Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Монтессори » Мифы о Монтессори-педагогике

1 140 просмотров

2653-2

Мифы рождаются в тот момент, когда появляется нечто новое, кардинально отличающееся от привычных, «впитанных» норм и правил.

Как правило, информации об этом новом еще недостаточно, начинает работать «сарафанное радио», возникают субъективные мнения, рождаются слухи и мифы, прочно укореняющиеся в сознании людей. Подобная история произошла и с педагогикой Монтессори, которая активно стала развиваться в России в начале 90-х годов. Монтессори-учителям часто приходится сталкиваться с нелепыми предубеждениями и непониманием, как со стороны родителей, так и со стороны чиновников и традиционных педагогов. Им остается только спокойно разъяснять суть Монтессори-педагогики, и, главное, продолжать работать с детьми, чтобы полученные результаты можно было противопоставить самым негативным предубеждениям и развеять их.

Мифы:

1. Это педагогика для детей с отклонениями в развитии
2. Монтессори-педагогика не официальная, она не сочетается с государственными стандартами образования
3. Система Монтессори рождена в Европе (а то и в Америке) и не подходит нашим детям
4. Монтессори – это искусственно созданная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире
5. Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, почти не уделяется время рисованию, музыке и т.д., а только лишь работе с материалами по заданным правилам
6. Невозможно работать в разновозрастной группе. Старшие будут обижать младших или «опускаться» до их уровня
7. Дети в Монтессори-группах не играют
8. У детей-Монтессори плохо развита речь, поскольку учитель говорит мало
9. Мария Монтессори не любила сказки и не читала их детям
10. Монтессори-дети не овладевают навыками социализации, поскольку часто учатся автономно
11. Монтессори-дети растут в тепличных условиях, после такого опыта им будет тяжело жить в нашем жестоком мире

roscherkl(2)

Миф первый: это педагогика для детей с отклонениями в развитии

Да, действительно, Мария Монтессори была врачом-психиатром и начинала работать с проблемными детьми. И если ее гипотеза саморазвития подтвердилась в работе с проблемными детьми, то она может работать и работает с утроенной силой у обычных детей, и с удесятеренной у одаренных. В том-то и дело, что метод Монтессори подходит всем детям независимо от их уровня развития. Ведь так или иначе каждый развивается, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но все двигаются вперед! Никто не сравнивает детей, не говорит о норме, не выдвигает базовых стандартов. Отмечаются лишь личные достижения каждого ребенка на том или ином этапе его развития. И нет в этой системе понятия «ребенок должен» – должен кому? Он сам стремится чего-либо достичь, а мы можем ему только помочь, если он просит. Во всем мире распространены школы, где вместе учатся дети с разными возможностями и это никого не смущает, ведь Монтессори-педагог готов работать с каждым учеником, не сортируя детей на способных и не очень.

Миф второй: Монтессори-педагогика не официальная, она не сочетается с государственными стандартами образования

Монтессори-педагогика принципиально внепрограммная. Как можно установить единый план и курс обучения и развития для детей разного возраста и возможностей? У каждого ребенка есть индивидуальный образовательный маршрут, где учтены именно его потребности и возможности. При этом учитель не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения этих потребностей. Ребенок максимально глубоко погружается в актуальную для него в данный период деятельность. Увидеть такое в традиционной «советской» педагогике невозможно. Обычное явление для Монтессори-групп, когда 4-5 летние дети читают и пишут, 6-7 летние легко оперируют многозначными числами, делают доклады, опираясь на энциклопедии и т.д. Выпускники Монтессори-групп – потенциальные отличники, которым легко учиться, потому что они умеют учиться самостоятельно. И вот тут возникает вопрос – «А готова ли наша традиционная школа к детям, которые хотят учиться?».

Миф третий: Система Монтессори рождена в Европе (а то и в Америке) и не подходит нашим детям

Этому мифу уже почти сто лет, пора развеять и его, ведь на дворе век Интернета и всеобщей глобализации и отгораживаться от этого нелепо. Более полувека у нас воспитывали «советских граждан», не людей, а винтики в государственной машине, наказывая за инакомыслие и проявления индивидуальности. Тоталитарному государству не нужны свободные люди, ему нужны послушные исполнители. Именно поэтому и возник этот миф еще на заре Советской власти, когда и так немногочисленные Монтессори-школы были закрыты, а сама Монтессори-педагогика запрещена как «чуждая российской культуре». На самом деле, Монтессори-педагогика вне каких либо государственных границ, политических строев, культурных уровней и прочих условностей, выдвигаемых взрослыми. Она создана для детей всего мира и создана, так чтобы дети ощущали себя свободными в этом мире.

Миф четвертый: Монтессори – это искусственно созданная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире

Да, Монтессори-педагогика – это средовая педагогика. Здесь вы не увидите ни учителя с указкой у доски, ни учебников, ни парт. Зато много легко доступных материалов, как классических, так и сделанных руками педагогов. Все эти материалы способны в любой момент удовлетворить потребность ребенка в изучении языка, математики, окружающего мира, развитии сенсорных чувств, мелкой моторики и т.д. Оказавшись в этой среде, ребенок получает свободу действий, учится выбирать и отвечать за свой выбор, пользоваться свободой не в ущерб другим людям. Для Монтессори-детей понятия «свобода» и «дисциплина» слиты в одно целое.

Миф пятый: Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, почти не уделяется время рисованию, музыке и т.д., а только лишь работе с материалами по заданным правилам

И все же такое количество творческих работ (именно детских, а не педагогов) вряд ли можно увидеть где-то еще. И рисуют дети не по принуждению педагога, а исходя из собственных побуждений к самовыражению. Кроме Монтессори-занятий проводятся и музыкальные, где под веселые песенки мы танцуем и поем, прыгаем и бегаем, топаем и хлопаем и т.д. Дети легко запоминают эти песенки и поют сами – играя, на прогулке и просто так – для «души». Кроме того, работа с материалами побуждает ребенка к творчеству, ведь педагог показывает ему алгоритм действия для того, чтобы он дальше самостоятельно мог найти свой способ деятельности с материалом. А это ни что иное, как творчество!

Миф шестой: невозможно работать в разновозрастной группе. Старшие будут обижать младших или «опускаться» до их уровня

Да, в наших группах дети от 1,6 до 6 лет. Но ведь и в семье разница между детьми в несколько лет. И отношения между ними зависят в первую очередь от родителей, как они выстраивают систему взаимоотношений в семье. Монтессори-группа – это образец такой семьи, где младшие опекаемы, а старшие выступают в роли ведущих за собой лидеров. Невозможно чему-либо научить младшего, если ты не знаешь этого сам. Возникает дополнительный стимул к самообразованию. Очень часто старшие выступают в роли «учителей», и получается это у них не хуже чем у взрослых. Одновременно занятия и поведение старших становятся образцом для младших, как бы зоной дальнейшего развития. Разновозрастная группа помогает ребенку прожить разные роли, обогащает его социальный опыт, помогает избегать конфликтов, так как в такой группе детям не надо «выяснять» кто главный, кто малыш, а кто уже «подрос» до старшего.

Миф седьмой: дети в Монтессори-группах не играют

Мария Монтессори не отрицала игру как таковую, но понимала под ней процесс освоения ребенком реального мира. Вы наверняка замечали, с каким удовольствием дети готовы стирать, мыть посуду (как мама) или забивать гвозди (как папа), а самые маленькие с упоением играют на кухне со сковородками и кастрюлями, для них очень важно участвовать в полезной осмысленной деятельности. А мы все время ссылаем их в мир игрушечных машинок, пистолетов, кукол, компьютеров и удивляемся, почему же игрушки им так быстро надоедают, почему ребенок не хочет учиться, почему он не убирает в своей комнате и т.д. Несомненно ребенку необходимы и игрушки, но в качестве отдыха от полезной деятельности. Поэтому в Монтессори-группе обязательно отводится уголок для игровой зоны, насыщенной привычными игрушками.

Миф восьмой: у детей-Монтессори плохо развита речь, поскольку учитель говорит мало

А как же занятия по развитию речи? А круги, где каждый может рассказать что-нибудь свое и выслушать рассказ другого, в том числе и учителя. Привыкаем говорить, образно и четко выражая свои мысли. Именно так говорит учитель, проводя презентацию или короткий урок. Ребенок впитывает речь учителя, а затем ее воспроизводит. При этом речь у него развивается быстрее и словарный запас богаче, он может точнее выразить свои мысли и чувства, так как имеет опыт публичных выступлений и рефлексивных высказываний на ежедневных кругах.

Миф девятый: Мария Монтессори не любила сказки и не читала их детям

А вот это и не миф вовсе, а чистая правда. Дело в том, что в ее время в Италии большинство сказок были злыми и заканчивались плохо. Она предпочитала читать детям истории о происхождении мира, о тайнах океана, о том, где встает солнце и т.д., опираясь на естественнонаучное сознание. В нашей культуре немало замечательных, добрых сказок со счастливым концом, которые мы обязательно читаем детям, не забывая и про научные истории, полагая, что не нарушаем принципы Монтессори-педагогики.

Миф десятый: Монтессори-дети не овладевают навыками социализации, поскольку часто учатся автономно

Практика показывает, что, наоборот, они более контактны, приветливы, доброжелательны, спокойны, легче адаптируются в незнакомой обстановке. Это потому, что они имеют опыт различных социальных контактов и нерегламентированных видов деятельности.

Миф одиннадцатый: Монтессори-дети растут в тепличных условиях, после такого опыта им будет тяжело жить в нашем жестоком мире

 

Проведем аналогию с огородом. Можно высадить растение в грунт, но все же чаще мы проращиваем его на светлом, теплом окошке. Может быть, в грунте оно и было бы крепче, но сколько семечек в нем погибает, не прорастая? При этом пророщенные на окошке в грунте выживают все. Так пусть же как можно дольше ребенок развивается естественным образом, чувствует себя счастливо, свободно и защищенно. Тем более, в наших силах создать все условия для этого. Мы надеемся, что куда бы ни пришли наши дети, в них увидят личность и будут ее любовно взращивать!

Источник:  Монтессори-азбука

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий