Главная » История РД, О единении » Международное движение «ЗНАМЯ МИРА» – забытая ступень единения в рядах последователей Н.К. РЕРИХА. Н.А. Тоотс

50 просмотров
Ил. 4. Знамя Мира в вестибюле Федерации Мира и Согласия. Москва. 1989

Ил. 4. Знамя Мира в вестибюле Федерации Мира и Согласия. Москва. 1989

«На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже фашисты», – так оценил варварство наших дней, случившееся в Сирии, Александр Сокуров в своём выступлении на престижном кинофестивале в Венеции. Он в нём участвовал со своим фильмом «Франкофония», в котором рассказывается о спасении сокровищ Лувра, когда Франция оказалась оккупированной гитлеровской Германий. Режиссёр с горечью вопрошает: «Что Франция без Лувра, а Россия без Эрмитажа?» А что мы можем сказать о Пальмире? Не только Сирия, но и весь мир понёс невосполнимую утрату. Ведь Пальмире было как минимум четыре тысячи лет!

«Город Пальм» был разрушен ассирийцами и возведён вновь великим Соломоном (965–928 годы до н. э.). Легенда утверждает, что на этот раз его строили джины, которыми умел управлять иудейский царь. Люди не смогли бы создать столь прекрасный город. В X веке его разрушило землетрясение, а в XV веке – окончательный удар ему нанесли войска Тамерлана.

Развалины Пальмиры возникли из песка в 1678 году, когда на них натолкнулись два английских купца. Систематические раскопки начались лишь в 1920 году и продолжались до последнего времени. Ныне то, что столько лет хранили пески, а затем открывали и бережно хранили археологи, возвращая нам очень важные утерянные страницы истории человечества, политико-религиозными дикарями превращено в груду камней. Но, как мы знаем, где нет культуры, там нет и будущего. А. П. Чехов писал С. П. Дягилеву из Ялты 30 декабря 1902 года: «Теперешняя культура – это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, может быть ещё десятки тысяч лет для того, чтобы хотя бы в далёком будущем человечество узнало истину настоящего бога…»1.

Ил. 1. В. В. Надёжин. Храм, где апостол Анания крестил апостола Павла. Сирия Дамаск. 2003. Холст, масло. 40 × 55

Ил. 1. В. В. Надёжин. Храм, где апостол
Анания крестил апостола Павла. Сирия
Дамаск. 2003. Холст, масло. 40 × 55

Ил. 2.В. В. Надёжин. Пальмира. Сирия. 2003 Холст, масло. 50 × 70 Собственность Г. А. Жигарева

Ил. 2.В. В. Надёжин. Пальмира. Сирия. 2003
Холст, масло. 50 × 70
Собственность Г. А. Жигарева

В 2004 году нас с художником Владимиром Васильевичем Надёжиным пригласили в Сирию, где он писал этюды, а потом была выставка его картин в Российском Центре культуры и науки в Дамаске. И тогда в числе других достопримечательностей мы посетили Пальмиру. От той поездки остались этюды Володи, мои очерки и наши фотографии. Теперь – это ценнейшие свидетельства древней истории, память об этой высокой культуре, стёртой с лица Земли руками невежественных, акультурных людей. На VIII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», которая проходила в 2008 году, здесь, в Петербурге, я выступала с докладом «От Южной до Северной Пальмиры», в котором рассказала об этой жемчужине пустыни2. А сегодня мы привезли, чтобы показать вам, несколько тех пальмирских этюдов Володи. Один из них мы дарим Музею-институту семьи Рерихов [ил. 3].

Ил. 3. В. В. Надёжин дарит свою картину Санкт-Петербургскому государственному музею-институту семьи Рерихов. Государственный Эрмитаж. Зал Совета. 9 октября 2015

Ил. 3. В. В. Надёжин дарит свою картину Санкт-Петербургскому государственному
музею-институту семьи Рерихов. Государственный Эрмитаж. Зал Совета. 9 октября 2015

***

А теперь давайте поговорим о том, что же нужно делать, чтобы примеров подобного вандализма становилось всё меньше и меньше. Прежде всего, что делать нам, последователям великого гуманиста, давшего миру Пакт о необходимости сохранения культурных ценностей во время вооружённых конфликтов и его символ – «Знамя Мира»? В разных странах этот флаг, как «Красный Крест Культуры», реет сегодня на улицах городов, во многих музеях и помещениях общественных организаций. Есть также случаи принятия этого символа на государственном уровне. Но пока ещё ни он, ни концепция культуры Н. К. Рериха не стали всеобщим достоянием народов мира. Массовое сознание людей ещё не разбужено. И голос последователей Рерихов, взывавших о первостепенном значении Культуры для строительства будущей цивилизации, пока ещё очень слаб. А ведь именно рериховцы должны стоять в первых рядах борцов за одухотворение нашей жизни.

Мешает более действенной и широкой пропаганде значения культурных ценностей, именно в рериховском ключе, разобщённость разных общественных организаций, стоящих, казалось бы, на одной идеологической платформе гуманизма и толерантности. К сожалению, в действительности в нашем, рериховском движении нет единства, царят обособленность и разборки. Причём часто они ведутся в форме базарных перепалок, неприемлемых для культурных людей. Агрессия, убеждённость только в своей правоте, неумение допускать и иное мнение – всё это неполный перечень того, что процветает в среде так называемых «рериховцев». Однако есть и другие проблемы, но часто из-за огромных просторов, разделяющих нас, мы плохо знаем друг друга.

Попытки всех объединить и примирить уже не раз предпринимались. На протяжении многих лет этим занимался писатель В. М. Сидоров, возглавлявший Международную ассоциацию «Мир через Культуру». После его смерти эту работу продолжили его сотрудники. И сегодня – это, пожалуй, самый яркий пример успешной работы. Апогеем её стал Всемирный Форум Духовной Культуры в Астане (Казахстан) в 2010 году, где представители 72 стран говорили о необходимости единения на основе Духовной Культуры.

Но были и другие попытки, не столь удачные, но всё же оставившие очень важный след в истории рериховского движения. И сегодня, на мой взгляд, полезно вернуться к этому опыту и понять, почему же он был не столь долговечен, что помешало ему развиваться дальше.

Я расскажу о том, как 6–8 мая 1993 года в Москве, в актовом зале Федерации Мира и Согласия состоялась учредительная конференция Международного движения «Знамя Мира». Председателем оргкомитета был известный индолог, в ту пору заместитель директора Института востоковедения РАН, большой друг и ученик С. Н. Рериха, один из организаторов Советского Фонда Рерихов, доктор исторических наук Р. Б. Рыбаков. Его заместителем являлся молодой актёр, режиссёр, сценарист, главный герой многих детских передач на телевидении – таких, как «Не зевай», «С утра пораньше», «Круголя», «Зов джунглей», «Будильник» и других – Пётр Евгеньевич Фёдоров [ил. 5].

За всем этим стояла огромная Петина работа: съёмки, «озвучки», монтажи и многое другое, без чего невозможна передача, которую мы потом видим на экране телевидения. А ещё он первый в нашей стране начал снимать аудиовизуальные программы о Е. П. Блаватской, семье Рерихов, Н. А. Бердяеве, М. А. Волошине и многих других. Причём делал он это профессионально, что разительно отличало его творения от последующих самодеятельных программ многих рериховцев. К этому времени его имя хорошо было известно, так как именно он был одним из главных организаторов учредительного собрания Московского Рериховского общества, которое состоялось в 1989 году в Государственном музее Востока.

И ещё. Незадолго до учредительной конференции движения «Знамя Мира» по инициативе Пети в вестибюле Федерации Мира и Согласия было водружено Знамя Мира [ил. 4].

Секретарём оргкомитета этого движения была автор этих строк, тогда только что ставшая главным редактором и основателем журнала «Дельфис».

Движение это зарождалось в кабинете Р. Б. Рыбакова, где раз в месяц мы втроём собирались и по многу часов обдумывали, как объединить рериховцев с пользой для будущего страны и культуры. Мы тогда называли эти незабываемые встречи «нашими посиделками». Они были полны надежд, веры в свою миссию, а также юмора – Р. Б. Рыбаков и Петя умели пошутить.

Вот как писал о принципах и основах нового движения Р. Б. Рыбаков:

«…Многие нашли единомышленников и малыми группами движутся вперёд – к вершинам духа и глубинам сознания. Они уже перешагнули через узость сектантства, через твердолобую убеждённость в том, что есть какой-то единственно правильный путь, от которого “шаг влево, шаг вправо считается побегом”. Солнце российского Ренессанса уже показалось над горизонтом – сотни и тысячи таких групп действуют сегодня на просторах нашей страны. Так зачем же понадобилось нам изобретать ещё какое-то движение, зачем объединять их всех в какую-то новую структуру?..

Движение “Знамя Мира” не изобретается и не создаётся. Оно давно уже существует в нашей стране. И отдельные люди, стремящиеся к высвобождению своего творческого потенциала, и группы единомышленников, объединённые в общества, фонды, союзы, ассоциации, устремлённые к духовному исцелению России, все они вместе и есть это движение.

Это реальность нашей сегодняшней жизни. Но оно должно осознать себя именно как движение. У него не было имени – учредительная конференция дала ему это имя. Знамя Мира – старая идея Рериха, Знамя Мира – Красный Крест Культуры. Оно разрозненно, участники не знают друг о друге, их усилия обособленны. Учредительная конференция дала им… нет! Не единую структуру, это было бы абсолютно бессмысленно и губительно – а связующую нить в виде информационно- консультативного центра. Создаётся единое информационное поле, позволяющее знать о других и рассказать о себе. Присоединяющиеся к движению будут чувствовать локоть друг друга. При этом все равны, все обладают полнотой творческой самостоятельности, свободой самовыражения – никаких диктаторов, правлений, исполкомов. Никакого формального иерархического объединения (слишком много печальных примеров вокруг нас) – двери на вход и выход широко открыты для всех. Для всех ли? Для всех, чьи убеждения позволяют им подписать единственный документ движения – Договор об общих принципах (и чья деятельность, конечно, соответствует провозглашаемым ими словам). <…> Что будем делать? Да всё то же: спасать культуру. Распространять духовность. Сеять разумное, доброе, вечное. Только без трескотни, без догматизма, без страха и лжи, без ненависти друг к другу. У Новой России будет Новое сознание».

А вот как было сформулировано «Кредо движения»:

«Исцеление России сегодня, как никогда, зависит от состояния Культуры. Чтобы выйти на новый виток эволюционного развития, мы должны осознать, в чём смысл и предназначение Культуры. Без неё – нет народа, и народ оставляет своё имя в истории созданной им культурой. Она – основа нашего Бытия, высший смысл человеческой деятельности. Мы зовём всех, кому дороги идеалы гуманизма и духовности, всех, кто верит в будущее, кто готов это доказать не словом, а делом, объединиться в движении “Знамя Мира”. <…> Помним, что объединяться должно:

– не ради горения, а ради общего дела;
– не вокруг личности, а на основе Бытия.

Цель объединения – не создать новую организационную структуру, рассылающую указания сверху вниз. Цель – почувствовать плечо друг друга, узнать единомышленников и объединить усилия для выполнения конкретных программ, сохраняя организационную самостоятельность и творческую свободу. Движение “Знамя Мира” – это и создание единого информационного поля. Вы станете вкладчиком и получателем Международного информационного банка – узнаете, где и как идёт созидательная культурная работа.

Зачем собираемся мы под рериховским “Знаменем Мира”? Что положим в основу единения?

– Овладение космическим сознанием;
– конструктивность созидания;
– ответственность каждого за сегодняшний и завтрашний день.

Воплотим на деле древнюю мудрость: единство в многообразии! Сольём воедино любовь к родной земле и к планете Земля! Соединим силы в преобразовательных программах Движения – новое образование, экология, краеведение. Не забудем о милосердии ко всем, за кого мы в ответе.

Общими усилиями приблизимся к духовной культуре XXI века!

Вспомним: “Когда так темно, подумаем о Свете”». 

Мне кажется, что все эти слова и принципы не устарели, и вполне разумно вновь вернуться к ним.

У меня сохранился список приглашённых на ту учредительную конференцию. Я перечислю названия только некоторых организаций, участвовавших в том собрании. Этот список наглядно демонстрирует, как широко были распахнуты двери нового движения. Итак, это были:

Московское Рериховское общество,
Российское Теософское общество,
Международный центр Рерихов,
Ассоциация «Мир через Культуру»,
Ассоциация «Русь – Восток – Запад»,
Институт буддизма,
Общество Вивекананды,
Культурно-духовный центр «Беловодье»,
Культурный центр «Валаам»,
Российско-индийский клуб искусств имени Рерихов,
Институт востоковедения РАН,
Государственный музей Востока,
Фонд Культуры,
Театрально-культурное содружество,
Культурно-научный центр SETI,
Мемориальная квартира Ю. Н. Рериха,
Музей космонавтики,
журнал «Дельфис»
и многие другие.

Были приглашены и представители рериховских обществ из других городов – Херсона, Ялты, Норильска, Невинномысска, Пскова, Калуги, Златоуста, Томска, Новгорода, Одессы и других. Получили приглашение и представители рериховских газет, журналов и издательств. Меня потрясло количество рериховских газет, которые в то время выходили: «Знамя Мира», «Гармония», «Берегиня», «Озарение», «Роза Мира», «Проспект Мира», «Открытое образование», «Доверие» и другие.

Так как одной из задач нового движения являлось создание Информационного центра, то сразу было решено выпускать «Вестник». Представитель Фонда культуры Е. Г. Аветисова обещала помощь в техническом оснащении будущего центра.

Помещение и сотрудники тогда были лишь у Театрально-культурного содружества, которое возглавлял Пётр Евгеньевич Фёдоров. И именно это место – библиотека № 86 в Свиблово на ул. Седова, д. 3 и стало штаб-квартирой движения. А его головными организациями на первых порах являлись: Театрально-культурное содружество и театр «Пилигрим» (руководитель П. Е. Фёдоров), работавшие на базе Музея космонавтики у ВДНХ, а также коллектив «Дельфиса», готовивший тогда к выпуску свой первый – «нулевой» номер. Там же, в стенах библиотеки № 86 в Свиблово создавался Центр духовного возрождения и начался выпуск информационного «Вестника».

После учреждения движения все эти организации, а также появившаяся позже Лига «Знамя Мира» стали два раза в году проводить удивительные фестивали, которые собирали всех рериховцев вместе. Залы, где проводились мероприятия, всегда были полны, многие приходили семьями. Царила атмосфера дружбы и единения.

Всего состоялось пять таких фестивалей: один в 1993 году, по два – в 1994-м и 1995-м годах. У меня сохранились их программы и некоторые афиши, в том числе одного из фестивалей 1995 года, посвящённого 60-летию Пакта Рериха. И вот как выглядела его программа: 15 апреля – торжественное открытие и камерный концерт в Государственном музее Востока, 16 апреля, утром – выступление участников фестиваля и круглые столы в Центре Духовного Возрождения в библиотеке № 86 (Свиблово); вечером – Торжественный концерт в Музее космонавтики. 22 апреля, утром – фестиваль в гостях у Детско-юношеской лиги «Знамя Мира» (школа № 615); вечером – творческая встреча с клубом «Москвичка» в Государственном музее Востока. 23 апреля, утром – спектакль детского театра «Вера» (художественный руководитель К. Ю. Королёв) на Петровских линиях, д. 2; вечером – спектакль театра «Пилигрим» в Музее космонавтики. В ходе фестиваля проходили на местах концерты, спектакли, слайд-программы и т. д.

Эта афиша наглядно демонстрирует, что состоялась вполне успешная попытка объединить разные коллективы на ниве Культуры и творчества. И этот путь был конструктивным и созидательным. Участвовали в этих фестивалях все имевшиеся на тот момент рериховские общества, центры и содружества, в том числе и отдельные известные в рериховском мире личности.

Ил. 5. П. Е. Фёдоров (1959—1999)

Ил. 5. П. Е. Фёдоров (1959—1999)

Вряд ли всё это могло развиваться, если бы не было лидера, который ответственно нёс свою тяжёлую ношу. И им был Петя Фёдоров. К своим многочисленным обязанностям на телевидении он прибавил огромную работу по организации фестивалей, четыре раза каждую неделю выступал со слайд-программами и спектаклями своего театра «Пилигрим». Вход на все мероприятия был свободным. Тогда мы ещё не понимали, что за свою подвижническую работу можно получать деньги. Петя жил на «износ». Он успел даже защитить диссертацию. Возможно, эта его активность сократила его земной путь – в начале 1999 года его не стало. Ему было всего 39 лет.

К этому времени серьёзное препятствие развитию рериховского движения создали его трения с РПЦ. Р. Б. Рыбаков из заместителей перешёл на директорское место в Институте востоковедения РАН, активно занялся научной работой и защитил докторскую диссертацию, поэтому стал менее свободен для общественной работы.

Обособление и замыкание в своих организационных хлопотах постепенно разъединяло рериховцев. Главным встал вопрос о выживании. И тут уже было не до единения. Да и подходящего лидера не нашлось – бескорыстного, не претендующего на безграничную власть и почитание. Чем всё закончилось, все присутствующие в зале знают. А теперь, научившись многому, мы снова созрели для ренессанса, но уже на новом витке своего развития. Для единения и координации деятельности есть все условия. Без этого, в одиночку, уже ничего ни у кого не получится! Жизнь преподносит нам очень серьёзные вызовы, и только мобилизовав весь накопленный в рериховском движении положительный потенциал, мы можем занять достойное место в рядах строителей Будущего.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Весы. – М., 1905. – № 11. – С. 4–5.
2 Тоотс Н. А. От Южной до Северной Пальмиры // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. VIII: Н. К. Рерих и его современники. Архитекторы и архитектура; Восток глазами Запада. – СПб., 2011. – С. 264–268.

Источник:  XI Международная научно-практическая конференция «РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ» (9–11.10.2015)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий