Главная » Шамбала » Как пройти в Шамбалу? ПОПОВА Тамара

1 067 просмотров
Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Именно с таким вопросом мы приехали в загадочный, живописный и несуетный Солонешенский район. По преданиям старожилов, отсюда начинали свой путь паломники, уходившие в Шамбалу.

О мифическом Беловодье, как еще называют в России это сакральное место, гласят легенды многих народов Азии. Но большинство исследователей, в их числе и тонкий знаток Востока Николай Рерих, полагают, что Страна снегов, древняя Шамбала, – это территория Тибетского нагорья.

«АП» не первая, кто спрашивает у директора Солонешенского историко-краеведческого музея Татьяны Беликовой, как пройти в Беловодье. Туристы, приезжающие в Солонешное, чтобы побывать в знаменитой Денисовой пещере, познакомиться с традициями староверов, уезжают отсюда другими людьми. В долину реки Ануй староверы пришли еще в XVIII веке, задолго до столыпинских переселенцев, как говорят, в поисках дороги в Беловодье. И, видимо, нашли. Похоже, сенсация – обыденность для Татьяны Григорьевны. О том, каких гостей порой заносит в Солонешное ветром познания, она рассказывает буднично и привычно:

– В сентябре у нас снимал часть своей кулинарной программы «Поедем, поедим!» Джордж Уоррен. А следом приехал редактор «Нью-Йорк таймс». Мы его медом и свежим хлебом угощали. Гостила в районе Людмила Петровна Махова, научный сотрудник центра народной музыки Московской консерватории им. Чайковского. Едут к нам и академики, и рядовые туристы. После услышанного и увиденного они уезжают одинаково потрясенными. Ведь в музее хранятся свидетельства старожилов о том, что есть отсюда путь в Беловодье. Правда, открывается он не многим. Это ведь узкая тропка, а не шоссе. Шамбала – не для массовых посещений. Те, кто приехал сюда «пофоткаться» на фоне красот да медовухи местной отведать, туда не пройдут.

На ярмарку, в Беловодье

Татьяна Беликова выросла в селе Туманово. Еще школьницей увлеклась рассказами местных старожилов. Увы, нет уже в живых Екатерины Шадриной, Прасковьи Шмаковой, Агнеи Архиповой. Но остались воспоминания, из которых следует, что Беловодье – это не легенда, а совершенно конкретная территория, куда из предгорий Алтая вела дорога.

«Даже после войны там еще ходили и мы, и тибетцы. Там ярмарки устраивались. А чего не ходить, – приводит краевед Татьяна Григорьевна фрагмент рассказа бабушек, – через Бащелак, водопад, гору Плешивую, деревню Белую и Катанду».

Получается, вплоть до середины ХХ века жила своей кипучей жизнью эта веточка Великого шелкового пути, а для старообрядческих семей было нормой общаться с дружественными монголами, китайцами, кыргызами и калмыками, обучать их языкам своих детей. К слову, калмыками бабушки называли коренных жителей Горного Алтая, Китай – Катаем или Чинаем, а Шамбалу бабушка маленькой Тани, Татьяна Павловна Аксенова, звала Шамшамом.

Звучит невероятно, но предки нынешних жителей Солонешенского района даже с Персией поддерживали торгово-культурные отношения, прерванные русско-персидской войной начала ХIХ века. Но как? Не было ведь тогда ни самолетов, ни поездов. «Полтора месяца в пути, полторы тысячи километров – вот тебе и Персия. Но во время войны товар оттуда не возили – ездили за ним в Шамбалу», – снова оживают голоса милых бабушек. Подтверждено и современными географами. Это была порода здоровых долгожителей, потому что обменивались они не только товарами, но и знаниями, информацией, методиками траволечения.

Из деревни бабушки Матрены Клоповой-Пушкаревой, Елиново, один мужик пошел и двух сыновей с собой увел. Вернулся на пятый год с одним сыном – второй там остался. Ничего деревне не рассказали, но только стали примечать люди, что хозяйство наладилось разумно да умело, и пчелы мед в любой год несли, и молока – хоть залейся…

Впрочем, бедных в этих местах отродясь не было. И советская власть была «настоящая», как говорили старожилы, народная. От Татьяны Аксеновой мы знаем, что своим председателем в 1917 году сход села Туманово избрал Гурьяна Амосовича Пушкарева, он же был и духовным наставником староверов. Вы можете себе такое представить? Его убили в 1925 году, но не белые и не красные. Свои же сельские мужики порешили случайно, по пьяни, когда он пошел их усмирять. Дед Екатерины Шадриной, купец третьей гильдии, еще лет десять после революции торговал в Туманово и только около 30-х годов под угрозой ареста посадил домочадцев в сани и уехал из села все по той же дороге в Шамбалу. С тех пор никто его не видел.

Староверы Туманово пригласили учительствовать в село из Бийска интеллигента Михаила Прокопьевича Дементьева. Первый свой урок в местной школе он провел 3 февраля 1921 года, а вскоре перевез к себе и отца с братьями и сестрами. В 1926 году проездом в Туманово был Николай Рерих, ночевал в дементьевском доме. Михаил Прокопьевич водил его к роднику с пеньком, таким огромным, что на нем спокойно размещались 15 учеников Дементьева, рослых парней-старшеклассников. Очень Рерих интересовался, что за гигантские деревья здесь росли. Побывав в Денисовой пещере, он записал в своем дневнике: «Благоприятные ощущения, заполнившие сознание во время посещения пещеры, не оставляли меня еще очень долгое время». Он еще не знал, что ученые XXI века сделают удивительное открытие: Homo sapiens altaiensis, древний человек алтайский, жил в этих местах уже около 280 тысяч лет назад!

Но даже не эти уникальные факты поразили Рериха, а сами тумановцы. Они не просто знали о Шамбале – они регулярно туда наведывались. Женщины из староверческих семей обладали ведическими знаниями и даром предвидения, а в орнаментах вышивок и ковроткачестве использовали солярные знаки, свастику, систему символов, характерных для Тибета.

Третий глаз

Жительница Тележихи Матрена Клопова-Пушкарева выткала такой ковер в приданое дочери. Побывав здесь в 1988 году, известный этнограф научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Русакова попросила у бабушки Моти этот ковер, но та, добрейшей души человек… отказала. Потому что нельзя отдавать сакральную вещь, над каждым узелком которой произносились именные, для дочки, посылы и наговоры, не вслух – про себя, так, чтобы только Вселенная слышала. Ковер и впрямь дивный. Соткан из двух половин и сшит точнехонько, идеально состыкованы оттенки цветов. Сейчас такую кропотливую работу доверяют разве что компьютерам, но баба Матрена счет не вела, каждый узор в голове держала, в сердце, словно считывала его откуда-то из ноосферы.

В музее нам показали старинное домотканое полотно, выкрашенное вручную в меланж. Вот только мотив не расейский, а восточный. Тоже оттуда?

На фартуке, столетнем музейном раритете, вышит грифон – мифическое существо, полулев-полуорел, красовавшийся некогда на флаге неизведанной еще страны Тартарии. Вышила его бабушка Феня из рода Архиповых, жившая в Усть-Кумире. Но грифон, по алтайским преданиям, хранитель входа в Беловодье. И он вплоть до начала ХХ века был едва ли не самым популярным мотивом вышивки на полотенцах и рубашках алтайских староверов!

Одни говорили, что у женщин, знающих дорогу в Шамбалу, есть третий глаз, другие совершенно искренне считали их ведьмами. На самом деле это разум, подкрепленный духовными знаниями и практиками, забытыми в наши дни. Как, впрочем, и сама дорога в Шамбалу.

Источник:   Информационный портал Алтайская правда

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий