Главная » любовь, равновесие и самоконтроль, семья » Как создать счастливую семью? О единстве и борьбе начал

386 просмотров

2607-79

(выдержки из книги «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал». Раздел 1. Взаимоотношения Начал в процессе эволюции)

Человечество должно осознать
великий Космический Закон,
закон величия и равноценности
двух начал, как основу Бытия.
Е. И. Рерих

Вступление

Один из важнейших законов мироздания, на кото­ром держится Космос, — это Закон Полярности. Дух и Материя, положительное и отрицательное, мужское и женское — два полюса единой Сущности, и этот Закон пронизывает все — от атома до планет. Без полярности было бы невозможно проявление жизни. Так, ядро атома имеет положительный заряд, вокруг ядра движутся отрицательные электроны; Земля обладает минусовым заря­дом, а окружающий ее воздух — плюсовым; в сотворении нашей планеты принимали участие Логосы обоих Начал, и человечество Земли также делится на два равноправ­ных пола. Закон Равновесия и Сотрудничества Начал про­низывает мироздание на всех уровнях.

На протяжении веков закон этот постоянно нару­шался людьми. «Гармония двух взаимодополняющих на­чал была превращена ими в изнуряющую борьбу. В ней не могло быть победителей. Оба начала были энергети­чески связаны неразрывно между собой. Угнетение одно­го из них приводило к неполноценной жизни другое, лишало его необходимой для эволюционного продвиже­ния энергии, обесценивало и обедняло его. Противостоя­ние начал подрывало устои творческой энергии на планете в целом. Потенциал космической энергии женщины в два раза превышает мужской. Угнетение женщины снижает энергию человечества, тормозит его эволюцию. «Челове­чество должно осознать великий Космический Закон, за­кон величия и равноценности двух начал, как основу Бытия» (Письма Е. И. Рерих. Т. 1, с. 21). И еще: «Не указывается ли причина всех бедствий, обрушившихся на планету и человечество, именно в нарушении равновесия между началами, равно­весия между мужским и женским полом? Космос дер­жится на этих началах, и в космическом построении оба начала одинаково велики и необходимы, ибо одно не может существовать без другого» (Письма Е. И. Рерих. Т. 1, с. 168)».

«Учение Жизни говорит о необходимости установ­ления равновесия Начал, их полноправия и правильного сочетания этих половинчатых душ для спасения челове­чества и для утверждения Царствия Духа. Истинно, не может наступить Царствие Духа без правильного пони­мания великих Основ Бытия» (Письма Е. И. Рерих. Т. 1, с. 362)…

Раздел 1. Взаимоотношения Начал в процессе эволюции

(взято из А. И. Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи. ЧАСТЬ II. Глава 3. О ВЗАИМООТНОШЕНИИ НАЧАЛ)

Дух и Материя

Мужское и женское Начала в системе мироздания символизируют Дух и Материю.

Основная ошибка боль­шинства мыслителей современного западного человече­ства состоит в том, что они считают Дух и Материю элементами разными, друг другу противоположными, между тем как Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента. Дух есть утонченная, или разреженная, Материя, и Материя есть уплотненный, или кристаллизованный Дух. Поэто­му в системе мироздания и Дух, и Материя, отдельно взятые, не создают ничего, и лишь соединение их, давая жизнь, ведет к творчеству. Вся беспрерывность косми­ческого творчества, проявляющаяся в бесконечном раз­нообразии всевозможных форм жизни, в основе своей очень проста и заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающих разными вибрациями.

Великий Господь Вселенной, в воплощении Шри-Кришны, говорит Арджуне: «Познай, что Дух и Материя одинаково не имеют начала; познай также, что все изме­нения и все свойства (гуны) возникают от Материи. Ма­терия именуется причиною причин и последствий; Дух именуется причиною восприятия радости и скорби. Пре­бывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожден­ными от Материи. Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же остается бездей­ствующим, тот воистину видит» (Бхатвад-Гита, гл. 13).

Поэтому нельзя давать предпочтение одному из этих Начал и не признавать значение другого. В большое заб­луждение впадают спиритуалисты, которые признают лишь Дух, считая Материю чем-то второстепенным и низшим, и в еще большее заблуждение впадают материа­листы, которые, признавая реальность лишь видимых материальных форм жизни, не признают реальности обитающего в видимой форме невидимого Духа, упуская из виду, что если без Материи не было бы формы, то без Духа не было бы жизни. Дух есть Отец всего существую­щего, и Материя есть Мать всего существующего. Резуль­татом слияния Отца-Духа с Матерью-Материей является Вселенная и все, что в ней существует.

«Материя и Дух — крайние полюсы единой Сущно­сти. Материя есть проводник для проявления души на физическом плане, а душа, на более высоком плане, есть орудие проявления Духа, и все три составляют Троицу, синтезируемую Жизнью, которая их всех проникает. Все вещи, обладающие Жизнью, суть живые существа, будь то атомы или планеты. «Отец» и «Матерь» суть мужское и женское Начала в Коренной Природе. Это те противопо­ложные полюсы, которые проявляются во всем, на каж­дом плане Космоса. В менее аллегорическом смысле это Дух и Субстанция, результатом которых является Все­ленная, или «Сын». Они снова сливаются воедино, когда наступает Ночь Брахмы в период растворения» (см. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина, т. 1. Комментарии к Станцам Дзиан).

Слияние Духа с Материей и Отца с Матерью есть основной закон мироздания. Этим законом зарождается, развивается и живет Вселенная. Этому закону подчинено все, что существует во Вселенной, на всех планах Бытия, начиная с самого верха до самого низа. Закон этот есть основа всякого творчества и залог бесконечности и не­прерывности жизни. Действием этого великого закона полагается начало всему, и с прекращением его действия наступает конец всему.

Таковы в общих чертах взаимоотношения между Духом и Материей в Космосе. Такими должны были бы быть эти взаимоотношения между олицетворяющими Дух и Материю, на земном плане существования, мужским и женским Началами, ибо внизу должно быть так же, как наверху. И в то время как в физиологическом проявле­нии эти взаимоотношения соответствуют тому, что про­исходит на высших планах существования, и земная мать, подобно Небесной Матери, отдает себя, отдает свое тело для сформирования новой жизни, и земной отец, подоб­но Отцу Небесному, эту форму оживотворяет, то в выс­шем, духовном проявлении эта аналогия между Небом и Землей прекращается.

Если космическое стремление к единению между Духом и Материей имеет целью космическое творчество, направленное к бесконечной жизни, и основано на при­тяжении друг к другу Начал, на равенстве и гармонич­ном их сотрудничестве, то на земном плане существования человеческое стремление к единению Начал преследует большею частью чисто эгоистические цели наслаждения и удовлетворения своих желаний, часто ведет не к про­должению жизни, но к прекращению зарождений и осно­вано не на равенстве и гармоничном сотрудничестве, но на соперничестве и на стремлении к порабощению одно­го Начала другим…

Космическое значение любви

Стремление к единению и любовь между Начала­ми есть тот могучий двигатель, которым совершается вос­хождение человека в его шествии по пути эволюции. Любовь между Началами есть единственная и самая ве­ликая творческая сила, для которой преград не существует. История человечества знает многие блестящие дела и великие подвиги самопожертвования, которые были со­вершены любовью и ради любви к противоположному Началу. «Вспомним, что все величайшие человеческие достижения во всех областях творчества и знания дос­тигнуты горением любви, вдохновлявшей на труды и под­виги. Истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения, вложенного в нас Кос­мическим Велением Бытия. В пробуждении в нас всех высших творческих стремлений и эмоций и в развитии творческих способностей заключается главный смысл, главная и высокая цель любви» (Письма Елены Рерих).

Несмотря на то, что великое значение любви пре­красно понято лучшими мыслителями человечества и гимны любви в многочисленных прекрасных стихах по­этов и в прозе писателей и философов имеются на всех языках мира, тем не менее вся значительность этого мо­гучего рычага человеческих устремлений и лучшего сти­мула всех человеческих начинаний и действий главной массой человечества все еще не понята и по достоинству не оценена.

«Любовь есть ведущее, творящее начало, значит, лю­бовь должна быть сознательна, устремлена и самоотвер­женна. Творчество нуждается в этих условиях. Если в любви будет замечено самоослабление, разложение и слу­жение самости, то это не будет высшим понятием челове­чества, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужествен­ным и растущим до вмещения. Такое сердце может мо­литься без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается человечество в осознании огня любви! Такому огню будет соответствовать лиловая звезда высшего на­пряжения!» (Иерархия, § 280).

«К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли или, вернее, не хотят сейчас признавать великого космического значения любви. Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. Лю­бовь в наше время, в лучшем случае, понимается как яв­ление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления — пробуждения всех высших эмоций и твор­ческих способностей. Именно в этом пробуждении и зак­лючается главная цель, главный смысл любви. Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия все созидается мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимы два Начала, соединенные косми­ческою любовью» (Письма Елены Рерих: от 9.01.35).

Людьми современного развития великий космичес­кий закон притяжения или любви друг к другу Начал, закон, на котором держится развитие жизни и строится вся жизнь Космоса, низведен во что-то низшее, стыдное, по церковным понятиям даже греховное, и трактуется как слабость, которой всеми мерами следует избегать и которую разными способами надо подавлять. Но дей­ствие космических законов никто и ничто ни отме­нить, ни изменить не может. Космические законы нужно выполнять, или они ведут нарушителей к вырождению и уничтожению.

Но так как освободиться от действия закона притя­жения Начал никто не может, то вследствие унижения женщины, вследствие умаления великого космического таинства (любовного слияния полов в браке) это притя­жение друг к Другу Начал у современного человека опош­лено, проявляется в грубых формах только чувственного удовлетворения и ведет ко всем отрицательным явлени­ям современности: к нарушению супружеской верности, к падению нравов, к свободной любви, к конкубинату и развитию проституции и прочим язвам человечества, зна­менующим его упадок и моральное разложение.

Наблюдая жизнь современного человека, видим, что люди женятся и сходятся, руководствуясь самыми раз­нообразными мотивами, между которыми любовь зани­мает самое последнее место, между тем, только она одна оправдывает все, и разводятся и расходятся по самым пустячным поводам, ибо нет между ними того могучего цемента, который мог бы спаять их прочно. Великое кос­мическое таинство — брак — превращен в простую сделку, в которой на первом плане поставлены интересы матери­альные или политические и соображения честолюбивые или вообще эгоистические. Часто в современном браке любовь считается явлением нежелательным на том осно­вании, что если она существовала до брака, то со вступ­лением в брак она якобы должна погаснуть и умереть и тем доставить одной из сторон некоторое сожаление или даже страдание, тогда как если ее нет, то она может по­явиться, а если не появится, то заменится спасительной привычкой, избавит от тревог и волнений и даст спокой­ную и тихую жизнь. Таким образом, горению божествен­ного огня любви люди часто предпочитают тление пошлости привычки, обнаруживая тем явные признаки наступившего морального разложения. Современный че­ловек, вступающий в брак по любви, теперь так же редок, как белая ворона или белый слон.

Взаимоотношения Начал, или отношения друг к дру­гу полов, — наиболее трудноразрешимый, самый волнующий и самый страшный вопрос, который должен решаться каждым человеком самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи и указаний. Из всех вопросов чело­веческого бытия этот вопрос самый жизненный, самый насущный и самый роковой, для решения которого нет определенных правил и указаний, кроме общих положе­ний, изложенных во всех религиозных учениях. В этом вопросе, как в фокусе, сосредоточены все другие вопросы, и около этого вопроса вертится вся жизнь человека, все его стремления и начинания.

Разрешая в том или ином смысле вечное и неистре­бимое влечение к другому Началу, человек этим строит свою судьбу и решает свою участь в вечности. Правиль­ное разрешение этого основного закона жизни возносит человека до небес, дает ему вечное блаженство вечной жизни, точно так же как неправильное ниспровергает его в бездну, откуда нет выхода и есть лишь гибель и уничто­жение. То или иное решение человека дает ему или рай, или ад, и творцом и того и другого является не кто дру­гой, как сам человек.

Таким образом, разрешая этот вопрос по своему ра­зумению, всякий человек попадает или на правый путь, или на левый. Если правый путь, основанный на выпол­нении этого основного космического закона, ведет к цели эволюции, к нормальному развитию и слиянию для веч­ной жизни разобщенных при дифференциации Начал в одну сущность, то левый путь ведет к результатам обрат­ным. Зная о существовании закона причин и следствий, можно ли хотя бы на один момент допустить, что все эти вопиющие нарушения и безобразные искажения этого великого закона жизни могут пройти для людей безнака­занно и бесследно? Конечно, этого быть не может.

Как уже говорилось неоднократно, космические за­коны не знают ни пощады, ни сострадания. Когда в кон­це циклов и при смене рас приходит срок для уплаты по счетам, то за нарушение законов жизни будут платить все, кто нарушал их. Будет платить развратник и эвдемонист, видящий в женщине лишь орудие для удовлетворе­ния своих низших страстей и желаний; и суровый аскет, смотрящий на женщину как на дьявольский сосуд; и мо­нах, дающий обет безбрачия и втайне предающийся раз­ным порокам; и нарушающий свои супружеские обязанности; и по каким-либо соображениям воздержи­вающийся от исполнения этих обязанностей; и пользую­щийся краденым счастьем; и покупающий это счастье за деньги; и вообще всякий, кто так или иначе нарушал этот великий космический закон.

То или иное положение, в каком находится этот ос­новной вопрос человеческого существования — вопрос любви между Началами, — есть показатель состояния морального развития человечества. Ни в чем так резко не обнаруживается восхождение или нисхождение как от­дельного человека, так и целых народов, как в том или ином отношении к противоположному Началу, как в воп­росе любви между мужчиной и женщиной. Падение госу­дарств, гибель цивилизаций и гибель материков начинается с падения нравов, с извращения и искажения этого великого закона жизни, с превращения человечес­кой любви к одной женщине — в половое чувство, в скот­скую страсть к любой женщине. Вспомним, что Всемирный Потоп, как повествует о том Книга. Бытия, был вызван именно этой причиной, этим нарушением закона жизни.

Любовь — путь совершенствования человечества

«Любовь — это индивидуализированное чувство, направленное на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут за­менить любимого.

Половое чувство — это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее молодая женщина.

Любовь — орудие познания, она сближает людей, открывает пред одним человеком душу другого, дает воз­можность заглянуть в душу природы, почувствовать дей­ствие космических сил. Любовь — это признак породы. Это — орудие совершенствования расы. Когда из поколе­ния в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чув­ства взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восхо­дящий.

Когда из поколения в поколение люди сходятся как попало, без любви, без красоты, без чувства взаимно­сти или по соображениям, посторонним любви, из расче­та, из экономических выгод, в интересах «дела», или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт от­бора. Вместо любви у них вырабатывается половое чув­ство, безразличное и не служащее отбору; не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но, наоборот, те­ряющее ее. Тип мельчает физически и нравственно вы­рождается.

Любовь — орудие отбора.

Половое чувство — орудие вырождения».

Из этого прекрасного определения — что такое лю­бовь и что такое половое чувство, — которое в книге Tertium Organum делает автор ее П. Д. Успенский, видно, какое великое значение в мироздании и эволюции жизни имеет истинное, не искаженное чувство любви между мужчиной и женщиной. В таком чувстве, как в сильном световом фокусе, сходятся все лучшие человеческие уст­ремления, отражаются все его высшие эмоции и чувства, зарождаются прекрасные творческие идеи. Горением бо­жественного огня любви человек преображается, он улуч­шается, облагораживается и совершенствуется. Высшее назначение любви состоит именно в том, чтобы животное превратить в человека, человека приблизить к Богу.

«Проблема любви господствует в современной лите­ратуре уже более двух веков. Это не чисто чувственная любовь, возжигаемая красотой тела, как у древних по­этов; это также и не сентиментальный культ отвлеченно­го и условного идеала, который господствовал в средние века; нет, это любовь одновременно и чувственная, и пси­хическая, любовь, предоставленная полной свободе ин­дивидуальной фантазии, дающая себе полную волю. По большей части оба пола воюют даже в любви. Возмуще­ние женщины против грубости и эгоизма мужчины; пре­зрение мужчины к лживости и тщеславию женщины; победа плоти и бессильный гнев жертв сладострастья.

И среди всего этого глубокие страсти, влечения не­преодолимые и тем более могущественные, что им ставятся препятствия, светские условности и общественные постановления. Отсюда любовь, полная бурь, нравствен­ных крушений и трагических катастроф, около которых почти исключительно вращаются современные романы и современные поэмы.

Можно бы подумать, что утомленный человек, не находя Бога ни в науке, ни в религии, безумно ищет его в женщине. И он прав, но лишь путем посвящения в вели­кие истины найдет он Его в ней, а она найдет Бога в нем. Между мужской и женской душами, которые нередко не понимают друг друга и даже не понимают себя и расста­ются с проклятиями, чувствуется как бы огромная жаж­да проникновения и стремления найти в этом слиянии недостижимое счастье.

Несмотря на различные уклонения и излишества, вытекающие отсюда, в этих отчаянных поисках таится глубоко скрытое божественное начало. Из него зарожда­ется стремление, которое станет жизненным средоточием для преображения будущего. Ибо когда мужчина и жен­щина найдут себя и друг друга путем глубокой любви и посвящения, тогда их слияние превратится в величай­шую силу» (Шюре Э. Великие Посвященные).

Таковы мудрые наблюдения над жизнью, полные глубокой правды выводы о взаимоотношении Начал и истинно правильный взгляд писателей-оккультистов на человеческую любовь как на величайшую творческую силу. К сожалению, ни позитивная наука, ни философия, ни религия этих взглядов не разделяют. Существуют пи­сатели, которые особенно ополчились против человечес­кой любви.

Большое преступление перед человечеством и перед эволюцией совершили многие писатели, философы, про­поведники и разных категорий моралисты, которые ок­леветали человеческую любовь. Из человеческой любви, которая ведет свою преемственность от божественной любви, из этого величайшего и могущественного фактора развития и совершенствования жизни они сделали поло­вое чувство — орудие вырождения человечества. Во всех писаниях и трактатах, проповедях и разговорах, в кото­рых писалось и говорилось о человеческой любви между мужчиной и женщиной, всегда чувствуется натяжка и ложь, порой же прямая инсинуация и клевета.

Главная ошибка всех писавших и говоривших о че­ловеческой любви отрицательно, состоит в том, что они разделили то, что неразделимо. Из великого закона при­тяжения друг к другу Начал, в который входит вся гамма всех человеческих эмоций, как физиологических, так и психологических, они взяли лишь физиологическую сто­рону, забыв о высшей, духовной. На человеческую лю­бовь они смотрели только как на физиологическую функцию, необходимую для продолжения человеческого рода, забыв, что любовь есть великая творческая сила, которая рождает не только людей, но и идеи, что не ме­нее важно. Из нее был изъят высший смысл ее — одухот­ворение всех сторон человеческой жизни. Вместо нежного ароматного цветка, долженствовавшего давать радость бытия и побуждать к благородному творчеству во всех областях человеческого труда, получилась физиологичес­кая функция, получилось половое чувство.

И наука, и философия, и религия согласно тверди­ли, что женщина — это низшее создание, что любовь к ней — это именно физиологическая функция, необходи­мая для продолжения человеческого рода, что влечение к женщине — это слабость, допустимая лишь в известный период человеческого существования, что это необходи­мое зло, которое приходится терпеть, что это грех, с ко­торым нужно бороться. Из женщины, равноценной и равнозначащей половины человеческого рода, они сдела­ли или орудие для наслаждения, или машину для произ­водства потомства.

Неудивительно, что в противовес этой односторон­ней и искаженной точке зрения на отношения полов и на любовь между ними появился другой, тоже односторон­ний и тоже ложный взгляд, признающий лишь психоло­гическую, или так называемую платоническую, любовь и отвергающий потребность и необходимость физиологи­ческой любви. Насколько такая точка зрения ложна и прямо таки бессмысленна, много говорить не приходит­ся. Но обе эти крайности причинили большое зло чело­вечеству. Они развратили его, породив много извращений этого великого закона, чем поставили его на край страш­ной бездны.

Голоса немногих поэтов, воспевавших дифирамбы этому чувству и на себе самих испытавших чарующее действие горения божественного огня любви, тонули в общей массе отрицательных голосов. На поэтов с их пре­красными стихами о любви вообще смотрели и смотрят как на людей, которым нечего делать, которые потеряли чувство меры, перешли известную границу, и потому являются людьми не вполне уравновешенными. Серьезный и вдумчивый человек не может увлекаться, подобными пустяками и писаний поэтов о любви даже не читает.

Такой прагматический подход является трагедией нашего времени, когда основная масса людей занята только удовлетворением материальных потребностей, забыв о духовных ценностях.

Восстановление равновесия Начал

Дополняя в любовном союзе друг друга, мужчина и женщина являются малой вселенной, в которой в малом масштабе происходит все то, что происходит в великой Вселенной. Огонь любви, который соединяет их для веч­ной жизни друг с другом, является вечно творящим и обновляющим огнем их жизни. Из этого огня любви за­рождается потомство, зарождаются творческие, необхо­димые для дальнейшего продолжения жизни, идеи. Если мужчина оплодотворяет женщину для рождения потом­ства, то женщина оплодотворяет мужчину своею любо­вью для рождения идей. Если физический союз мужчи­ны и женщины дает в результате физическую сущность — человека, то духовный союз дает духовную сущность — идею, которая, зародившись на духовном плане, в мыс­ли, перейдет в действие на физическом плане.

Лишь такое обоюдное дополнение друг друга тем, чем силен один и слаб другой, дает полную гамму человеческой любви. В такой любви, как в сильном световом фокусе, сосредотачиваются все и физиологические, и пси­хологические запросы и потребности и тела, и души, ко­торые, все без исключения, не остаются без надлежащего ответа. В лучах такой любви люди преображаются, ста­новятся благородными, мужественными, способными на подвиг, самопожертвование и на творчество. В такой любви нет ничего постыдного, гадкого или греховного, ибо такая любовь есть космическое веление и закон жизни, которому подчиняется все живущее на всех планах бытия.

«Всякая форма, в которой не имеется принципа му­жественного и принципа женственного, не есть форма высшая и законченная. Святой, да будет Он благословен, не утвердил там Своего пребывания, где эти два принци­па не соединены совершенно; Благословения нисходят лишь туда, где это единение существует, как мы этому поучаемся из слов: «Он их благословил, и Он дал им имя Адам в день, когда Он их сотворил»; ибо даже имя чело­веку не может быть дано иначе, как мужчине и женщине, объединенным в одно существо» (Зогар).

«Прежде чем прийти в этот мир, каждая душа и каж­дый дух образовывали мужчину и женщину, объединенных в одно существо; нисходя на землю, эти две половины разделяются и оживляют различные тела. Когда время брака настанет, Святой, да будет Он благославен, Кото­рый знает все души и все духи, их объединяет, как рань­ше, и тогда они составляют, как и ранее, одно тело и одну Душу… Но этот удел согласуется с делами человека и путями, по которым он шел. Если человек чист и если он возмужал добродетельно, он будет наслаждаться едине­нием совершенно подобным тому, которое предшествова­ло его рождению» (Зогар).

Таким образом, только два составляют одно. Понять это — значит понять и разрешить многое. Человек никог­да не предназначался к одиночеству и изолированности, но к сотрудничеству и дополнению одним другого. Вся природа и организм как мужчины, так и женщины при­норовлены именно к этому и при одних и тех же причи­нах производят разные эффекты и разные последствия. Принципы развития жизни и совершенствования челове­чества заложены в соединении двух противоположных Начал. Ни мужчина, ни женщина в отдельности этими данными не обладают. Здесь находится корень и объяс­нение всех этих явлений жизни, здесь лежит зародыш всякой культуры и цивилизаций, но точно так же отсюда начинается разложение и падение народов. Все зависит от того, какие принципы положены в основание такого единения.

Поэтому весь вред материалистического мировоззре­ния, может быть, нигде не сказался в такой сильной степени, как в вопросе взаимоотношений между Началами, как в вопросе любви между мужчиной и женщиной. В узком материалистическом понимании великий косми­ческий закон притяжения друг к другу Начал рассматри­вается исключительно в аспекте его низшего проявления, с точки зрения его физиологической функции. Все то высшее, духовное, что несет с собой любовь — как повы­шенная радость бытия, как чувство всеобъемлемости и всепрощения, как готовность на подвиг и на жертву, как стремление стать выше, чище, лучше, т. е. все то, что со­вершенствует человека, — все это не ставится ни во что и рассматривается как смешной сентиментализм и глупая фантазия. Вследствие этого и религия, и мораль смотрят на любовь между мужчиной и женщиной как на явление отрицательное, греховное, которое нужно подавлять и с которым нужно бороться.

Само собой понятно, что если из отношений между Началами изъять высшую ценность этих отношений, аромат любви, его метафизическую сторону, то, что совер­шенствует человека, — то останется физическая сторона, или половая функция, то есть то, что унижает и разлага­ет человека. Точно так же — что останется от прекрасно­го нежного цветка, если отнять от него его нежность и красоту, или от ароматного вкусного плода — его аромат и вкус? Останется нечто безобразное и безвкусное, для утонченного сознания неприемлемое.

Двойственная природа всех явлений и всех существ в Космосе для правильного выполнения своей роли в мироздании должна всегда проявлять двоякую деятель­ность. Лишь такое явление жизненно, истинно и соответ­ствует своему назначению, когда действуют оба фактора — дух и материя, физиологический и психологический. Выявление лишь одной стороны сути нарушает законы жизни и ведет к вырождению. Поэтому любовь между Началами, будучи величайшей и единственной творчес­кой космической силой, не может ограничиваться лишь рождением детей.

Производить потомство могут все животные. Чело­век в этом отношении не может уподобляться животному и ограничиваться в своем отношении к противоположно­му Началу только исполнением физиологической функ­ции. Если он ограничивается только этим, то, именно, он возвращается к животному состоянию. Но человек, про­грессирующий в своем развитии, в любви к женщине найдет и использует все ее богатые духовные дары

Мужчина и женщина как Одно Целое

Лишь посвящение в великую истину, что подобием Бога является не отдельно взятый человек, не мужчина или женщина, но мужчина и женщина, соединенные в космическом браке космической любовью, способно пе­реродить человечество. Из этого знания должно зародиться стремление, которое положит предел неправильному воз­зрению на женщину и явится стимулом для преображе­ния будущего. Космос дает право каждому любить и быть любимым в вечности, но достигнуть этого права и осуще­ствить его возможно лишь соединением со своим допол­нением, с родственной нам половиной нашей души.

Если каждый мужчина будет смотреть на себя как на жениха, у которого во Вселенной существует невеста, которая никогда и ни в какой мере не внесет никакой дисгармонии в его внутренний мир, а каждая женщина на себя как на невесту, у которой имеется прекрасный и вечный жених, точная копия ее самой, то их стремление ДРУГ К ДРУГУ будет самым благим и самым прекрасным стремлением, какое только может существовать. Оно со­кратит их эволюционный путь и приблизит предназна­ченное законом бытия. Оно даст понимание самого себя и той великой истины, что в вечном союзе Мужчины и Женщины присутствует Бог.

Такое чистое стремление к прекрасному, но далеко­му будущему, которое для большинства современного человечества осуществится еще не скоро, тем не менее должно самым естественным образом изменить отноше­ния между Началами и в настоящем. Закон притяжения Начал настолько могущественный закон, что не бороться с ним должен человек, но следовать его велениям. Веле­ния же его осуществляются чистотой мыслей, слов и по­ступков. Этот великий космический закон должен быть обращен не на удовлетворение своих страстей и жела­ний, но в великое служение общему благу и эволюции всего человечества.

Поэтому не свободная, вне брака, или покупная за деньги любовь, не обеты безбрачия или аскетизм, но брак, основанный на сердечном влечении Начал друг к другу, есть панацея от всех современных зол и всех искажений этого великого закона. Конечно, как сказал Великий Учи­тель Христос, «кто может вместить, да вместит» (Матф., 19:11). Кто настолько устремился к прекрасной своей половине, что притяжение посторонних половин на него или на нее уже не действует, тот уже придвинулся к дос­тижению своей цели, но кто от этого еще не свободен, брак есть для него или для нее и космическое право, и единственный законный выход.

Здесь может возникнуть вопрос: неужели слияние родственных Начал происходит лишь в конце земной эволюции человечества нашей манвантары и ранее невоз­можно? Наблюдая весьма редкие, так называемые счастливые браки, когда супруги всю жизнь живут душа в душу, без малейшего расхождения в чем бы то ни было, можно сказать, что именно такие сочетания родственных душ бывают. Как сказано Е. И. Рерих, «прекрасные сосу­ды могут быть в прекрасном обиходе» (Письма Елены Рерих: от 5. 05. 34), но такое сочетание есть награда за хорошие дела в прежних жизнях, и для такого сочетания необходим приказ духа, необходимо, чтобы разделенные половины стремились встретиться. Прожив счастливую жизнь, они могут в следующих жизнях не встретиться, если отсутствует такое стремление.

Безобразные условия жизни конца Темной эпохи, когда сдвинуты все основания и расшатаны все основы, которыми держалась жизнь, сделали вступление в брак для большинства современных людей явлением затруд­нительным, порой даже невозможным. Тяжелое эконо­мическое состояние человечества, которое не выходит из различного рода кризисов, и вынужденное, вследствие этого, безбрачие многих людей сделали из женщины во многих случаях не подругу жизни мужчины, но соперни­цу и конкурентку на жизненном поприще.

Часто в современном браке мужчина не может зара­ботать столько средств, сколько нужно для содержания семьи, и тогда женщина вынуждена помогать ему в зара­ботке недостающих средств. Часто он вообще не может ничего заработать, и тогда вся тяжесть забот о содержа­нии семьи ложится на женщину. Вследствие этого роли мужчины и женщины в современной семье переменились. Сплошь и рядом мы видим в современной семье, что мужчина нянчит детей и ведет домашнее хозяйство, а женщина отправляется на службу. Конечно, такие ненор­мальные условия жизни есть временное, уродливое явле­ние. Когда Светлая эпоха вступит в свои права, то исчезнут эти безобразные порождения Темной эпохи, и мужчина и женщина вступят в исполнение своих обязанностей, са­мой природой предназначенных: мужчина — мужских и женщина — женских.

Роль женщины в мироздании настолько высока и почетна, задача, возложенная природой на женщину, столь божественна и священна, что именно к восстановлению своего священного права быть супругой и матерью долж­на стремиться женщина. Если никто не сможет купить ее любовь за деньги, если никто не будет пользоваться ее любовью вне брака, то ее священное право быть супругой и матерью будет восстановлено довольно скоро.

«Нет указа в Природе, чтобы женщина была привя­зана только к домашнему очагу. Истинно, она Мать и Хранительница мира. Потому нет ни одной области в жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина, именно это безраздельное царствование одного Начала и есть порождение Темной эпохи. Творчество одинаково заложено в обоих Началах. …

Именно Темная эпоха старалась сделать из женщи­ны наложницу и няньку. И если высока роль женщины как матери, то именно матери не семьи только, но матери и великой воспитательницы сознания народов! Потому, как сказал Великий Владыка, «…женщина, дающая жизнь народу, имеет право распоряжаться его судьбой. Хочу видеть женщину у кормила власти, в совете министров, у всего строительства» (Письма Елены Рерих: от 31. 5. 35).

Призыв к женщинам всего мира

(взято из А. И. Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи. ЧАСТЬ III. Глава 9. Призыв к женщинам всего мира)

Настоящий призыв к женщинам всего мира есть призыв о помощи. Когда терпящий бедствие корабль в море посылает во все стороны призывы о помощи, то всякий иной корабль, получивший такие призывные сигналы (SOS) о бедствии, оставляет временно в стороне первоначальную цель своего пути, меняет направление и спешно идет в ту сторону, откуда раздаются призывы о помощи. Этот прекрасный морской обычай пусть послу­жит воодушевляющим примером в нашем случае. Пусть всякая женщина, до которой дойдет настоящий призыв о помощи, направит все свои усилия и все свое внимание в ту сторону, в которой ее деятельность так спешно, так неотложно нужна.

О бедственном положении нашего корабля — наше­го современного мира — говорить многое не приходится. Не замечают этого лишь сознательно слепые, не желают слушать о чем-нибудь подобном лишь сознательно глу­хие, но так поступают лишь страусы, которые, не желая видеть надвигающейся опасности, прячут голову в песок. В переживаемое нами грозное время таких людей-страу­сов очень много. Они не желают признавать серьезности современного положения, они утверждают, что все благо­получно, что катастрофы, войны, разные бедствия и бо­лезни были всегда. В своем безумии отрицания катастрофичности нашего положения они стараются брать от жизни то, что, по своему сознанию, они могут взять; они веселятся, но их веселие — это пир во время чумы, они танцуют, но они танцуют на вулкане. В общем, это обреченные, которые чувствуют, что пировать и танце­вать им осталось уже недолго. …

Настоящее обращение к женщинам всего мира не имеет своей целью призывать их к борьбе с мужчинами за свои попранные права. Борьба за женское равнопра­вие велась и ведется уже давно. Некоторые результаты в этом направлении уже достигнуты и, без сомнения, в са­мом недалеком будущем женщины будут уравнены в пра­вах во всех отношениях с мужчинами, ибо неполноправие или бесправие одного начала и засилье другого, будучи показателем отсталости и малой культурности, служит сильнейшим тормозом развития и прогресса человече­ства. Все, что по этому поводу уже сказано и еще будет сказано, имеет именно эту цель, именно цель доказать гибельность равновесия и необходимость равновесия тех начал, которые являются основой творчества и развития жизни в мироздании.

История развития человечества повествует нам, что человечество создавало блестящие эпохи и развивало высокие цивилизации лишь тогда и там, где женщина не была унижена и где она принимала деятельное участие в управлении народом и в строительстве жизни. Но то же самое нам говорит и современная нам действительность. Если мы сравним состояние некоторых древних народов Азии и Европы, в которых женщина порабощена и уни­жена, с положением молодых государств свободной Аме­рики, в которых женщина сравнительно полноправна и свободна, то мы должны констатировать, что разница в состоянии этих народов огромна. Одни благоденствуют, преуспевают и прогрессируют, другие влачат жалкое существование отставших и разлагающихся народов. Ина­че и не может быть. Когда из жизни изъят такой могущественный фактор, как дополнение одного начала другим, то само собой понятно, что всякое решение, ис­ходящее от одного начала, не корректированное и не сан­кционированное другим, будет неполным, однобоким и вследствие этого нежизнеспособным. Лишь такое реше­ние будет правильным и будет отвечать требованиям жизни, законам эволюции и благу данного народа, когда оно выношено, созрело и решено как мужчиной, так и женщиной совместно.

Переходя теперь к современному нам положению, мы видим, что в тех областях человеческой жизни, из которых женщина устранена совершенно, происходит наибольший развал и наибольшее число ошибок. В тех сферах человеческой деятельности, в которых женщина совсем не участвует и где благодаря этому происходит наибольшее нарушение закона равновесия Начал, зако­ном причин и следствий приносятся человечеству наибо­лее тяжкие последствия. Мы все знаем, что в тех сферах человеческой деятельности, которые считаются исклю­чительно мужскими, никто никогда не интересовался мнением женщины, никто никогда не приглашал жен­щин для решения вопросов государственного значения, которыми ставилось на карту благополучие и существо­вание государств и жизнь многих миллионов граждан.

Между тем, сколько было в мире мудрых правитель­ниц, которые правили государствами и народами не хуже мужчин! Этот всем известный факт в достаточной степе­ни показывает способность женщин к пониманию задач государственного значения и умение их действовать с честью во всяком, самом высоком положении, на которое судьба возносила их. Но труднее всего победить предвзя­тое мнение и заставить человека поверить в то, во что он не хочет верить. Наступающая Новая эпоха несет жен­щине освобождение от ее векового приниженного и бес­правного положения. Новая эпоха требует равновесия Начал, и это равновесие, в положенный космический срок, будет восстановлено.

Этим, конечно, не сказано, что при равновесии На­чал женщина заменит мужчину и заступит его место. Мудрые космические законы создали человека мужчи­ной и женщиной не для замены их друг другом, но для дополнения одного другим, создали их не для одиночной жизни, но для жизни парами. Каждый из членов каждой такой пары обладает присущими только ему качествами и свойствами, каждый силен в своей сфере и слаб в дру­гой. Каждый должен дать другому то, в чем он силен, и найти поддержку в том, в чем он слаб. Порознь взятые, они составляют половинчатое существо, и лишь вдвоем они образуют цельную сущность. Мужчина сильнее фи­зически, женщина — духовно, мужчина более развит ин­теллектуально, женщина — интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании.

Поэтому закон равновесия Начал требует от мужчи­ны и женщины не соперничества и конкуренции, но сотрудничества и кооперации, требует не единоличного решения всякого вопроса, но совместного. Если бы этот великий закон мироздания людьми соблюдался, то мир не дошел бы до такого катастрофического положения, в каком он находится сейчас. Если взять такое мужское качество, как предприимчивость и связанную с ней воин­ственность, качество само по себе не плохое и в опреде­ленную эпоху эволюции нужное, но лишенное благотворного сдерживающего женского влияния, когда оно не облагорожено и не смягчено женщиной и направ­ляется исключительно мужчиной, оно не только вылива­ется в такое уродливое явление, как нападение на беззащитного, как захват того, что плохо лежит, как по­рабощение слабого, но является постоянной угрозой миру и источником тяжких катастроф и бедствий для всего человечества.

Нет сомнения, что закон равновесия Начал не предъявляет женщине требования, чтобы она с оружием в руках участвовала в военных операциях или выступала в защиту порабощенных и угнетенных. Ее роль и назна­чение гораздо выше и почетнее. Ее призвание — не до­пускать до столкновений, смягчать остроту возникающих конфликтов и направлять в правильное русло и полез­ную сторону избыток мужской энергии, ибо, в против­ном случае, вместо положительных результатов она приносит отрицательные и вместо блага — бедствие.

Известный русский писатель Гребенщиков в своем романе-эпопее Чураевы. (т. V) говорит: «Вы, вероятно, слыхали, что у австралийских дикарей существует пра­вило: прежде, нежели начать войну, они для мирных пе­реговоров высылают женщин, и часто женщины предупреждают кровопролитие». Так поступают дикари, а культурные народы стараются напасть на своего соседа не только без предупреждения, но врасплох. К такому нельзя сказать одичанию, ибо дикари поступают правиль­но, но озверению приводит нарушение великого закона равновесия Начал. Если бы по примеру австралийских дикарей культурные люди вместо дипломатов для мир­ных переговоров посылали женщин, то и у нас было бы предупреждено много бедствий и кровопролитий. Но у нас женщина приглашается лишь тогда, когда кровопро­литие уже началось. Тогда она появляется на полях сра­жений как милосердная сестра, чтобы облегчить страдания своих умирающих немилосердных братьев, которые в безумии своем решили, что они должны убивать друг друга…

Необходимы совместные усилия мужчин и женщин для водворения на Земле порядка, установления мира и создания условий мирного сожительства и культурного строительства. Никто, кроме женщин, в этом помочь не может. Современный культурный водитель человечества Н. К. Рерих в своей статье Женскому Сердцу говорит: «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Ког­да более не помогают расчеты и вычисления и взаимное разрушение достигает пределов, тогда приходят к жен­щине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают жен­щину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда зло­ба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. Л где же то сердце, которое заме­нит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безыс­ходности? Какая же рука заменит успокоительное при­косновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотвер­женно и во благо? Не похвалу женщинам говорим» (Ре­рих Н. К. Твердыня. Пламенная).

В настоящем кратком обращении к женщинам мы не имеем возможности пространно доказывать всю не­справедливость лишения женщин тех прав и привилегий, которыми обладают мужчины. Сторонникам женского бесправия и предвзятого мнения о низшей природе жен­щины и ее неспособности к знанию и исполнению тех обязанностей, которые выполняются мужчиной, можно рекомендовать прочесть превосходный труд английского философа Джона Стюарта Милля О подчинении женщин. Тем не менее, небольшая выдержка из этого превосход­ного труда ниже следует.

«Мнение в пользу существующей системы подчине­ния женщины мужчине чисто теоретического свойства; иной системы никогда испробовано не было. Следова­тельно, практика, подкрепляющая теорию, никогда не существовала и не может служить доказательством ее целесообразности. Во-вторых, принятие системы нерав­ноправности никогда не было плодом обсуждения или предвидения, основанного на убеждении, что таким пу­тем легче достигнуть общего благополучия. Система эта возникла в то время, когда человечество, будучи еще в младенческом состоянии, оценивало женщину соответ­ственно ее мускульной силе и, ввиду слабости последней, подчинило ее мужчине. Таким образом, закон застал жен­щину уже в подчиненном состоянии. Законы и системы начинают обыкновенно с того, что признают отношения уже существующие и, обращая случайный факт в закон­ное право, создают такие формы общества, при которых правильное и законное оберегание прав становится на место прежнего произвола. Те, которых закон застал в состоянии подчинения, делаются уже обязанными под­чиняться. Таким образом первоначальная форма рабства, происшедшая от подчинения слабого сильному, превра­тилась в учреждение, признанное законом».

Несмотря, однако, на столь бесправное положение женщины, она во все времена существования человечес­кого общества всегда оказывала известное влияние на жизнь и развитие человечества, на его нравственный об­лик. Недаром поэтому в древних еврейских писаниях женщина называлась Айша, что значит — Душа.

Именно женщина есть душа человека, душа народа. Какова женщина — душа народа, таков народ. Унизив женщину, человек убил свою душу, унизил себя и свой народ. Это влияние женщины, несмотря даже на ее бес­правие, вытекает из природных свойств характера жен­щины, являющегося дополнением характера мужчины. Но если бы женщине была предоставлена возможность сво­бодно проявлять лучшие качества своей души, если бы ее сердечность, отзывчивость, мягкость, стремление к прав­де и справедливости, любовь, сострадание и миролюбие производили свое влияние не только на окружающую ее среду, но влияли бы на законодательство, на дипломатию и политику, то разве человечество дошло бы до того зве­риного состояния, в котором оно находится сейчас? Ког­да вооруженные до зубов народы и государства, поделившись на группировки, самыми свирепыми спосо­бами уже истребляют друг друга и каждую минуту гото­вы начать это взаимоистребление в мировом масштабе?

Человечество стоит на краю бездны. Спасти его от падения в эту бездну может и должна женщина. Ей дана эта трудная возможность и эта великая роль. В трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сер­дце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения. Никогда обращение к женскому сердцу не было безрезультатно, не будет оно без результата и на этот раз. Вывести мировой корабль из того бедственного положения, в котором он находит­ся, не может одна половина человеческого рода, это мож­но сделать соединенными усилиями мужского и женского начал.

Мы не призываем женщин к борьбе с мужчинами и к отнятию у них власти. Мы против того, чтобы то влия­ние, которым пользуются мужчины, перешло полностью к женщинам, ибо это привело бы к такому же наруше­нию закона равновесия Начал, какое существует сейчас. Мы призываем женщин к совместной работе и сотрудни­честву с мужчинами во всех сферах человеческой жизни. На это могут возразить: как же сотрудничать с мужчина­ми, если они этого не желают? Возражение вполне по­нятное, но осуществление в подобных условиях сотрудничества хотя затруднительно, но для женщин воз­можно. Нет сомнения, что пройдет время, пока ревнивый к своей власти мужчина призовет к сотрудничеству с со­бой женщину. Ее сотрудничество должно начаться не­медленно, не ожидая того, когда мужчина позовет ее.

Пусть каждая женщина, до которой дойдет настоя­щий призыв, проникнется сама этими идеями и начнет проводить их в жизнь. Пусть она твердит своему мужу и возлюбленному, своему отцу и брату о необходимости восстановления равновесия и призыва к делу водворения в мире мира — женщин. Пусть твердит им об этом при всяком случае: и утром, и вечером, и днем, и ночью. По­стоянными нежными, но настойчивыми касаниями пусть внедряет в его сознание эту мысль. Пусть жены мини­стров, дипломатов, политиков и других государственных деятелей проникнутся этими мыслями в особенности. Пусть писательницы и журналистки пишут об этом в га­зетах и журналах. Пусть говорят об этом на женских со­браниях, съездах и конгрессах. Только таким общим усилием всех женщин спадет пелена с глаз мужчин и изменится вековая несправедливость — предвзятое о жен­щинах мнение. Только тогда, когда спадут последние око­вы рабства с половины человеческого рода, человечество получит могучий толчок и огромный прилив свежих сил, которые укажут выход из затруднений и путь к спасению.

Пусть настоящий призыв найдет отклик во всяком чутком женском сердце, и пусть огнем своего сердца она зажжет огонь сердца мужчины, чтобы своим совместным сердечным сотрудничеством они могли спасти мир от угрожающих ему катастроф и бедствий. Да будет так!».

***

СОДЕРЖАНИЕ:

О подборе пары
О единстве и борьбе начал
О половой энергии и детях
Живая Этика о воспитании детей
Живая Этика о Женщине
Живая Этика о Любви
Живая Этика о Началах

читать полностью книгу «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал» (1999 г.)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий