Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » К 600-летию со дня рождения национальной героини Франции Жанны д’Арк

1 697 просмотров
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.

В своем очерке «Семь святых» Н.К. Рерих писал: «Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д’Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седмица Славных, седмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами. Если мы принимаем название Фламбо – Светочи, это не абстракция, потому что ничто не абстрактно, это есть истинное выражение прекрасного мудрого подвига». (Рерих Н.К. Семь святых // Рерих Н.К. Держав Света. Священный Дозор. С.124–125).

Не случайно Жанна д’Арк упоминается в седмице святых.

Ж.-Ж. Шерер. Въезд Жанны д’Арк в Орлеан.  1887

Ж.-Ж. Шерер. Въезд Жанны д’Арк в Орлеан. 1887

Жанна д’Арк, национальная героиня Франции, участница Столетней войны, прозванная Орлеанской девой, родилась в простой крестьянской семье в январе 1412 года. В детские годы она услышала легенду о деве, которая спасла свою страну. Эта история запала в душу юной девочки. Жанна загорелась желанием тоже спасти свою страну от англичан. С 13 лет она слышала голоса святых, которые вели ее по жизни и благословили на подвиг. Жанна говорила о себе как о Посланнице Господней. 

В семнадцать лет она ушла из дома, чтобы ценой своей жизни спасти Францию от завоевателей. Ей удалось собрать под свои знамена таких же преданных своей Родине защитников, как она. Жанна направила свои войска к Орлеану, который был последним бастионом французов. Сняв осаду с Орлеана, длившуюся 209 дней, и освободив еще несколько городов, Жанна открыла дофину Карлу VII путь к Реймсу, где он был коронован королем Франции.

В 1430 году Жанна д’Арк попала в плен к бургундцам, которые сдали ее англичанам. Ее объявили колдуньей и предали церковному суду. В результате в 1431 она была сожжена на костре в Руане. Ей было девятнадцать лет. В 1456 году папа Каликст II отменил приговор руанского суда. В 1909 году Жанна д’Арк была признана блаженной, а в 1920 году, спустя почти пятьсот лет, канонизирована Римской католической церковью.

Жизнь Жанны была стремительной, героической и трагической.

Подвиг Жанны д’Арк, ее героизм и патриотизм, до сих пор продолжает интересовать и волновать многих людей разных стран. О ней пишут книги, читают лекции, ставят фильмы, создают картины.

Жанна д’Арк. Рерих Н.К. 1931

Жанна д’Арк. Рерих Н.К. 1931

Елена Ивановна Рерих придавала особое значение русскому слову «подвиг», рассматривая его как жертвенность. Она писала: «Как нужно было бы разъяснить все глубокое значение слова служения, великого служения человечеству и подвига. Слово подвиг так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народа и страны. Именно сейчас время призывать к подвигу». (Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1929–1938. В 2 т. – Минск, 1992. – Т.2. – С. 172).

Накануне второй мировой войны героическая тема особенно волновала Н.К. Рериха. Как предупреждение о надвигающейся трагедии, он пишет триптих «Жанна д’Арк». «…Чтобы познать “Дух Франции”, к нему не приведут нас доводы логики, ни вычисления, ни сухой анализ. Но если мы находим ключ героического романтизма, то этот чудесный ключ позволит нам войти во все святилища», – писал Николай Константинович в очерке «Привет Франция». Художник показал героическую и трагическую жизнь простой французской крестьянки Жанны, которая ценой своей жизни спасла свою родину. На правой части триптиха «Жанна д’Арк. Молитва» изображена молящаяся на коленях молодая женщина. Она просит победы над врагом и свободы для своей страны. Но цена этой победы велика – жизнь. На левой части триптиха «Жанна д’Арк. На костре». Жанна мужественно стоит в пылающем огне, который охватывает её тело. Она сделала всё, что было в её силах, однако силы зла не смогли смириться с её героическим подвигом. Преодолевая дикую боль и удушье, Жанна устремляет свой взгляд наверх, прося помощи и защиты. На центральной части триптиха «Жанна д’Арк. Вечная Матерь» изображена мадонна с младенцем, которая олицетворяет вечную жизнь. На её голове сияет корона, символ мученичества, подвига и победы.

Н.К. Рерих в своем очерке «Судьба» писал: «Жанна д’Арк могла остаться сельской провидицей, могла пророчествовать и исцелять. Могла окончить работу почитаемой аббатисой, а не то и уважаемой гражданкой. Ко всему были пути. Но великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень ее сердца, пламень костра – венец пламенный, все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человеческого».

«Каждый человек, каждый член семьи человеческой несет на себе ответственность за мир всего мира. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества. Никто не имеет права сожигать Жанну д’Арк. Кому дано право унизить Рембрандта? В сложных для земного глаза судьбах звучат законы и высокие, и требующие особых выражений.

Нищета Рембрандта – величественна. Костер Жанны д’Арк – прекрасен. Тернии Конфуция – поучительны. Терновый, великий Венец ведет мир» (Рерих Н.К. Врата в Будущее. – Рига, 1991. – С.203).

Эти слова Н.К. Рериха обращены и к нам, в наше время.

Жанна д'Арк. Миниатюра второй половины XV в.

Жанна д’Арк. Миниатюра второй половины XV в.

Е.И. Рерих в своих письмах неоднократно упоминала героиню Франции, восхищаясь ее стойкостью, жертвенностью и любовью к своему народу. Вот некоторые цитаты о ней. 

«Долог список преступлений, совершенных против блага человечества, долог лист мучеников Знания и Света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Ионна д’Арк, навсегда останутся в памяти человечества, как огненные свидетели Царства Дьявола в века Инквизиции!». (Рерих Е.И. Письма. В 9 т. – М.: МЦР. – Т.2. – С.280).

«Если бы Жанна д’Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной д’Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя великими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания народа». (Там же. Т.4, с. 207).

«Жанна д’Арк сохранила доверие до конца, и, когда первые языки пламени коснулись ее ног, душа ее отлетела в экстазе любви! Она была избавлена от жесточайших мук, и подвиг ее в силу предательства стал много выше. Истинно, предательство – венец подвига». (Там же. Т.9, с. 56).

«…Очень радуюсь иметь “Орлеанскую Деву”, люблю Мережковского…». (Там же. Т.9, с. 163).

«Незадолго до своего ухода [мисс Барклай] привезла мне из Франции фотографию Знамени Ионы д’Арк и сказала, что она знает, что оно принадлежит мне. Меня это удивило, ибо я вообще не люблю говорить о перевоплощениях, и особенно о своих». (Там же. Т.9, с. 386).

«Очень тронута была всеми присылками интереснейших книг. Книга о Жанне д’Арк Люсина Фабра по ценности своей приближается к интереснейшему труду о ней историка Габриэля Ганото». (Там же. Т.9. C. 517).

В Мемориальной библиотеке семьи Рерихов хранится книга Д. Мережковского «Жанна д’Арк». На ее страницах мы можем увидеть много пометок и подчеркиваний, сделанных, предположительно, рукой Елены Ивановны. 

В 1995 году Международный Центр Рерихов начал издавать серию «Из личной библиотеки Рерихов». Одна из первых книг, напечатанных в этой серии, была книга Д.Мережковского.

Имя Жанны д’Арк стало легендой. Удивительная история жизни Орлеанской девы, народной героини Франции отражена во многих литературных произведениях. Ее подвиг восхищал многих писателей разных стран мира.

Кроме Д. Мережковского, в основном фонде нашей библиотеки хранится несколько книг разных авторов. Среди них две книги американского писателя Марка Твена «Жанна д’Арк» и «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьерра Луи де Конта, ее пажа и секретаря»; книга известного французского ученого Марселена Дефурно «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк».

Книга французских авторов Режин Перну и Мари-Вероник Клэн «Жанна д’Арк» с предисловием профессора, доктора исторических наук Н.И. Басовской интересна еще и тем, что в ней используются редкие документы и свидетельства, воссоздаются драматические события, потрясшие Францию в XV веке. Авторы открывают читателю особый мир средневековья, подаривший человечеству удивительную личность – Жанну д’Арк.

В серии «Жизнь замечательных людей» в 1959 году выходит первое издание книги А.П. Левандовского «Жанна д’Арк». Эта книга была переиздана еще два раза: в 1962 и 2007 годах. О жизни, подвиге и трагической судьбе Орлеанской девы, спасшей родину, рассказывают страницы этой книги.

Авторы О.Б. Широкий («История Жанны») и Ким Киуру («Жанна (1412–1431) раскрывают читателю драматическую историю жизни Жанны в форме психологического романа и приоткрывают завесу над внутренним миром Девы Жанны, над смыслом и результатом пройденных ею испытаний.

Книга В.И. Райциса «Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы» представляет собой исследование, проведенное в двух направлениях: с одной стороны, легендарная история Жанны как явление социально-психологическое, а с другой – ее действительная история, подтвержденная архивными источниками.

В книге «Процесс Жанны д’Арк: Материалы инквизиционного процесса» (2008) представлены уникальные источники по истории Европы эпохи Позднего Средневековья. В центре повествования – эпопея орлеанской героини, успевшей за полтора года добиться коренного перелома в ходе Столетней войны (1337-1453) и погибнуть, оставшись вечной загадкой для исследователей.

Одно из таких исследований сделано первым вице-президентом МЦР, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой в статье «Жанна д’Арк: одна из седмицы», напечатанной в журнале «Культура и время» (2011, № 3). Рассматривается героическая жизнь Жанны «в созидательном ряду творцов метаисторического процесса на Земле». 

Л.В. Шапошникова в своей работе пишет: «Жанна д’Арк сохранила для Европы Францию и помешала возникновению объединенного англо-французского государства под эгидой Англии. Она сохранила демократическую Францию, которая в тревожной послевоенной Европе придерживалась политики разрядки, равновесия, сотрудничества и взаимоуважения… Она прекрасно осознавала свою роль в истории Франции и знала, чем все закончится. Она спешила сделать все то, что ей было поручено».

«Жанна не только освободила Францию от англичан, но и сделала еще такое, что не сразу было замечено ее современниками. Она пробудила в своем истерзанном Столетней войной народе высокий дух национального самосознания».

«Роль Жанны д’Арк была не только исторической, но и эволюционной. Иоахим Флорский, Франциск Ассизский и Жанна д’Арк были первыми вестниками Мира Огненного. Они принесли на землю весть о нем и сами прошли через соприкосновение с огнем в земных условиях, ощутив на себе третье состояние мировой материи».

Источник:  Центр-музей имени Н.К. Рериха

 страница Жанны д’Арк

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий