36 просмотров
С.Н. Рерих. ВОЗЗРИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! 1962

С.Н. Рерих. ВОЗЗРИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! 1962

Один из основных законов Мироздания — закон кармы — сегодня интересует, кажется, всех, кто стремится осмыслить свою жизнь, найти ответы на сложнейшие жизненные вопросы. Понятие кармы сейчас упоминается довольно часто, однако явление кармы остаётся непонятым. В книге «Агни Йога» об этом сказано так: «В вашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь»1.

Знание законов Бытия ведёт к улучшению жизни, вот почему в Учении Живой Этики так много внимания уделяется необходимости внесения в жизнь Знания. «…Если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества»2; «широкое распространение знаний может переродить мир»3 — это строки из книги «Беспредельность».

Рассмотрим закон кармы в свете Учения Живой Этики.

О понятии кармы

Закон кармы — это закон причин и следствий. Известный рериховед Н.Д. Спирина пишет: «…каждое наше действие является причиной, порождающей соответствующие следствия, и эти следствия называются… нашей судьбой. (…) И поэтому жаловаться на удары судьбы, на то, что другие счастливы, а ты несчастлив, что ты болен, а другие здоровы, уже не приходится. Человек навлёк на себя и удары, и болезни, и потери, и неудачи когда-то сам»4.

Закон причин и следствий был известен человечеству издревле. Он отражён в поговорках: «Что посеешь — то и пожнешь», «Каков привет, таков и ответ», «Не рой другому яму — сам в неё угодишь». Он присутствует во всех Учениях и философских системах. Вот как об этом говорит Н.Д. Спирина: «Все религии учат о бессмертии души. Они дают этические заповеди не на одну жизнь, а на жизнь вечную. Представление о загробном мире у каждой из них своё, но суть одна. Душа бессмертна, она переходит из одной формы в другую, и её деяния определяют её дальнейшую судьбу. Это предопределение одни называют судьбой, другие роком, третьи кармой; но под всеми этими наименованиями находится один и тот же закон причинно-следственной связи во Вселенной»5.

В одной из радиопередач цикла «Светочи Мира» она подчёркивает, что понятие кармы было основой учения Будды. «Готама Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме». (…) «Человек рождается согласно тому, что он создал». (…) «Соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно»»6. А восточная мудрость гласит: «Посеявший ветер пожнёт бурю».

Об этом законе говорили и другие Учителя человечества.

Е.И. Рерих пишет: «Все древние Учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас. Он ясно звучит в словах Моисея… «Око за Око и Зуб за Зуб». Но вспомним и слова Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду, а Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной». Разве этот закон, выраженный устами Христа, не будет суровее закона Моисея, если не принять его в том же смысле непреложного закона кармы?» Далее Елена Ивановна приводит слова Евангелия и поясняет их: «»И проходя, увидели человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви, кто согрешил — он или родители его, что родился он слепым?»» Не свидетельствуют ли все эти вопросы учеников о знании ими закона кармы и что Христос не отрицал его? Также следует понять и Притчу о талантах»7.

Согласно закону кармы, человек является сознательным или бессознательным творцом своей судьбы. И не только своей, но и судьбы всего человечества. Е.И. Рерих указывает на тесную взаимосвязь всех происходящих в мире явлений с человеком: «Так, Сказано, что «человек может явиться взрывателем планеты». Можно ли сильнее указать на эту основную зависимость и страшную ответственность человека перед всем строительством в Космосе?»8

Именно человек, будучи творцом, устроителем дома земного, несёт ответственность за всё, что происходит на земле. Незнание законов бытия, безответственность привели человечество к тем бедствиям, которые потрясают планету.

У С.Н. Рериха есть картина «Воззри, человечество!», где художник изобразил мечущихся на краю пропасти людей и грозного ангела, готового обрушить меч и пламя на город. П.Ф. Беликов, современник и биограф семьи Рерихов, так комментирует эту картину: «…Святослав Рерих призывает к победе разума, к избежанию глобальной катастрофы от меча, который только в апокалипсических видениях вложен в руки грозных ангелов, на самом же деле им безраздельно владеют руки человеческие. (…) Они единственно ответственны за сохранность космического корабля, именуемого планетой Земля»9.

Признать себя кузнецом своего счастья или причиной всех своих бед — это первый шаг на пути преображения жизни.

Принять ответственность за свою судьбу и судьбу ближнего поможет осознание божественности своей сущности. Е.И. Рерих так пишет об этом: «…пока человек не поймёт всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного «Я», вечно меняющая свои формы, и не осознает… что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворённого им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того бе­зумия преступности и развращённости, которое грозит планете нашей страшной гибелью»10. «...Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил — «Отец ваш и Отец мой» и указывал на древние писания, утверждавшие, что все «люди — боги»»11.

В самой глубине сущности человека сокрыто зерно духа, его истинное, бессмертное «Я», имеющее божественный потенциал. Осознание в себе этой искры Божьей ведёт к пробуждению достоинства духа, бережности ко всему сущему, творческого отношения к жизни и чувства ответственности.

Механизмы действия кармы

В Учении Живой Этики даётся научное обоснование космического закона причинно-следственной связи. Рассмотрим механизмы действия кармы.

«Кармические условия слагаются на принципе притяжения»12, — читаем в книге «Беспредельность». В Записях Б.Н. Абрамова это положение раскрывается более подробно: «…человек свою карму несёт в своей ауре, магнитно притягивая к себе нужные карме условия и отталкивая противопоказанные. (…) Это касается не только внешнего, но и всего внутреннего облика человека, касается его положения в жизни, близких, родных и знакомых, бедности или богатства и всех тех условий, в которых он родится. Всё, что окружает человека, есть лишь одни следствия. Случайностей не бывает»13.

Это означает, что человек является своего рода живым, непрерывно меняющимся магнитом: его аура притягивает или отталкивает разные жизненные обстоятельства, и именно в ней заложена наша судьба.

С другой стороны, карма проявляется как закон отражения. В письме американским сотрудникам Е.И. Рерих объясняет: «Закон Кармы… точен. Истинная наука знает этот закон и на нём строит свои основы и новые достижения. Закон отражения известен каждому, даже в пословицу вошёл: «Как аукнется, так и откликнется». Но люди не вдумываются в это строго научное утверждение. А между тем вся их жизнь строится на этом основании»14. По закону отражения всё, что мы посылаем в пространство, всё, что исходит от нас, — мысль, чувство и действие, — как бумеранг, рано или поздно возвращается к нам, но возвращается усиленным.

Итак, в основе действия кармы лежат два закона, но если закон притяжения действует здесь и сейчас, то по закону отражения к нам сегодня может вернуться то, что мы сотворили много веков назад.

Значит, всё происходящее с нами есть лишь ответная реакция. Если в нашем сердце живёт любовь, мы непременно будем любимы, и, напротив, грубые действия по отношению к нам — это ответ пространства на нашу грубость. Это нужно понимать и на уровне чувств, и на уровне физических явлений. Например, на вопрос одного из корреспондентов, чем объяснить карму утопления в приведённом им случае, Е.И. Рерих отвечает: «Отказом спасти утопавшего в прошлом…»15

Таким образом, «все заповеди уже не являются отвлечённой моралью, а являются практическим руководством к действию»16, — подчёркивает Н.Д. Спирина. Жить согласно заветам древних писаний — значит творить своё светлое будущее, чистую, высокую карму.

В основе действия закона кармы лежит Огонь, исходящий из глубин человеческого сердца и составляющий сущность духа. Вот что об этом говорится в книге «Мир Огненный»: «…любовь, мужество, самоотверженность, преданность, все лучшие качества сопряжены с Огнём. С другой стороны — гнев, раздражение, злоба… и невежество тоже вызывают Огонь, хотя и алый и тёмный, но всё же Огонь»17. «Об Огне знает сердце человеческое… Люди говорят — «он сгорел от злобы», или «он засох от зависти», или «он загорелся желанием». Во множестве выражений, точных и ясных, люди знают значение Огня»18.

В Записи Б.Н. Абрамова указывается на связь этих огней с нашей кармой: «Карма заключена в ауре человека, в кристаллических отложениях огня, дающих излучения ауры. Ими один легко побеждает и преодолевает то, что другому совершенно не под силу»19.

Огненные энергии нашего духа кристаллизуются в осознанном действии. От того, каков был посыл действия: добрый или злой, светлый или тёмный, зависит и качество кристалла. Совокупностью этих кристаллов и создаётся аура.

Ауры людей находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, этим объясняется тесная связь всего человечества. «Мы ответственны за всех», — говорила Н.Д. Спирина. Это утверждение не каждый способен вместить. Ответственность за себя ещё можно понять, но как принять ответственность за соседа? Ведь каждый сам принимает решение, а значит, и ответственность должна лежать только на нём. Но это мышление узкое. Живая Этика учит мыслить шире.

Красной нитью в Учении проходит мысль о единстве всего сущего. В книге «Агни Йога» сказано: «Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но дословно влечёт за собою близкие ему существа. (…) Человек возвысился помыслом и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов идёт постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы и ауры»20.

Отсюда вытекает и важнейшее качество кармы — её справедливость. Вот как об этом говорится в книге «Надземное»: «Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. …Свойство духа связывает много сообщников. (…) Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению? Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и никто не поищет в «чаше» накоплений, как он явился соучастником…»21

Но карма действует не только как Немезида, то есть возмездие, но и как Фортуна — счастливая судьба, удача. Если дух человека жаждет знания, или любит музыку, или стремится создавать, творить, он рождается в соответствующих условиях. Так, рождение во Флоренции в эпоху Возрождения, когда существовали исключительно благоприятные условия для творчества, было, несомненно, положительной кармой тех, кто нёс в своём сердце любовь к прекрасному и стремление к созиданию.

На одну и ту же жизненную ситуацию можно реагировать по-разному: устрашение, например, вызывает страх, но один при этом дрожит, прячется, пытаясь уйти от ситуации, а другой смотрит страху в глаза и преодолевает его. «Карма, заложенная в самой сущности человека, побуждает его реагировать на внешние воздействия совершенно определённым, ему свойственным образом»22, — сказано в «Гранях Агни Йоги».

Проанализируем воздействие огней сознания на карму на примере страха. Если поддаться страху, то его вибрации останутся в ауре и будут отемнять её, притягивая именно то, чего мы боимся. Непреодолённое чувство страха имеет тенденцию к росту, а это, в свою очередь, вызывает нарастание устрашающих жизненных обстоятельств. Ещё более драматично события развиваются в Мире Надземном. Так, Е.И. Рерих пишет: «Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями… (…) Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там ещё яростнее и т. д.»23. Продолжив эту мысль, скажем, что не побеждённое в земной жизни чувство страха станет для духа в Мире Тонком источником ещё больших страданий.

Но и это ещё не всё. Неизжитый страх останется с нами и в новом воплощении. Вот как это объясняет Е.И. Рерих: «…сканды означают группы качеств, составляющих личность человека. (…) Имейте в виду, что не только каждое действие наше, но каждая мысль создаёт вибрацию, и именно эти вибрации и являются скандами. (…) Сканды, порождённые человеком, есть его неотъемлемое достояние… Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей жизни своей соберёт все сканды, или запечатлённые ими вибрации, в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому существует связь между жизнями… Так сканды складывают нашу карму…»24 А значит, и в новой жизни мы вновь и вновь будем мучимы страхами и должны будем всё-таки когда-нибудь победить, вырабатывая привычку смотреть страху в глаза, преодолевая его, как только он зародился. Так будет соткана новая карма мужества и бесстрашия, растущая из жизни в жизнь.

Подчеркнём ещё одну очень важную грань кармы: даже звёздный гороскоп есть результат наших деяний. Когда мы читаем современную литературу по астрологии, у нас может сложиться впечатление, что человек — игрушка в руках судьбы: посчастливилось родиться при благоприятном сочетании звёзд, и всю жизнь улыбается удача, а если нет — страдания и беды. Но это совсем не так. В книге «Беспредельность» сказано: «Трудно людям понять, что стечения космического сочетания определённо явлены самим человеком»25.

Гороскоп тоже зависит от огней духа. Сияющий огонь любви или алый пламень ненависти, пурпур мужества или копоть сомнения, рубин самоотверженности или чёрные дымные огни страха, все они так или иначе созвучат с огнями светил, и мы своей аурой магнитно притягиваемся к соответствующему звёздному сочетанию.

Цель кармы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: карма — это движущая сила, подталкивающая человека к совершенствованию, к достижению мудрости. Такова её задача. Вот что сказано об этом в Учении: «…цель кармы — направить человека на путь эволюции»26; «Когда дух прельщён Майей и явлениями самоудовлетворения, тогда нужен молот и развитие чувствознания; когда дух ослеплён сиянием богатства и не видит его невечности и думает, что слиток золота ведёт к счастью, вспомним все угрозы болезней и рушений»27.

«Закон кармы есть наш учитель и школа жизни, — говорит Н.Д. Спирина. — Если мы не накормим голодного… мы должны будем сами испытать когда-то голод. (…) Иначе мы не сможем выработать в себе качество сострадания, и мы на помощь другому не пойдём»28.

Следовательно, карма — наш союзник, друг и помощник в деле выполнения нашей жизненной задачи.

Обобщим и подытожим затронутую тему следующими строками из письма Е.И. Рерих: «Как Космическое Начало карма есть вечное действие, порождающее Мир причин и следствий в их полном соответствии и соизмеримости. Но карму можно назвать и Высшей Гармонией, ибо она… есть искание совершенствования или гармонии во всех проявлениях. (…) Когда же карма уявляется на плане человеческого проявления, она становится законом «Этической Причинности» или следствием проступка, совершённого с эгоистической целью и нарушившего тем закон гармонии. Божественный дар человеку — его свободная воля — разворачивает этот закон в величественную, прекраснейшую, но и грозную мощь страданий и радостей, подъёмов и падений в вечном совершенствовании, в труде, и творчестве, и любви. Так, Венец Кармы — вечное Созидание в Любви, Красоте и Гармонии»29.

Способы изменения кармы

Мы познакомились с понятием кармы и разобрали вопрос о механизмах её действия. Рассмотрим подробнее, что влияет на карму в положительную или отрицательную сторону, какие наши действия делают карму лёгкой, а какие утяжеляют её. Если, как мы уже отмечали, карма есть закон Высшей Гармонии, то всё, приводящее к гармонии и внутри, и вокруг нас, — улучшает её. А всё, нарушающее гармонию, или великое Космическое Равновесие, оборачивается для нас тяжёлым роком.

Те положительные качества, к овладению которыми устремляли человечество все Великие Учителя и которые составляют основу всех религий, способствуют утончению и преображению жизни. Но все отрицательные свойства, или, как говорят в православии, грехи, отягощая карму, приносят боль и страдания. Учение Живой Этики указывает человеку путь трансмутации, или замены, низшего в сущности человека высшим: страха — бесстрашием, малодушия — силой духа, ненависти — любовью, самости — самоотверженностью и так далее. Именно этот путь приводит к облегчению кармы.

Чтобы победить врага, нужно знать его. Рассмотрим некоторые низшие свойства через призму закона кармы.

Грубость. Из письма Е.И. Рерих: «Именно грубость является свидетелем грубости духа и порождает тяжкие последствия для носителя её. (…) Нужно представить себе, какую ауру создаёт вокруг себя человек, допускающий грубость, какие страшные проклятия висят на нём! И каково будет его пробуждение в Тонком Мире! Истинно, грубость ужасна, именно она приковывает нас к низшим слоям Астрального Мира и к нашим жертвам. (…) И приближающиеся огненные энергии будут сражать прежде всего всё грубое. (…) Так будем утончаться во всех проявлениях жизни»30. «Потому прошу очень выработать в себе сдержанность… Твёрдость нужна, но не грубость»31. Из слов Елены Ивановны можно сделать вывод о необходимости различать твёрдость и грубость.

Чтобы глубже понять сущность грубости, обратимся к Учению. «Спросите человека — что понимает он под грубостью? Он скажет: «сквернословие, хулу и дерзость». Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. (…) Так человек, утончённый в чувствах, не будет груб», — сказано в книге «Надземное»32.

Грубость есть, прежде всего, грубость восприятия, не позволяющая человеку принять тонкие явления. В Учении много говорится о сердце. Сердце является тем органом, который способствует утончению человеческой сущности. Человек с неразвитым сердцем неизбежно будет груб. Быть внимательным к своему сердцу, которое всегда подскажет, какое действие не следует совершать, помнить об окружающих нас людях, уметь почувствовать их, чтобы нечаянно не причинить боль, научиться радоваться их радостям — таков путь к пробуждению сердца, избавлению от грубости, утончению сознания и, как следствие, улучшению кармы.

Гнёт желаний. Н.Д. Спирина подчёркивает: «Карму ткут побуждения… Чрезвычайно показательна в этом отношении последняя, 10-я заповедь Моисея. …Она гласит: «Не пожелай!» «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его… ни всего, что есть у ближнего твоего». (…) И не с этого ли «пожелай» начинается нарушение и других заповедей… «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради»»33.

Из Записей Б.Н. Абрамова: «Человек слишком много желает и слишком много потому находится в рабстве у своих желаний. Желать в обычном смысле бессмысленно, ибо каждое желание, будучи удовлетворяемо более или менее часто, теряет свою привлекательность и должно заменяться другим, столь же непрочным. Путь желаний неверный. В конечном итоге он ничего не даёт и приводит в тупик или пропасть»34.

Страстное, бесконтрольное желание получить нечто во что бы то ни стало делает его нашим тюремщиком. Как погонщик мула, желание хлещет своего породителя, побуждая его к действию. И если желание неблаговидное, то и действие будет преступным. В книге «Агни Йога» показано, к чему ведут необузданные вожделения. «Посмотрите на стоящих у стены плача. Что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир! Как червь, высосало желание их энергию»35.

Но и без желания нельзя, ведь именно оно является нашей движущей силой, и даже чтобы выйти из заколдованного круга кармы, сначала этого нужно сильно захотеть. Как же сделать желание не тюремщиком, но путеводной звездой?

В этом же параграфе разъясняется: «Йог освобождается не от возможности желаний, но от гнёта желаний. Он чувствует себя свободным, ибо не порабощён желаньями. На пути целесообразности йог соизмеримо отставляет желания во имя более насущного. Эта лёгкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению»36.

И ещё сказано: «Желание — червь и цепи. Желание — искры и крылья. Освобождённый летит в познавание. Порабощённый рыдает в отчаянии»37. Эти строки из книги «Агни Йога» Н.Д. Спирина взяла эпиграфом к своему стихотворению «Желание», где она прекрасным поэтическим языком обрисовывает перспективы двух родов желаний.

Которое из двух родов желаний
Ты выберешь? Смотри, не ошибись.
Вот первое. Оно, как жадный червь,
Тебя точить и днём и ночью будет.
Он в сердце въестся, ненасытно-злой,
Ты от него укрыться не сумеешь.
Куда бежать, когда в тебе самом
Всё зло и горе в образе желаний,
Которых ты не можешь победить.
Ты раб. И собственным желаньем скручен,
Как узник цепью, крепкой как железо,
И по рукам и по ногам ты скован
И обречён на муку и неволю.
Куда дойти в таком ты виде можешь?!
А вот второе. Как на крыльях мощных
Оно тебя домчит к желанной цели.
Над всеми океанами без дна,
Над всеми пропастями и горами
Взовьёшься ты, и будет твой полёт
Сверканьем вихря искр сопровождаться.
И сам ты в лучезарном устремленьи
Подобен негасимой искре будешь.
В желаньи светлом ты достигнешь Света.
Обитель Счастья двери распахнула!
Желанье-крылья донесут тебя
Туда в огнях проснувшегося духа!38

Остановимся подробнее и на понятии непротивления злу (на этой позиции стоят очень многие люди), ведь толкование непротивления наиболее искажено, а карма непротивленцев сурова. Е.И. Рерих пишет: «…тёмные по всему миру чуют, что идут космические решения их участи, и утраивают свои силы, чтобы продлить своё существование. Потому так прискорбно наблюдать мягкотелость и теплоту многих неплохих людей. Никакие уроки, даже недавнего прошлого, ничему не научили их. Видно, придётся им испить всю горькую чашу, выпадающую на долю непротивленцев»39.

О каких уроках прошлого говорит Елена Ивановна? Ответ на этот вопрос находим в другом её письме: «Битва начата тёмными силами… От них и лучших пособников их, тёплых непротивленцев, все ужасы революции, все потрясения…»40 Таким образом, беды, которые потрясают человечество, происходят из-за непротивления большинства людей злу.

Но как же понимать заповедь, данную Христом: «Возлюбите врагов ваших»? Е.И. Рерих разъясняет: «…слова «не противься злому, но, кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…» я рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим личным врагам…», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы? И, возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем… Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. (…) Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего силами духа; конечно, отпор врагу, нанесённый без злобы в сердце, оккультно во стократ мощнее»41.

Таким образом, первое и главное противление злу происходит в духе и заключается в отсутствии злобы и других отемняющих сердце чувств, ведь цель тьмы — погасить в человеке свет. Возмутившись и выразив своё решительное несогласие, мы тем самым уже противимся злу, если при этом нам удалось сохранить равновесие, не проявить раздражения, а значит, не созвучать с тьмой. Следующим шагом будет действие, пресекающее зло, утверждающее добро и справедливость, — то, которое в наших силах, но совершённое без злобы, без чувства мести.

«…Мы вступили в самый разгар великой Космической Битвы, — читаем в письмах Елены Рерих. — Силы тьмы борются за самое существование своё, отчаяние делает их такими сплочёнными и упорными в нападениях своих. Большинство же светляков облеклось в серые одежды непротивленцев — кто по неосознанному лицемерию, кто по малодушию, кто в силу недоумия или же страха, но результат этого непротивления или духовной теплоты один — именно участь, предуказанная в Апокалипсисе: «За то, что ты не холоден и не горяч, извергну тебя из уст моих». Но как мало людей, вдумывающихся в научную точность этой формулы!»42

Равнодушие. В книге «Надземное» так описывается карма равнодушия: «Смерть не существует для духа озарённого, но равнодушие есть признак смерти. Человек может в Надземном Мире впасть в долгий сон. Сердце его не только не проснётся для светлых полётов, но ничто не разбудит сонного чурбана; так уплотняется карма, и лишь мучительная борьба предстоит утерявшему свой путь. Пусть изгонит человек равнодушие. Пусть он осознает, в чём его назначение. Пусть путник зорко и деятельно устремляется в Беспредельность. Мыслитель говорил: «Даже животные не равнодушны»»43.

И ещё несколько фрагментов из Учения и писем Е.И. Рерих относительно того, что особенно отягощает карму.

Страх. «Главное, не устрашайтесь! Даже большие люди бывают подвержены страхам и тем нарушают карму не только свою, но и общую. И это так грустно, ибо час осознания своего малодушия наступит неминуемо, и необходимость искупления, уже в более трудных условиях, остро встанет перед ними, истинно, придётся изживать вибрации малодушия, запечатлевшиеся крепко во внутреннем существе, ибо нет иного пути. И откуда иначе придёт необходимое усовершенствование? Итак, гоните все страхи»44.

Обещания. Учение предупреждает: «Особенно избегайте обещаний, эти посулы, как ракушки, облепляют корабль. Дайте достойному заслуженное, но не отягощайте его обещаниями. Спаянная группа должна быть свободна от взаимных обещаний»45.

Обвинения. «Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно эти последствия подобно обещаниям врастают в карму для неотложного изживания»46, — сказано в книге «Агни Йога».

В основе и положительных, и отрицательных деяний лежит мысль. Мысль — основа всего. Потому работу по улучшению кармы естественно начать с мысли. В книге «Надземное» разъясняется, как действует карма мыслетворчества: «Быстрее света мчится мысль. Она очищается пространственным огнём и наконец являет свою сущность. Мысль добрая, мысль прекрасная, оказывается в огненном горниле ещё прекраснее. Мысль злая, мысль вредная, проявляется в усугублённом зле; такие различные магниты носятся в пространстве и воздействуют на окружающую атмосферу.

Кому же благодетельствует добрая мысль? На кого же влияет злая? Прежде всего на самого породителя. Не только в земной жизни, но особенно в Надземном Мире удары вредоносных мыслей тяжко обрушиваются на тонкое тело. Как тяжёлые гири, мысли зла препятствуют продвижению, и нередко такой породитель сам не признаёт своих порождений. Легкомысленный, он забыл о своих ядовитых посылках, но они его не забыли. Они притягиваются к нему и найдут его среди надземных пространств. Также прилетят и добрые вестники и соткут сияющие крылья для прекрасного взлёта»47.

Ежесекундно в сознании человека рождаются потоки привычных, неконтролируемых мыслей, и благо тому, чьи мысли светлы и легки. На земле они становятся ему прочным щитом от зла, а в Надземном Мире уносят его в высокие прекрасные сферы. Необходимо установить контроль над мыслью: без овладения мыслью невозможно достичь совершенствования. В «Гранях Агни Йоги» Учитель снова и снова возвращается к этой теме. Так, в одной из Записей читаем: «Каждая мысль или утверждает автоматически старую Карму, если она не нова, или же создаёт цепь новых причин, являясь зерном их зарождения. (…) Но сознательным творцом своего будущего Называем того, чьи мысли текут под контролем в соответствии полном с законами эволюции духа»48.

Вот здесь и находится ключ к успеху в деле улучшения своей кармы. В течение дня много времени мы находимся в состоянии привычного безмыслия, утопая в болоте мысленной слизи — так образно названо в Учении состояние бесконтрольного мышления. В эти минуты мы можем направлять свои мысли сознательно в нужное русло и работать над своими качествами. Вызывая в памяти различные ситуации, можно, например, представлять себя обладающим желаемым качеством и действующим не по привычке, но правильно.

В «Гранях Агни Йоги» раскрывается механизм такой работы над собой: «Каждая мысль стремится воплотиться в видимые формы… (…) Пространственный приказ рано или поздно будет выполнен обязательно, если его не подорвёт собственная неуверенность, сомнения и колебания и если только он не идёт вразрез с течением кармы. Против воли Владык Кармы человеческая воля бессильна»49. «Тот, кто овладел мыслью, берёт в руки рычаги кармы. И если прошлое нельзя изменить, то будущее пластично в руках человека, овладевшего энергией мысли»50. Путь овладения мыслью длителен и не лёгок, но он ведёт к сияющей цели.

Облегчить карму можно также «»жертвованием незнакомым людям» и другими подобными деяниями, когда чаша весов оправдания нагружается делами добра»51. Очень важно, чтобы жертва была добровольной и бескорыстной. Если, к примеру, мы совершаем добрые поступки с желанием самовозвеличения, награды или других личных выгод, то такие дела для нашей эволюции не будут иметь никакого значения. Магнитные токи низких побуждений притянут соответствующие обстоятельства, а мы будем удивляться, почему «добрые дела» приносят недобрые плоды. Но пространство обмануть нельзя. Недаром сказано: «Бог поругаем не бывает».

Устремляясь на помощь людям, самоотверженно помогая другим, мы тем самым помогаем себе, творя свою лучшую карму. «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. (…) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. (…) Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее»52. Это строки из книги «Иерархия».

Но и в даянии нужно знать меру. И даже добротворчество должно быть разумным и целесообразным. Утончая сердце, научаясь радости даяния, нужно не впасть в другую крайность. Нельзя брать на свои плечи выполнение чужого долга или стараться слишком облегчить жизнь тех, кого мы любим, что делает их слабыми, а это уже не добро. И за это также придётся ответить. Е.И. Рерих пишет одной из своих корреспонденток: «Жизнь свела Вас со многими несчастливыми людьми, людьми неплохими. Эти люди оявлены на искуплении и на утверждении нового в них сознания. (…) Слишком напрягаясь изменить обстоятельства их жизни, можно повредить самому прекрасному искуплению и тем вместо помощи отяжелить и удлинить их карму»53. Устремляя нас к добру, она советует: «…нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом»54. Таким образом, устремившись на помощь людям, необходимо напрячь распознавание и стараться следовать срединным, то есть единственно верным путём.

Рассматривая пути улучшения кармы, мы должны сказать также о единении и сотрудничестве. И снова обратимся к письмам Е.И. Рерих: «Нет большей радости, как сознавать узы сердца и духа между сотрудниками. В этих узах — всё счастье будущего. Этими узами мы продвигаемся, и они единственные, которые не связывают, но подымают нас. Работайте на единение. Много себе поможете, Карма облегчится»55.

Способов изменения кармы бесконечно много, мы затронули основные, из которых вытекают и все остальные.

Устремимся по пути совершенствования. Устанавливая контроль над мыслью, утончая сознание, овладевая желаниями, в действенном противлении злу и в добротворчестве мы неизменно начнём двигаться к улучшению кармы и своей, и наших близких, и, что особенно важно, всего человечества. И наша жизнь будет наполняться светом.

Как хорошо, что будущее в нас —
В дерзаньях наших,
в представленьях наших.
Пока огонь стремлений не угас,
Бессмертием мы наполняем чашу —
И мы растём.
И сами кузнецы
Мы счастья своего,
своей судьбы творцы;
И выбор роковой
лежит во власти нашей56.

 

Продолжение следует

1 Агни Йога. 553 .
2 Беспредельность. II. 828.
3 Там же. 493.
4 Спирина Н.Д. Живая Этика — Учение Новой Эпохи // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 170.
5 Спирина Н.Д. Пифагор // Там же. С. 331.
6 Спирина Н.Д. Беседа в день Пасхи // Там же. С. 255 – 256.
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 368 – 369 (12.09.1934).
8 Там же. С. 412 (10.10.1934).
9 Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 206.
10 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 369 (12.09.1934).
11 Там же. Т. 6. М., 2006 (7.05.1939).
12 Беспредельность. II. 532.
13 Грани Агни Йоги. V. 229.
14 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 453 (21.12.1950).
15 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 257 (5.10.1936).
16 Спирина Н.Д. Живая Этика — Учение Новой Эпохи. С. 170.
17 Мир Огненный. III. 574.
18 Там же. I. 472.
19 Грани Агни Йоги. 1959. 171.
20 Агни Йога. 168.
21 Надземное. 229.
22 Грани Агни Йоги. VIII. 584.
23 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 162 – 163 (5.07.1938).
24 Там же. Т. 4. М., 2002. С. 167 (23.04.1936).
25 Беспредельность. I. 137.
26 Грани Агни Йоги. 1960. 347. Новосибирск, 2015.
27 Беспредельность. I. 20.
28 Спирина Н.Д. Живая Этика — Учение Новой Эпохи. С. 170.
29 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 315 – 316 (17.06.1946).
30 Там же. Т. 2. С. 402 – 403 (4.10.1934).
31 Там же. С. 402.
32 Надземное. 326.
33 Спирина Н.Д. Основы // Полное собрание трудов. Т. 1. С. 234 – 235.
34 Грани Агни Йоги. VI. 180.
35 Агни Йога. 259.
36 Там же.
37 Там же.
38 Спирина Н.Д. Перед Восходом: Сб. стихов. Новосибирск, 2013. С. 188.
39 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 452 (3.11.1934).
40 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 145 (29.12.1932).
41 Там же. С. 223 (26.05.1934).
42 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 363 – 364 (12.12.1934).
43 Надземное. 800.
44 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С 283 (26.06.1953).
45 Агни Йога. 137.
46 Там же. 146.
47 Надземное. 808.
48 Грани Агни Йоги. III. 172.
49 Там же. 1960. 347.
50 Там же. IX. 240.
51 Там же. XI. 384.
52 Иерархия. 434.
53 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. С. 241 (1.11.1949).
54 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 33 (24.09.1935).
55 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. С. 147 – 148 (2.04.1934).
56 Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 177.

 Источник:  Журнал «Восход» № 9 (305), Сентябрь, 2019

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий