес и ячмень. Ежедневно несли на ферму сочную траву, телята жадно съедали ее и быстро выздоравливали.

Пионеры увидели, что тракторист вспахивает ниву вдоль склона, а не поперек, как это нужно для предупреждения эрозии. Как только пойдут дожди, с вершины склона поплывут бурные потоки воды, смоют тысячи тонн плодородной земли. Вместо того, чтобы поднимать шум о нарушении агротехники, подростки решили прибегнуть к другой форме критики. На вершине склона, где тракторист возвращал свой агрегат, они посадили несколько десятков деревьев. Это было нужно и для защиты участка от эрозии, а в данном случае и для того, чтобы заставить механизатора пахать правильно. Приехав утром в поле, механизатор увидел, что на вершине склона появилось несколько деревьев. Возвращать трактор здесь стало невозможно, тракторист понял, для чего посажены деревья, стал пахать поперек склона.

Если в нашем селе люди говорят о чем-то плохое, если это плохое бросается в глаза каждому, кто въезжает в деревню, сделаем так, чтобы вместо плохого люди увидели хорошее, чтобы человек, который уже видела плохое, остановился, пораженный хорошим, и сказала: здесь живут настоящие люди, они любят свою Родину. Это один из лучших путей осуществления этой заповеди. На окраине села, вдоль дороги, много лет был пустырь, заросший бурьяном. Он стал помойкой. «Этот свалку позорит наше село, – решили пионеры и комсомольцы. – Каждый, кто выезжает за село, думает: здесь живут лентяи. Превратим этот пустырь в цветущий уголок, в уголок красоты». Пришлось много поработать: вывезли мусор, выкорчевали деревья, привезли несколько тонн плодородного ила. На месте бывшей свалки посадили несколько дубков и каштанов, кусты винограда и роз, поставили скамейку, на которой мог бы отдохнуть утомленный путешественник. Забота об этом уголке стала трудом нескольких «поколений» школьников. Теперь никто не подумает, что в нашем селе живут лентяи. Люди любуются стройными деревьями и цветами. Эта работа дала нашим воспитанникам большое духовное богатство. В них утвердилась чувствительность ко всему, что говорят о нашем селе люди. А эта чувствительность и является тем корнем гражданской заботы об общем благе, без которой не может быть настоящей любви к Родине.

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

2591-578

Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком – ленивым, бессердечным, слабонервным, робким, лицемерным, нечестным, скрягой. Родине – родной матери больно, если ты не стал подлинным человеком. Живи же и работай так, чтобы Родина гордилась тобой.

Осуществление этой заповеди одна из нужнейших сфер духовной жизни коллектива и личности. Пробудить в ребенке стремление стать хорошим человеком во имя высокой цели – это, на мой взгляд, вершина педагогического мастерства. Очень важно, чтобы у каждого ребенка был свой идеал, свое восхищение. Один ученик, например, восхищен подвигом Прокофия Нектова – мужественного человека-патриота, который, потеряв на фронте обе ноги, нашел в себе силу воли вернуться к штурвалу комбайна и стал героем труда. Для другого идеал – Алексей Улесов, строитель, дважды Герой Социалистического Труда, третий ученик – захвачен героическим трудом 70-летней колхозницы Надежды Григорьевны Заглады, четвертый – зоотехником, народным ученым Станиславом Штейманом, пятый – трудовым подвигом ученого-селекционера, академика Василия Яковлевича Юрьева.

Какими же путями достичь осознания заповеди? Книгой. Дети читают о выдающихся людях, увлекаются их трудовым героизмом, мечтают быть похожими на них. Надо, чтобы с мечтой о героическом ученик брался за обычную, будничную работу. Уже в младшем возрасте голос совести заставляет сравнивать свой труд, свою настойчивость в преодолении трудностей с жизнью идеала. Трудно переоценить, насколько важно это для формирования духовного облика человека: если уже в детстве захотелось взять хоть искорку с факела героизма, мужества, трудолюбия, человек начинает смотреть на себя глазами народа, в его сердце пробуждается голос совести, он начинает оценивать каждый свой поступок. Для того, чтобы ребенку захотелось взять эту искорку, нужен труд во имя высокой, всенародной цели, переживание этой работы как дела глубоко личного, сердечного. Ученик, которого захватил образ академика Юрьева, идет в поле, находит среди тысяч колосков сильный, крепкий, сеет зерна с этого колоска, мечтает вырастить пшеницу, которая не боится мороза. Пусть это еще детская игра, но в ней уже мечта о подвиге во имя счастья людей. Это уже первая и очень важная ступенька по пути к патриотического служения Родине.

Поднявшись на эту ступень, человек по-другому видит все, что происходит вокруг нее. Он близко принимает к сердцу то, что, казалось, не касается его лично. Он чувствует свою личную ответственность за плохое, неправильное. Она переживает угрызения совести, заметив, как гибнет или портится народная собственность, как бесполезно теряются материальные ценности или время. Голос совести подсказывает ему: вмешивайся во все, что происходит вокруг тебя.

Как важно, чтобы этот голос креп по мере роста физических и умственных сил человека! Без идеала, без стремления сделать что-то хорошее для людей душа ребенка, подростка, юноши, девушки становится как бы пустой. Нет ничего страшнее и опаснее этой духовной пустоты. Мы добиваемся того, чтобы подросток, юноша, девушка задумывались над вопросами: что я сделал для людей? Что хорошего думают и говорят обо мне люди? Что хорошего сказал бы обо мне человек, на которого я хочу быть похожим?

Успех в достижении этой цели приобретается умным, тактичным, любовным проникновением в духовный мир каждого ребенка. Это одна из самых тонких сфер воспитания – подметить в каждом его золотую жилку, подсказать, на которой ниве ты можешь лучше его применить, пробудить нетерпимость к бесцельному «копчению неба».

Счастье жить и работать для народа – ни с чем не сравнимое счастье. Тот, кто знал его в детстве, отрочестве и ранней юности, забирает с собой в зрелые годы самое ценное богатство – человеческое благородство и красоту.

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ

2591-579

Твой родной народ – океан, ты в нем – капля. Но океан состоит из капель. Будь чистой каплей во всенародном океане. Своими поступками, трудом на благо Отечества береги и возвеличивай честь и достоинство своего народа.

Эта заповедь имеет целью пробудить и глубоко утвердить в сердце каждого воспитанника высокое гражданское чувство – гордость от осознания своей принадлежности к народу, благородную заботу о добром имени своего народа. С первого дня пребывания ребенка в школе мы утверждаем в его сознании мысль, что он не безвестная пылинка, не маленький бесславный винтик, который можно закрутить куда угодно, а доля могущественного океана.

«Если каждый человек в нашей стране соберет один килограмм металлического лома, – говорим мы маленьким детям, – это государство получит сто тысяч тракторов. Колонна этих машин началась бы в Москве и закончилась в нашем селе. Каждый колхоз получил бы десять новых тракторов. Но эта колонна будет меньше, если хоть один человек не соберет своего килограмма». Этот наглядный образ помогает ребенку понять силу, почувствовать свои возможности. Малыш принес два килограмма металлического лома, он спрашивает учительницу: «А все собирают металл? Почему взрослые не собирают, ведь они могли бы сделать больше нас? А если бы все собрали не по килограмму, а больше?» Как важно поддерживать, не дать угаснуть этому огоньку заботы и тревоги за Родину.

Детское сердце очень чувствительно ко всему, что делают взрослые и как делают, какие чувства вкладывают в свои поступки. Огонек детской заботы о великом и всенародном может погасить равнодушие взрослых, формализм, снисходительное отношение к «детским забавам». Чтобы не допустить этого, мы стремимся создать в детском коллективе атмосферу романтического подъема – высокой заботы о благе Отечества. Дети всегда должны видеть, что взрослые с таким же вдохновением, как и они, относятся и к сбору металлического лома, и к выращиванию деревьев.

Н. А. Добролюбов писал, что нравственное воспитание ребенка не должно сводиться к утверждению в его сознании особых детских идей. которые потом, когда ребенок вырастет, заменяются настоящими, взрослыми идеями, как молочные зубы заменяются зубами постоянными. То, что вошло в сердце и в сознание в детские годы, должно остаться на всю жизнь как самое дорогое, священное. В детстве и отрочестве начать свой жизненный путь борьбы и труда за величие, богатство, могущество Отечества – это залог личного счастья человека.

Сильнейшим по воспитательному эффекту трудом является создание плодородной почвы. Коллектив младших школьников, например, учеников 2 класса, берет несколько десятков квадратных метров совсем неплодородного мертвого грунта – глинистого пустыря. Мы стремимся внушить детям мысль о всенародном значение этого труда, показываем на ярких примерах, сколько получила бы наша страна новых земель плодородных, если бы каждый человек за свою жизнь, во-первых, не допустил эрозии, во-вторых, вернул плодородие хотя бы на ста квадратных метрах. Родина получила бы большое богатство, и она получит его: мы, молодое поколение, будем пионерами борьбы за плодородие почвы; революционное мужество в наши дни – это борьба за материальный достаток.

Маленький клочок пустыря становится для ребенка полем битвы не только за место для жизни растений, но и за свою честь и достоинство, за чистоту своей капли во всенародном океане. Мы видим, как в этой работе рождается гражданское сознание маленького человека: в том, что он отдает обществу, народу, он находит свое счастье. Ребенок с детства чувствует себя борцом за всенародное дело. Становится дорогим, близким его сердцу то, что, казалось бы, не касается его лично. У ребенка, который до 13-14-летнего возраста своими руками создал квадратный метр плодородной почвы, болит душа, когда он видит расточительство, бесхозяйственность, равнодушие, пренебрежительное отношение к ценностям, принадлежащих народу.

Молодым свойственно придавать своей деятельности романтической формы. Этим стремлением объясняется создание “кладовой общественных богатств”. Так называют пионеры и комсомольцы материальные ценности, созданные своими руками.

Человек, пронёсший через годы детства, отрочества и ранней юности благородное стремление внести свой личный вклад во всенародный достаток, который видит в этом вкладе свою честь и достоинство, становится настоящим Человеком.


Автор: Сухомлинский Васлий Александрович. // Сов. образование. – 1963 . – 23 лист. (№ 93).

Источник:  Лаборатория гуманной педагогики

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий