Главная » Для начинающих, Об ученичестве » Некоторые размышления об ученичестве. Каитова Ж.Ю.

159 просмотров

2615-13

 

День Великих Учителей человечества. Учителей. Когда мы говорим «Иерархия», то, среди прочего, мы всегда уже понимаем, что речь идёт и о Великих Звеньях, бесконечной Цепи Учитель-Ученик. Ибо каждый Иерарх, какой бы высочайшей степени Он ни был, является Учеником ещё большего Иерарха. Но когда-то, в каких-то Манвантарах, на каких-то планетах, каждый из Них был простым человеком и впервые встретил земного учителя, встроенного в Цепь Иерархии, впервые стал его учеником, впервые оказался утверждённым в Звене Иерархии. Подобное будущее приготовлено каждому из нас, каждому человеку, который, конечно, не собрался стать космическим отбросом. Каждый сознательный человек, идущий по духовному пути, должен стремиться к нахождению земного учителя, к соединению с ним, к присоединению к Иерархии Света, как бы дерзновенно это не звучало.

Почему должен стремиться? Во-первых, таков предназначенный Божественным Замыслом Путь человека. Во-вторых, если в сердце горит любовь к Учителям, к Братству, к Иерархии, то естественно, что человек стремиться быть ближе к тем, кого любит, и стремится помогать Им, служить Им, облегчать Ношу Учителей, взяв на себя её часть. В-третьих, находясь в Звене Иерархии, человек может пользоваться мощью Её, черпать все нужные Знания, а следовательно, намного более эффективно действовать на благо человечества и всей планеты.

Е.И. Рерих писала в одном из писем: «Также великий Завет – «когда ученик готов, является и Учитель» – мало кем понят. Не много тех, кто задумываются, что в действительности есть эта готовность?»

Хочется немного помыслить на эту тему – «что в действительности есть эта готовность»? Не претендуя на полноту, а хотя бы начать размышление об этом.

***

Излишне говорить, что если человек преследует какие-то свои эгоистичные цели, то он никогда не придёт к Иерархии, к Учителю, потому что невозможно обмануть тех, кто читает в сердцах человеческих как в открытой книге.

Поэтому, видится, что на пути к поиску учителя перво-наперво надо проверить свои побудительные мотивы. Это не так просто. Ведь эгоистические мотивы могут быть не явные, как бы сокрытые для самого человека, если он не привык сурово контролировать все свои мысли и чувства. Также человек может иметь смешанные побуждения, что очень затрудняет понимание самого себя. Или человек может просто не иметь честности признания перед самим собой и не признаваться самому себе в своих истинных мотивах.

Далее, видится, человек должен приучить себя, по мере своих сил стараться уже прямо сейчас приносить пользу. Постоянно спрашивать себя, что я могу сделать полезного для общего блага? Что я сегодня сделал полезного?

Далее, желающий найти учителя должен готовить свой внутренний аппарат. Ведь это дело трудное и не быстрое, и будет обидно, если учитель скажет – почему ты до сих пор не научился даже чисто мыслить? Почему до сих пор не избавился от, например, пустословия? Почему не одержал ни одной серьёзной победы над астралом? И тому подобное…

Ну и конечно есть некоторые качества, без которых невозможно стать принятым учеником. И, в первую очередь, это полное доверие учителю. Всё другое может быть накоплено позднее или трансмутировано, учитель укажет и поможет во всём, но без доверия с самого начала не сможет кандидат в ученики стать принятым учеником.

Как понять, обладает ли человек доверием к тому, кого он хочет видеть своим учителем? Видится, что доверие это испытывается, как минимум, двумя моментами.

Во-первых, испытать своё доверие нельзя в тех вопросах и делах, в которых мы и так согласны с учителем или о которых есть высказывания от Высших. Но испытать доверие можно лишь тогда, когда наш собственный жизненный опыт и наши знания входят в противоречие с тем, что выражает учитель. Тот, кто доверяет учителю, не допустит мысли о том, что учитель ошибся. Он будет стараться исправить своё неверное понимание и попросит в этом помощи учителя, и будет ему очень благодарен за помощь.

Кстати, может ли учитель ошибиться? Видится, что если учитель находится в воплощённом состоянии, то, наверное, нельзя исключать возможность незначительных ошибок. Это вовсе не указывает на недостаток учителя, но это есть издержки пребывания в плотном теле. Но настоящий ученик всё равно никогда не допустит даже намёка на мысль об ошибке учителя. Потому что он знает, что если и случится когда-нибудь ошибка, учитель непременно не только исправит её, но вынесет из неё великую пользу и повернёт на благо. А тот, кто знает ученичество из прошлых воплощений, в глубине сердца понимает, что лучше он тысячу раз примет ошибку учителя, как истину, чем один-единственный раз допустит сомнение в учителе. Для пути духа первое будет успешным прохождением испытания, а второе – провалом.

Во-вторых, испытать своё доверие можно честной оценкой того, как ученик исполняет советы учителя. Если ученик не стремится всем сердцем как можно лучше применить и исполнить каждый без исключения совет учителя, то он должен очень поработать над собой. Потому что это тоже показатель недостатка доверия к советам учителя, а значит, к нему самому.

В связи с этим, хотелось бы затронуть ещё один нюанс в отношениях учитель-ученик. Видится, что человек, взращенный западной цивилизацией, иногда становится жертвой стереотипа, что учитель должен его тащить по пути, предлагать какие-то дела, приглашать к ученичеству, настаивать на чём-то, убеждать и т.д. В то время как человек, выращенный в восточном мире, знает, что это он сам должен просить у учителя знаний и советов, проявлять инициативу, выражать своё желание трудиться, спрашивать, задавать вопросы. А главное, должен знать, что учитель никогда не будет насиловать волю ученика, а потому будет предлагать свои советы мягко и ненавязчиво. (Кроме особых случаев, когда это вопрос жизни и смерти). И если ученик не прислушивается тонко и бережно к каждому совету, то учитель не будет настаивать. Не потому, что совет был не важным. А потому, что ученик обладает свободой воли и должен сам сделать выбор. И доказать своё доверие, о чём уже было сказано выше.

В Учении много сказано об отношении к Учителю. Читающий нередко прикладывает всё это только к самому Великому Владыке. Но видится, что всё сказанное надо в не меньшей степени приложить и к земному учителю, ближайшему Звену. Если, конечно, учитель настоящий, то есть встроенный в Цепь Иерархии. Но бывают слова Учения, которые не всегда легко понять, если прикладывать их к земному учителю.

Например, Е.И. Рерих пишет: «Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую связь и принимает его в свое сознание, то есть с этого момента Учитель знает всё, что происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувство и направляет его».

Может возникнуть вопрос – может ли земной учитель, находясь в плотном теле, знать даже самые мимолётные мысли ученика и все его чувства? Видится, что плотное тело в любом случае накладывает некоторые ограничения даже на самого высокого духа. Учитель, безусловно, знает направление мыслей ученика, потоки его мыслей, чувств, устремлений, видит его эмоции, даже тщательно скрываемые. А по поводу всех мельчайших мыслей? Нельзя забывать, что каждую ночь учитель и ученик находятся вместе в Тонком Мире. А там уже большая часть ограничений пропадает. И вот тогда ученик предстаёт перед учителем «во всей красе». Насколько это знание остаётся в памяти учителя – не нам рассуждать. Но на уровне чувств, несомненно, остаётся, и очень ярко. Привожу это размышление как пример того, что всё сказанное в Учении об Учителе Незримом можно и должно прикладывать и к зримому земному учителю.

«Учитель ждёт лишь того, кто идёт твёрдо, неуклонно в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдёт последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся у основания и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и многие устрашатся крутого подъёма и уклонятся, не дойдя и до половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо именно было бы непроизводительной тратой времени наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа». (Е.И. Рерих. Письмо от 21.07.1934 А.Асееву)

Каитова Ж.Ю. Март, 2017

Источник:  Культуру в жизнь

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий