Главная » подвиг и героизм » МЕЧ ГЕССЕРА. Живая Этика о героизме

3 058 просмотров

Подборка из книг Живой Этики о героизме и о герое бурято-монгольского эпоса — легендарном Гессер-хане…

 *******

15559Даже наиболее миролюбивые изображения утверждали меч. Не значит он желание насилия, но он указывает готовность защищать самое священное.

Сердце, 157

 

«”Героикой” Николай Рерих назвал сюиту своих картин, но мотив героизма характерен для всего его искусства, — пишет Р.Я. Рудзитис. — Внутреннее содержание его картин в прямом и переносном смысле звучит как призыв к подвигу. (…) Этот героический лейтмотив у Рериха звучит не только во имя освобождения человека от ига несправедливости и духовной темноты, во имя восхождения человечества, но и во имя эволюции всей живой природы, эволюции Космоса»1.

Н.К. Рерих. ТРИ МЕЧА. Эскиз. 1932 – 1936

Н.К. Рерих. ТРИ МЕЧА. Эскиз. 1932 – 1936

Известный исследователь творчества Н.К. Рериха П.Ф. Беликов отмечает: «Право творить историю дано лишь борцам за новый мир. И тут следует отметить характерную для Рериха черту. Его гуманизм, человечность, широкие обобщения и миротворчество не имеют ничего общего с беззубым непротивлением и сюсюкающей сентиментальностью. Достаточно перечислить название картин разных годов: “Дозор” (1905), “Бой” (1906), “Сеча при Керженце” (1911), “Майтрейя” (1925), “Меч Гессара” (1932), “Огни Победы” (1940), “Поход Игоря” (1941), — чтобы убедиться, какое место занимали в идеологии Рериха понятия: героизм, борьба, подвиг, воин, мужество, бесстрашие. Считая войну проявлением дикости, Рерих одновременно писал: “Оборона Родины есть долг человека… Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость, во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Пусть в обновлённой кузнице мужественно куётся меч обороны и труда”.

Н.К. Рерих. МЕЧ ГЕССАР­ХАНА. 1943

Н.К. Рерих. МЕЧ ГЕССАР­ХАНА. 1943

Рерих хорошо знал, что против разъярённого тигра выходят с мечом, а не с пальмовой ветвью. Может быть поэтому некоторые называют искусство Рериха суровым. Но человеческую сердечность Рерих видел в суровости долга, а не в сентиментальности, которую он называл суррогатом любви»2.

Путешествуя по Азии, Н.К. Рерих собирает материалы о герое бурято-монгольского эпоса — легендарном Гессер-хане. Николая Константиновича интересовало происхождение Гесэриады — грандиозной поэмы, названной западными учёными Илиадой Центральной Азии. «Поучительно видеть, как прошла Гесэриада по всему сердцу Азии. Народы сложили свои лучшие думы»3.

Н.К. Рерих исследует и древние наскальные изображения. В статье «Меч Гессар-Хана» он пишет: «Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления. (…) Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина “Меч Гессар-Хана”. Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?

Тут же и легенда о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека и осевших здесь. (…)

А вот и старый Пинцог, певец-сказитель саги о Гессар-Хане. Сидит степенно на полу моей мастерской и сказывает, а затем и поёт речитативом стих о великом герое Ладака, Тибета, Китая. (…) Всё отмечено: как собирается герой противу врагов, как он раньше похода принимает мудрые советы сестры отца своего, как он готовит оружие… (…) “А знаете ли вы здесь, что в Каме есть палаты Гессар-Хана, где вместо балок лежат несметные мечи воинства Гессар-Хана?” — “Не только в Каме, но и в Цанге воины Гессара сложили такой памятник”, — вставляет слово примолкший лама. В один раз певцу не сказать всех Гессара подвигов. Нужно сказать и о мудрой жене героя Бругуме. Нужно не забыть сподвижников и все победы несокрушимого защитника правды. (…)

Картина “Три меча” пусть изображает древний рисунок на камне вблизи Кейланга, главного города Лахуля. (…) Местные изображения на скалах и камнях достойны изучения. (…)

В урочище Карга и около самого Кейланга (Лахуль) найдены нами изображения мечей. Значение этих изображений загадочно, но особенно интересно, что форма их совершенно совпадает с формою бронзовых мечей и кинжалов минусинского сибирского типа, так характерных для первых великих переселенцев. Не будем делать ни предположений, ни тем более выводов, но занесём эту поучительную подробность как ещё одну путеводную веху. (…)

А вот и редкое изображение самого Великого Гессар-Хана. Около воителя собраны знаки его перевоплощений и всё то памятное, что не должно быть забыто в этой великой эпопее. На ступенях трона стоят тибетские сапоги. Ведь это те самые сапоги-скороходы, отмеченные в подвигах Гессар-Хана. Но стоят они близко, это значит, что великий воитель нового мира уже готов к подвигу. Скоро он войдёт»4.


 

1 Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 91.

2 Беликов П.Ф. Об идеологии творчества Н.К. Рериха // Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 227.

3 Рерих Н.К. Душа народа // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 410.

4 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.
С. 181 – 185.

 

Восход № 8-9 (244-245. Август-Сентябрь 2014)  

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий