Главная » воспитание, ПЕДАГОГИКА » Малыш и музыка. Надежда Макогон

1 200 просмотров

 

2618-69

Помните ли вы музыку, которую слушали в раннем-раннем детстве? Наверное, не очень. А что любите сейчас? Скорее всего, это и будет ответ на первый вопрос.

Первые три года жизни — очень важный этап в жизни ребенка: в это время он совершает множество открытий, каждый день приносит ему что-то новое — первые шаги, слова, опыт… А самые первые впечатления малышу дарит музыка. Его привлекают не слова, а интонации — музыка родных голосов (кстати, когда он заговорит, интонации родителей перекочуют к нему). Колыбельные и песни, которые пели в семье, нередко остаются любимыми на всю жизнь. Атмосферу любви помогает создать красивая, гармоничная негромкая музыка, лучше классика, с «живыми» инструментами.

Ребенок, как правило, живо реагирует на музыку, особенно если она ему нравится, и первым делом — на ритм. К 2–2,5 годам он уже сможет двигаться в такт ритмичной подвижной музыке. Для развития чувства ритма и просто для хорошего настроения можно весело поупражняться: взяться за руки и плясать в такт музыке с простым двухдольным размером. Подойдет, например, «Трепак» из балета «Щелкунчик» Чайковского* или «Итальянская полька» Рахманинова. Можно вспомнить и народные потешки («Заинька, попляши! Серенький, попляши!»). Навязчивых, грубых ритмов лучше избегать. А еще нужно давать возможность малышу побыть в тишине, не перегружайте его звуковой информацией, особенно «из телевизора».

Многие считают, что детям до трех лет рано слушать классику, что они ничего не поймут. Но дети чувствуют тоньше, они непосредственнее и открыты новым впечатлениям гораздо больше взрослых. Все оставляет в чистой душе ребенка свой след, и классическая музыка может стать не только приятным фоном — благодаря своей многоплановости она научит маленького человечка мыслить, даст пищу для духовного развития.

Замечательный педагог и музыкант Вера Горностаева однажды сказала: «Думаю, что наших детей более всего хранит музыка, к которой они прикасаются с детства. Помимо мысли, помимо логики, музыка влияет на некую заложенную в людях божественную сущность и лепит то, что дает иммунитет от очень многого. Ведь к их душе пробились Бах, Моцарт, Чайковский, Шопен, Шуберт — это грандиозное явление, которое, сколько бы мы ни пытались, научно объяснить невозможно. Искусство по своей природе божественно!»

Источник:  журнал “Человек без границ”

2618-68

Малыши и музыка

Не секрет, что беременным женщинам советуют слушать классическую музыку. Существуют научные исследования, которые доказывают ее положительное влияние на внутриутробное развитие. Но когда, как и с какой музыкой стоит знакомить уже появившегося на свет малыша?

Музыкальная восприимчивость проявляется у детей очень рано. Ребенка и можно, и нужно знакомить с музыкой уже на первом году жизни. Дело не только в эстетическом развитии, хотя оно, конечно, важно. «Правильная» музыка способна положительно влиять на мозговую деятельность ребенка, возбуждая определенные нейронные сети. Ученые не раз публиковали результаты наблюдений, согласно которым малыши, занимающиеся музыкой с ранних лет, отличаются хорошей речью, памятью и вниманием. Кроме того, детям с развитым музыкальным слухом легче дается грамотное письмо и изучение иностранных языков. Однако неподходящая музыка может иметь столь же сильный негативный эффект. Так, по мнению специалистов, чрезмерная громкость, «немелодичность» или преобладание низких частот вредит неокрепшей нервной системе малыша. К этим жанрам более всего относится клубная музыка (рейв, транс) и рок.

Что такое «правильная» музыка?

Прежде всего, это классика. У многих из нас она ассоциируется с чем-то скучным, но это явление скорее относится к упущению в воспитании. Дети же, которым родители включили классические произведения с ранних лет, обычно любят подобную музыку и во взрослой жизни, что доказывает формирование художественного вкуса и системы эстетических ценностей на ранних этапах. Кроме того, произведения композиторов-классиков успокаивают нервную систему и положительно действуют на эмоциональное состояние в целом.

В качестве первого музыкального фона прекрасно подойдут детские классические произведения. Например, знаменитая сюита Прокофьева «Петя и волк». Но, безусловно, на одной классике зацикливаться не стоит, ведь музыкальное развитие, как и любое другое, должно быть разносторонним. Маленькие дети отлично реагируют на колыбельные – и поставленные в записи, и спетые мамой. Нежные тихие мелодии изначально действуют на ребенка расслабляюще, а голос мамы успокаивает еще больше, ведь малыш привык к его тембру еще до своего появления на свет.

Достоинствами детских песен, по крайней мере, советского образца, являются мелодичность и легкость. Как правило, они веселые, что помогает улучшить настроение, а их слова быстро запоминаются, и это со временем влияет на память. К тому же в детских песенках часто обыгрывается какая-то интересная ситуация, так что они содействуют и воспитанию.

Правила знакомства малышей с музыкой

Начинайте день с веселых и бодрых детских песен, если кроха проснулся в хорошем самочувствии. Очень хорошая традиция – делать зарядку вместе с ребенком под бодрую музыку. Днем можно фоном ставить классические произведения, постепенно переходя к успокаивающей музыке и колыбельным.Не забывайте петь вместе с малышом. Это и весело, и полезно.

Мы уже упоминали, что заучивание текстов песен положительно влияет на память. Но так же пение развивает непосредственно музыкальные способности. Здесь все как с языком: чем больше читаешь и пишешь, тем лучше и грамотнее это получается.

При этом нужно знать меру и не переутомлять малыша музыкой. Такое бывает из-за слишком громко включенной песни, неподходящей под настроение мелодии или просто долгого прослушивания. Кстати, к чрезмерной громкости приравнивается и прослушивание музыки в наушниках. Многие специалисты считают, что это может серьезно навредить слуху ребенка.

Никогда не упускайте возможность сходить с малышом на музыкальный спектакль или концерт для детей. Так вы с пользой проведете время и подарите крохе приятные воспоминания. Помните, что чем раньше ребенок приобщается к музыке, тем больше у него шансов понять и по-настоящему полюбить ее в будущем.

Источник:  Тёма

2618-67

Малыши и музыка

Музыка является неотъемлемой частью жизни малышей. Они могут напевать игрушкам, двигать ножками под ритм стихов и наслаждаться пением со своими родителями, даже если мама и папа не обладают хорошим слухом. Но раннее знакомство с музыкой становится не просто развлечением: она может способствовать раннему творческому и интеллектуальному развитию ребенка и помочь в формировании жизненных ориентиров.

Музыка вносит вклад в то, что эксперты называют «обогащением сенсорной среды»: детям предлагается широкое разнообразие вкусов, запахов, текстур, цветов и звуков. Подобные опыты улучшают контакты между клетками мозга, что в дальнейшем помогает хорошо усваивать практически все области в школьном образовании, в том числе чтение и математику. Простое прослушивание музыки укрепляет эти связи, но наибольший результат приносит активное участие детей в музыкальной деятельности.

Конечно, есть еще одна причина, чтобы познакомить малыша с миром музыки: это приятное времяпрепровождение вместе с родителями. С этим наверняка согласятся мамы и папы, которые частенько поют песни со своим ребенком, танцуют и кружатся вместе, слушают любимые компакт-диски и напевают малышу колыбельные перед сном.

Музыка и ритм

В возрасте между 1 и 3 годами, дети лучше всего реагируют на музыку и активно ее изучают. Пассивное прослушивание (например, в машине) — это хорошо, но необходимо искать возможности для того, чтобы ваш ребенок активно двигался, хлопал в ладоши, напевал, отвечая ритму и такту мелодии.

Существует множество интересных детских композиций, под которые можно выучить простые танцевальные движения (например, «Танец маленьких утят»). Если их сложно вспомнить, то придумайте незамысловатые па сами и повторяйте их под любимые мелодии малыша. Для детей, не умеющих ходить, отличной танцевальной площадкой могут стать родительские колени. Стимулируйте положительные реакции крохи на музыку, побуждая его двигаться вместе с вами. Обязательно улыбайтесь при этом. Пусть ребенок наблюдает за вами и слушает ваше пение.

Если вы не знаете или уже подзабыли детские песенки и прибаутки, подсмотрите их в книжках, в интернете, на специальных CD- или DVD-дисках. Не стесняйтесь сочинять их сами, и пускай тексты и движения будут немного глупыми и наивными. Попробуйте использовать в песне или стишке имя вашего ребенка. Или просто включите музыку и потанцуйте вместе с ним. Покажите малышу, как двигаться под быструю и медленную мелодии, приучая различать ритм. Дополните танцы яркими и веселыми реквизитами в виде шарфиков, лент, воздушных шаров, мячей, мягких игрушек и пр.

В этом возрасте дети могут время от времени стараться отбить ритм. Вы заметите это, если во время прослушивания музыки или пения песни с устойчивым ритмом дадите малышу кастрюлю и деревянную ложку. Поощрите это, тоже взяв ложку и приглашая ребенка постучать в такт мелодии, или просто имитируйте действия крохи. Усложняя игру, предложите малышу постучать по разным поверхностям (по полу, по спинке мебели, подушке и пр.) и увидеть, как различаются звуки.

Музыка учит

Песни приносят гораздо больше удовольствия, чем работа с карточками, и могут научить малышей важным фактам и навыкам. При помощи детских песен можно выучить и запомнить многие важные понятия: цвет, части тела, буквы, цифры и т.д. Не нужно придерживаться только готовых текстов. Добавление новых слов в уже знакомые песни, стимулирует развитие творческого мышления. Например, вместо привычных перечислений обычных цифр или букв, можно вставить ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы крохе было легче их запомнить.

Скорее всего, у вашего малыша будет несколько любимых песен, которые он захочет слышать снова и снова. Хотя вам они могут наскучить, а ребенок будет их с удовольствием повторять. Пусть так, ведь повторение – мать учения. Важно отметить, что в эти моменты малыши не будут учиться считывать или понимать музыку. Они не будут стараться попасть в отдельные ноты, но захотят поэкспериментировать с различными высотами звука. Вы можете заметить, как ваш малыш поет выдуманные песни, переходя от высокого звучания к более низкому, и обратно. Как правило, такие песни без регулярного ритма.

Дети в этом возрасте также хорошо усваивают ритм при движениях, сопровождающих мелодии, что в дальнейшем стимулирует развитие навыков в области математики и чтения. Поощряйте эти действия, покачивая или притопывая ногой в такт песни или простых детских стишков.
Добавление инструментов

Если вы хотите познакомить чадо с музыкальными инструментами, сделайте их простыми и доступными. Совсем маленькие дети будут радоваться инструментам, при помощи которых они могут позвенеть или погреметь: колокольчики, погремушки, шейкеры, тамбурины или палочки «шум дождя». Для ребенка постарше предложите инструменты, которые он может ударить: барабаны, тарелки или ксилофон.

Некоторых 2 — и 3-летних малышей заинтересуют простые духовые инструменты: дудочка, труба, свисток или казу. Многие компании сейчас производят музыкальные инструменты, которые соответствуют размерам и формам маленькой руки и являются безопасными для малышей — изучите этикетку при покупке.

Серьезное обучение детей игре на музыкальном инструменте обычно начинают после 5-6 лет, но вы, возможно, слышали о методе Сузуки. Он ориентирован на детей в возрасте от 2 или 3 лет для обучения игре на скрипке. Но родители должны присутствовать на уроках и участвовать в процессе обучения. Если ваш ребенок начинает всерьез заниматься с преподавателем музыки, обязательно убедитесь в профессионализме и авторитетности учителя и спросите о его сертификатах, специальных дипломах, позволяющих работать с маленькими детьми. И, конечно, помните, что не стоит ждать слишком больших и быстрых результатов от крохи в столь юном возрасте.

Музыка успокаивает

Как только ваш малыш хорошо познакомиться с музыкой, она сможет стать для него источником комфорта и покоя. Не удивляйтесь, если услышите пение вашего ребенка в постели или во время игры, его серенады куклам или мягким игрушкам (особенно, если у вас вошло в привычку петь ему или самим себе). Когда музыка является частью повседневной рутины, песни помогают вашему чаду знать, чего ожидать, тем самым чувствовать себя более защищенными. Например, если вы всегда поете одну и ту же колыбельную на ночь, то ваш малыш запомнит ее, как сигнал для начала сна.

Вот несколько других способов, когда музыка может сориентировать ребенка на полезные действия:
— собрать игрушки («собираем мы игрушки: мишку, мячик, погремушки..»);
— почистить зубы («чистим, чистим наши зубки..»);
— принимать ванну («а теперь пойдем мы мыться, поплескаться, веселиться..») и пр. Тексты придумайте сами или возьмите из детских книжек. Кроме того, вы можете использовать музыку, чтобы изменить настроение ребенка и ваше заодно. Если для сна вы включаете мягкую, тихую и нежную мелодию, то для сбора игрушек музыку нужно выбрать громче и веселее.

Музыка вокруг

Детских музыкальных композиций много, но не забудьте познакомить малыша и с вашими любимыми мелодиями. Ребенок, который любит Бетховена или Луи Армстронга? Почему нет? Народная музыка и музыка других культур также могут быть хорошим выбором для детей. После прослушивания каждый новой музыки спросите малыша, понравилась ли она ему. Обсудите его мнение вместе.

Хотя малыши вряд ли будут готовы знакомству с целой оперой, Вы можете найти способы послушать вместе с малышом живую музыку. Музеи, библиотеки и книжные магазины часто устраивают небольшие концерты, на которые приглашаются дети и их родители. Оркестры, играющие на улице во время каких-либо праздников, — также неплохой вариант. Одновременно с прослушиванием мелодий дети могут резвиться и бегать на открытом воздухе.

Вы также можете записать своего ребенка на специальные музыкально-развивающие занятия. Убедитесь, что в классах соблюдаются необходимые нормативы для младшего возраста, – урок не должен длиться более 45 минут, и вам должно быть позволено присутствовать во время занятий и участвовать в процесс обучения. Классы представляют собой интересный способ наслаждаться музыкой вместе. Даже если вы начнете посещать подобные занятия с ребенком, помните, что первые и самые важные учителя для малыша – это вы. Чтобы помочь вашему ребенку легче освоить полученные уроки, не забудьте взять домой музыку и игры, которые используют в музыкальном классе.

Музыкальные советы

— Чаще пойте вместе с ребенком. Пусть вы не звезда эстрады, но ваш малыш будет думать о вас, как о своем кумире. И даже если вы не всегда попадаете в ноты, маленькие дети этого не заметят, а будут просто весело петь вместе с вами.
— Создавайте музыку вокруг. Проявите творческий подход и каждый день находите вещи, которые можно превратить в музыкальные инструменты. Например, наполнив пластиковые бутылки сухими бобами или другими злаками, вы мгновенно сотворите замечательные шейкеры-погремушки.
— Познакомьте малыша с различными стилями музыки. Добавьте разнообразия в жизнь вашего ребенка, давая ему каждый день послушать разные направления: классику, кантри, рок, джаз, поп, хиты 80-х, детские песенки и др.
— Купите ребенку музыкальные инструменты. Не нужно сразу приобретать фортепьяно. Обойдетесь для начала обычной губной гармошкой, дудочкой или барабаном. С такими игрушками хорошо экспериментировать, извлекая из них различные звуки.
— Покажите, как вы играете. Если вы владеете каким-либо из музыкальных инструментов, позвольте малышу услышать вашу игру. Посадите ребенка на колени, расскажите ему об инструменте, позвольте малышу изучить его, и, если это возможно, попробовать вам аккомпанировать.
— Используйте музыку для спектакля. Дети любят представления и сами с удовольствием их показывают: будь то сказки, или просто танцы и песни. Подберите вместе с ними подходящую музыку для их занятий.
— Персонализируйте музыку. Только представьте себе удивление вашего ребенка, когда он услышит свое имя в любимой песне. Вы можете переписать тексты на известные и уже полюбившиеся малышу мелодии, используя имя ребенка и интересные факты из его жизни. Запишите персонализированные компакт-диски. Они помогут зажечь творческую искру у вашего крохи и повысить уверенность в себе. Многократно слыша собственное имя в любимой песне, малыш почувствует себя особенным.
— Танцуйте и пойте чаще. Синтез музыки, танца и пения – замечательный способ не только расслабиться, повеселиться и снять напряжение, но и развить многие полезные навыки одновременно: и творческие, и интеллектуальные и спортивные.

Изучая преимущества музыки в развитии ребенка, вы найдете нечто бесценное: формирование воображения вашего ребенка, внутреннего ощущения творчества и самовыражения. Кто знает: увлечет ли малыша определенный стиль музыки, или он захочет играть на каком-то музыкальном инструменте, может стать известным исполнителем, или полюбит петь для хорошего настроения. Кроме того, активно участвуя в знакомствах ребенка с музыкой, вы получите отличные семейные воспоминания на всю жизнь.

Источник:  babywonder.ru

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий