Главная » О буддизме, О вере и религии, О христианстве, РЕЛИГИЯ » На скрещении Великих Путей… Наталия ЖУКОВА

433 просмотров
Н.К.Рерих. Перекрёсток путей Христа и Будды. 1925

Н.К.Рерих. Перекрёсток путей Христа и Будды. 1925

Наталия СПИРИНА

СВЕТОЧИ МИРА

Как маяки в безбрежном океане
Они стоят в земном густом тумане,
Солнцеподобны и неугасимы,
Исполнены Божественною силой
В сердца людей вселять любовь и свет
Немеркнущий в ночах смертей и лет  [1].

Великие духовные Учителя человечества  оставили сияющий след не только в сердцах и умах  миллионов последователей, но и на поверхности нашей Земли.

Места Их жизни и подвигов овеяны Их благодатным присутствием. Подобно незримым магнитам они многие века привлекали и будут привлекать сердца тех, кто чует в глубине своего духа непреложную Истину…

Одно из таких почитаемых мест находится недалеко от Леха — столицы высокогорного Гималайского княжества Ладакх или Малый Тибет.  В местечке Ше, в окрестностях Леха, высится  большая буддийская ступа. Здесь в древности пересеклись пути Великих Учителей человечества [Символ] Будды и Христа.

Во время Трансгималайской экспедиции 12 марта 1925 года Елена Ивановна Рерих записала: «… Укажу важное значение Леха. Нигде нельзя найти место, где Хр[истос] прошёл с запада на восток и Б[удда] - с юга на север. Крест путей может Ур[усвати] сохранить на её бывшей земле в Лехе» [2].

В столицу Ладакха — Лех, экспедиция Н.К.Рериха прибыла 26 августа 1925 года и находилась здесь более двух месяцев. По приглашению короля Ладакха Рерихи гостили в его величественном дворце, вознесшимся над городом на высокой горе. Они побывали в древних буддийских монастырях: Маульбек, Ламаюра, Базго, Спитуг Тиксе, Ридзонг, Хеми(с)…  В Ладакхе Николай Константинович написал много  картин, на них — горные пейзажи, твердыни буддийских монастырей и дворцов, древние святыни, образы легенд и преданий…

В Лехе Николай Константинович написал картину «Перекрёсток путей Христа и Будды» (1925).

В лунном свете, под мерцающими звёздами, в таинственной ночной сини, как гигантские застывшие волны, взбегают ввысь горные отроги. Подобно мощному аккорду венчает вершину горы твердыня древнего полуразрушенного дворца правителя Ладака. Рядом, на скальном отроге, высится Ше-Гомпа — буддийский монастырь, знаменитый огромной позолоченной статуей Будды Шакьямуни. Целая вереница небольших ступ выстроилась в ряд на остром скалистом гребне…

Внизу — освещённая луной большая буддийская ступа (по тибетски — чортен). Ступа символизирует Просветление Будды. Она состоит из квадратного основания, ступеней, полусферы, шпиля, луны и солнца на нём и языка пламени. Основание означает землю, ступени — воду, полусфера — огонь, шпиль — воздух, солнце и луна на его вершине — пространство,  пламя — эфир. В ступах помещают чтимые буддистами реликвии: мощи буддийских святых, священные предметы или тексты. Молитвенно, как духовный пламень, возносится навершие ступы к звёздам…

На этом священном месте скрестились Пути Будды и Христа.

 

И вновь читаем дневниковые Записи Елена Ивановны от 3 августа и 3 сентября 1925 года:

«Когда Христос шёл пустынею, те же были горы, те же слои тумана, та же луна, та же звезда Матери Мира. Когда Будда шёл пустынею, те же были горы, те же слои тумана, та же луна, та же звезда Матери Мира. (…) В Азии лежит печать веков новых исканий». 

«На этом месте были большие встречи. Даже проповедь Христа. Так же как и место Будды» [2].

Н.К.Рерих. Большая ступа в Ше. Серия «Святыни и Твердыни». 1925

Н.К.Рерих. Большая ступа в Ше. Серия «Святыни и Твердыни». 1925

Та же ступа, только с другой стороны, и в дневном свете изображена на картине Николая Рериха «Большая ступа в Ше», из серии «Святыни и Твердыни». «Пусть своим общим тоном героизма и подвига они скажут об этом крае» [3], — писал художник об этих древних святилищах.

«Лэ — место замечательное, — отмечал Николай Константинович. — Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шёл через Лэ на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания» [3].

***

Говоря о Великом Учителе Будде Шакьямуни, вспомним основы его Учения, прекрасно  и просто изложенные Еленой Ивановной Рерих в книге «Основы буддизма» и приведённые Наталией Дмитриевной Спириной в статье «Основы».

«Слово БУДДА не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития; в буквальном переводе — познавший…», — писала Елена Ивановна Рерих в книге «Основы буддизма» [4].

Буддой — Просветлённым — называли индийского царевича Сиддхартху Гаутаму из касты кшатриев — воинов и правителей, жившего с 623 по 543 год до н.э. Будду не считали Богом, он был Учителем, открывшим Путь освобождения от страданий, показавший на своём примере выход из сансары — нашего земного мира материи и иллюзии.

Н.К.Рерих. Благословенный. (Панацея). Ок.1939

Н.К.Рерих. Благословенный. (Панацея). Ок.1939

«Качества Будды: Шакья-Муни — мудрый из рода Шакья, Шакья Синха — Шакья Лев, Бхагават — Благословенный, Саттха — Учитель, Джина — Победитель» [3].

Превыше всего Будда ставил Знание. Он утверждал, что «невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценимым; страдать там, где не должно быть страдания; и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным — знанием тайны человеческого бытия и судьбы» [4].

Но знание без применения нежизненно. «Целые страны отпадали от Учения, когда оно, вместо жизненных применений, обращалось в отвлечённые трактаты» [4].

«Будда отрицал внешнее поклонение Учителям, возведённым в ранг Божеств. Он утверждал путь освобождения только личными усилиями. Он «порицал все ритуалы и другие внешние действия», «цепляние за безжизненные формы» [4]. Только тот, кто понимает Учение, понимает Учителя, давшего его [5].

«Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях» [4].

Главное в Учении Будды — понятия кармы.

«Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме». Карма — следствие всего, совершённого человеком. Ответственность перед всем сущим и, прежде всего, перед самим собою [5].

Будда говорил: «Человек рождается согласно тому, что он создал». «Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов кармы. (…) Буддисты говорят: «Что человек посеял, то он и пожнёт». «Зло содеянное следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец, разгорается в жгучее пламя» [4].

«Не всегда следствие сразу следует за причиной. Всему свои сроки. (…) Это может произойти и в одной из последующих жизней» [5].

«Человек посеявший — не тот самый, который жнет, но он и не другой», — говорит Будда [4]. Закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого [5].

Значение мысли тесно связано с понятием кармы. «Из трёх видов действия, — говорил Будда, — наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль». С момента возникновения решения зла человек уже виновен — выявлено ли оно или нет.

«Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего — мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобною мыслью, страдание сопутствует ему… Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним» [4].

«Мужество в учении Будды было положено в основу всех достижений и понималось исключительно широко. Он говорил: «Нет истинного сострадания без мужества; без мужества нельзя достичь самодисциплины; терпение есть мужество; без мужества нельзя проникнуть вглубь истинного знания и обрести мудрость Архата».

Готама требовал от своих учеников полного уничтожения страха. Заповедано бесстрашие мысли, бесстрашие действия. (…) И потому учение Готамы Будды можно, прежде всего, наименовать учением бесстрашия.

Воины, воины, так зовём мы себя, о ученики,
ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную доблесть,
за высокие устремления, за высшую мудрость.
Потому зовём мы себя воинами» [4].

Не поощрял Будда и аскетизм. «Аскетизм не имеет никакой ценности для освобождения от  уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом и кореньями, одевающегося корою и листьями». «Когда человек ослаблен голодом и жаждой, когда он слишком утомлён, чтобы владеть своими чувствами и представлениями, может ли он достичь цели, которая овладевается лишь ясным разумом расширенного сознания?» [4]

«Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества» [4].

В «Основах Буддизма» он назван первым научным общинником. Закладывая зёрна общины, Будда предвидел в далёком будущем, в век Майтрейи, осуществление великой Мировой Общины [5]. Он знал, «что ничто не существует вне сотрудничества», что во всём мире взаимосвязь; «что эгоистический гордец не может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока жизни, несущего всё сущее к совершенствованию» [4].

«Община Будды стремилась не обезличить своих членов, но дружественно спаять их единым устремлением на общее благо» [5]. «Основой учения Будды, заложенной в его общине, была самодисциплина. Именно самодисциплина, наложенная на себя добровольно и вполне сознательно, с полным пониманием того, что без обуздания своих беспорядочных чувств и мыслей никакое продвижение невозможно. И только когда ученик овладевал своими чувствованиями, Будда допускал его к глубинам знания [5]. «Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей, хотел Готама Будда создать работников общего блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины» [4].

«Осуществление в своей жизни основ Бытия ведёт к радости; давая их, «Будда стремился к тому, чтобы жизнь общины была радостной. Когда он формулировал наставления своему сыну, то наряду с любовью, состраданием и терпением он наказывал ему хранить радость» [4,5].

Будда в своей общине установил взаимопомощь. «Тот, кто хочет прислуживать мне, должен прислуживать больным», — говорил он [5]. Стремление помочь ближнему возникает на основе любви к нему. «Чем глубже вникаем мы в Учение Благословенного, — говорится в «Основах Буддизма»,- тем ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми преисполнены все его мысли и действия». «Подобно матери, охраняющей своё единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам», — говорит он. — «Превыше всего — любящее сердце» [4].

***

По преданию, Великий Учитель Будда в VI веке до н.э. во время странствий по Азии, доходил до Алтая. По пути из Индии на север, на Алтай, он проходил через Ладакх.

Рерих писал: «Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая…» [3]

Н.К.Рерих. Сосуд нерасплёсканный. 1927

Н.К.Рерих. Сосуд нерасплёсканный. 1927

На картине Николая Рериха «Сосуд нерасплёсканный» — по горным высотам, среди изломов скал и вечных льдов высочайшей и священной горы Алтая Белухи — босой, в одном жёлтом монашеском одеянии, идёт «смелый искатель» Будда и несёт чашу.

Чаша нерасплёсканного Счастья,
Из Твоих полученная Рук…
Через океан смертей и мук,
Катастрофы, бури и ненастья
Пронести высоко над собой,
Не пролив ни капли в прах земной —
Чашу нерасплёсканного Счастья! [6]

Рерих писал: «Он, сам вместивший понятие ничтожности власти, сказал: «Идите, вы нищие, несите спасение и благо народам». В одном слове «нищие» заключена вся программа. Пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды: великого общинника, учащего против собственности, против убийства, пьянства, излишеств. Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию. (…)

Установить научный подход к религии было истинным подвигом. Обличить своекорыстие жрецов и браминов было высшим бесстрашием. Явить истинные рычаги скрытых сил человеческих было неслыханно трудно. Царю прийти в облике могучего нищего было необыкновенно прекрасно! В осознании эволюции человечества облик общинника Будды занимает неоспоримое, прекрасное место» [3].

10 августа 1926 года Елена Ивановна записала: «…Учение Будды должно быть очищено. Будда - человек, носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую Общину Мира, завещавший век Майтрейи» [7].

По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрейю. «И сказал Благословенный Ананде (своему ученику): «Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов…. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон… Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями. …Имя Его будет Майтрейя. …Как указывает Его имя — Будда Сострадания и Любви» [4].

Н.К.Рерих. Майтрейя-Победитель. Сюита «Майтрейя».1925−1926

Н.К.Рерих. Майтрейя-Победитель. Сюита «Майтрейя».1925−1926

На картине Николая Рериха «Майтрейя-Победитель» — на скале высится древнее гигантское изображение Грядущего Будды Майтрейи. Упав на колени, человек  с надеждой смотрит ввысь — там, в огненных облачных всполохах, мчится всадник, подобный русскому богатырю, возвещая Приход Майтрейи и стремительное наступление Новой Эпохи Добра и Света,  издревле предуказанное Великими Учителями человечества.

***

Каждый день, каждый миг, каждый час
Можно встретить Тебя на пути…
Лишь бы чистым и зорким был глаз,
Чтобы мимо цветов не пройти,
Насаждённых Твоею Рукой;
Мимо искр от огня Твоего…
О, какою счастливой судьбой
Одарил Ты безмерно того,
Кто дерзнул свою душу открыть
Восходящего Солнца лучам,
Кто решил своё сердце омыть
В сокровенных целебных ключах,
Чтоб в нём радость жила и цвела,
Чтобы вечная Слава из Слав
Свой престол утвердить там могла [8].

***

Через 500 лет после Будды, в I веке нашей эры, на пути из Гималаев в Палестину, в Ладакхе побывал Христос.

Исса, а также Великий Путник называли его на Востоке.

Н.К.Рерих. Путь. 1936

Н.К.Рерих. Путь. 1936

В Ладаке, в буддийском монастыре Хеми(с) Н.К. Рерих изучил хранящееся там, так называемое, «Тибетское евангелие», рассказывающее о пребывании Христа в Азии — в Индии, Гималаях, Тибете…

Перед отъездом он записал в дневнике: «Решительные сообщения приходят в последний час. Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящийся в известном монастыре недалеко от Лхасы. (…) Есть особый смысл в том, чтобы рукопись сохранно лежала в Хэми… Есть особое значение в том, что ламы так тщательно скрывают её. Этой рукописи уместно лежать около Лэ, где была проповедь Иссы об общине мира, ещё до проповеди в Палестине. (Здесь и далее выделено автором). …Проповедь об общине, о значении женщины… Понятно, почему рукопись сохранилась именно в Хэми. Это один из старейших монастырей Ладака, счастливо не разрушенный… Путь Великого Общинника проходил из Индии около этого места…» [3]

В «Тибетском Евангелии»  повествуется, как жил святой «Исса — лучший из сынов человеческих», что вместе с иерусалимскими купцами юный Иисус отправился в страну Инда, «чтобы совершенствоваться в Божественных знаниях и изучать законы великого Будды». Прежде чем попасть в Индию, Иисус (Исса) был во многих странах Востока, в том числе и в Персии (Иране), у последователей пророка Огня Заратуштры. В Индии (как в своё время Зороастр) Иисус также преследовался браманами, не вынесшими того, что Иисус ломал кастовые границы (как и Будда). Достигнув севера Индии, Иисус пошёл на родину царевича Сиддхартхи — в Непал, а затем ещё дальше — в Гималаи [9].

Рерих писал: «…Ещё неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе. (…) И сколько правды хранят апокрифы! (…)

Н.К.Рерих. Святое Приношение. Серия «Сикким». 1924

Н.К.Рерих. Святое Приношение. Серия «Сикким». 1924

Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам — к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину — Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам.

Записи лам говорят, что… империя и богатые… убили Великого Общинника, несшего свет и трудящимся, и бедным. Путь подвига света!» [3]

«В рукописях, имеющих древность около 1500 лет, можно прочесть: «Исса (Иисус) тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя.

Он провёл время в древних городах Индии Джагарнате, Раджагрихе, Бенаресе. Все его любили. Исса жил в мире с вайшьями и шудрами, которых он обучал.

Но брамины и кшатрии сказали ему, что Брама запретил приближаться к сотворённым из его чрева и ног. (…)

Но Исса не слушал речей браминов и ходил к шудрам проповедовать против браминов и кшатриев. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать своих ближних человеческого достоинства.

Исса говорил, что человек наполнил храмы мерзостью, чтобы угодить камням и металлам, человек приносит в жертву людей, в которых обитает частица Высшего Духа. Человек унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом. Но лишающие братьев общего блаженства будут лишены его сами, и брамины и кшатрии станут шудрами…

Вайшьи и шудры были поражены… и спросили, что они должны делать. Исса говорил: «Не поклоняйтесь идолам. Не считайте себя всегда первыми и не унижайте своего ближнего Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому-либо, не желайте того, чего не имеете, но что видите у других».

Многие, узнав про эти слова, решили убить Иссу. Но Исса, предупреждённый, оставил ночью эти места.

Затем Исса был в Непале и в Гималайских горах…

«Сделай же чудо», — говорили ему служители храма.

И тогда Исса сказал: «Чудеса начали являться с первого дня, как сотворился мир. Кто же их не видит, тот лишён одного из лучших даров жизни. Но горе вам, противники людей, горе вам, если вы ждёте, что Он засвидетельствует своё могущество чудесами».

Исса учил не стараться видеть своими собственными глазами Вечного Духа, но чувствовать его сердцем, и стать душой чистой и достойной…

«…Не закалывайте животных, ибо всё дано на пользу человека. Не воруйте чужое… Не обманывайте, чтобы вас самих не обманули. Не поклоняйтесь солнцу, оно только часть мира».

«Пока народы не имели жрецов, естественный закон управлял ими, и они сохраняли непорочность души».

«И говорю: бойтесь всё совращающее с истинного пути и наполняющее людей суевериями и предрассудками, ослепляющее зрячих и проповедующее поклонение предметам». (…)

Тем временем старая женщина приблизилась к толпе, но была отстранена одним из переодетых, тогда Исса сказал: «Почитайте женщину, Мать вселенной; в ней лежит истина творения. Она — основание всего доброго и прекрасного. Она — источник жизни и смерти. От неё зависит существование человека, ибо она опора в его трудах. Она вас рождает в муках. Она следит за вашим ростом. До самой её смерти вы причиняете ей томление. Благословляйте её. Чтите её. Она ваш единственный друг и опора на земле. Почитайте её. Защищайте её. Любите ваших жён и уважайте их, ведь они завтра матерями будут, а позднее — праматерями всего рода. Любовь их делает человека благородным, смягчает ожесточённые сердца и укрощает зверя. Жена и мать — неоценимое сокровище, они украшение вселенной.

Н.К.Рерих. Матерь Турфана. Серия «Сикким». 1924

Н.К.Рерих. Матерь Турфана. Серия «Сикким». 1924

От них родится всё, что населяет мир. Как свет отделяется от тьмы, так женщина владеет даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей. Ваши лучшие мысли должны принадлежать женщине. Черпайте в них ваши нравственные силы, необходимые вам, чтобы помогать ближнему. Не подвергайте её унижениям, этим вы унизите только самих себя. Этим вы потеряете то чувство любви, без которого ничего здесь на земле не существует. Принесите почитание жене, и она защитит вас. Всё, что сделаете матери, жене, вдове или другой женщине в скорби — сделаете для духа» [3].

По  преданию, возвращаясь из Гималаев, побывал Иисус в Тибете, в монастыре около Лхасы. Затем пришёл в Ладак.

«…В главном городе Ладака — Лэ он был радостно принят монахами и людьми низкого состояния. И Иисус учил в монастырях и на базарах; там, где собирался простой народ, — именно там он учил» [3].

«Недалеко жила женщина, у которой умер сын, и она принесла его Иисусу. И в присутствии множества людей он возложил руку на ребёнка, и ребёнок стал здоровый. И многие приносили детей, и Иисус возлагал руки на них, излечивая их» [3].

«Иисус повторял: «Я пришёл показать человеческие возможности. Творимое мною все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат народам всех стран. Это вода и хлеб жизни».

Сказал Иисус об искусных певцах: «Откуда их таланты и эта сила? За одну короткую жизнь, конечно, они не могли накопить и качество голоса и знание законов созвучий. Чудеса ли это? Нет, ибо все вещи происходят из естественных законов. Многие тысячи лет назад эти люди уже складывали свою гармонию и качество. И они приходят опять еще учиться от всяких проявлений» [3].

Н.К. Рерих. Пруд Иссы. Лех. 1925−1926

Н.К. Рерих. Пруд Иссы. Лех. 1925−1926

Рерих писал: «…В Лехе находится недалеко от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под которым Христос говорил проповеди перед своим уходом в Палестину» [10].

Здесь впервые Исса говорил народу об грядущей Общине мира.

«Сказал Исса: «Недалеко то время, когда Высшею Волею народ очистится, ибо явится… освобождение народов и соединение их в одну семью» [3].

«Среди ладакцев Иисус провёл много дней; он учил их лечению и о том, как превратить землю в небо радости. И они полюбили Его, и когда пришёл день Его ухода, печалились как дети. И утром пришли множества проститься с Ним» [3].

«Так создаются сказания и легенды. Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно», — писал Николай Константинович Рерих [3].

***

Тысячелетия назад и Будда, и Христос возвещали Грядущее. Они возвещали Эпоху Единства — Эпоху Мировой Общины. Они несли эту благую Весть по тёмной Земле, и там, где проходил Их путь, где звучали Их простые Слова — там навсегда остались светлые Оазисы, где  веет Их дух, наполняя радостью  и надеждой людские сердца…

***

            Наталия СПИРИНА 

Дух Христа веет через пустыни жизни.
Листы Сада Мории. Зов. 3 сентября 1921 г.

Дух Его веет через пустыни жизни,
А люди думают, что Он только в храме;
Они ставят перед Ним свечи,
Бьют земные поклоны
И плачут перед Его иконой.

Они думают, что Он где-то
На небе, в каком-то загробном мире;
Что Он- одно, а они — другое,
И между ними общего нет.

Кто сказал людям эту ложь?!
Кто отнял у них самое дорогое,
Чем возвышается дух человека,
Самое святое — сознание Единства?!

И люди стали как звери,
Потому что решили,
Что Он — одно, а они — другое;
И между ними общего нет.

И люди смешались с пылью
И погрузились в трясины,
Потому что решили,
Что они от земли, а Он от Неба,
И Ему можно лишь поклоняться,

Пресмыкаясь и ползая в прахе,
И бессильно молить о пощаде,
О благоденствии и времени мирном,
Попутно совершая подлость
И спокойно убивая друг друга…

Но теперь настаёт время Человека,
А не двуногого и не зверя;
А «человек» это «чело веков»,
Над которым выдумка-смерть не имеет власти, —
Непреходящее, вечное, неразрушимое Я.

И это Я знает своё единство со Вселенной
И с Теми Лучшими, Которые приходили
С лучших планет на нашу малую Землю,
Чтобы пробудить это Я,
Погружённое в плотные слои материи,

Это Я, которое есть часть Их Самих,
И часть Космоса, и вечного Огня Жизни,
Который веет через все пустыни,
И возносится в стебле каждого цветка,
И сверкает в каждой звезде на небе [8].

2633-90

          17 марта 2014 г. Новосибирск

Автор:  Наталия Жукова

Примечания:

  1. Спирина Н.Д. Светочи мира. 1990-е гг. http://spirina.info/poetry/105/2356
  2. Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. Т. 6. М., 2009.
  3. Рерих Н.К. Ладак. 1925 / Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. М., 1999. С. 103–120.
  4. Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск, 1993.
  5. Спирина Н.Д. Основы / Спирина Н.Д. Отблески–1991. Новосибирск–Екатеринбург, 1997.
  6. Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск. 2010. С. 285.
  7. Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. Т. 7. М., 2009.
  8. Спирина Н.Д. Перед Восходом: Сб. стихов. Новосибирск, 2013.
  9. 9. Нотович Н. Неизвестная жизнь Иисуса Христа. Симферополь, 2004.
  10. Рерих Н.К. Сердце Азии / Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии.  Рига, 1992.
  11. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий