Главная » О КУЛЬТУРЕ, События Культуры » Итоги второго дня Форума в Санкт-Петербурге

119 просмотров

2597-7

17 ноября, во второй день Форума, на его площадках прошло 123 мероприятия профессионального потока: из них 10мероприятий Деловой площадкиофициальных мероприятия, включая Гала-открытие Форума на Новой сцене Мариинского театра, 13 межсекционных, 3 мероприятия направления Япония — страна-гостьмероприятий в ЦВЗ «Манеж», 15 мероприятийМеждународного джазового форум-феста Jazz Across Borders (JAB), 1 по направлению «Фестиваль фестивалей»).

Состоялось в общей сложности 90 мероприятий фестивальной программы и общественного потока.

Во второй день Форума только в пресс-центре прошло 9 пресс-мероприятий (3 пресс-конференции и 6 пресс-подходов), записано 4 интервью со спикерами Форума. На выездных площадках также состоялись пресс-конференции, а также многочисленные пресс-подходы и интервью.

На Форум зарегистрировано 33 504 участника.

В Профессиональном потоке зарегистрировано 12 000 человек (в прошлом году — 8000 участников). На Деловую площадку Форума зарегистрировано 1096 человек.

Регистрация в Общественный поток продолжается, и к нему присоединяется все больше людей. Количество участников, которые зарегистрировались в Общественный поток в настоящий момент – 21 504 человек (для сравнения – в прошлом году 12 000).

В рамках программы участники Форума посетили деловые и образовательные мероприятия первого в России форум-феста Jazz Across Borders и смогли по достоинству оценить шоукейсы его участников. На разных площадках города состоялись творческие встречи со знаменитыми российскими и зарубежными писателями, а также прошли мастер-классы мэтров мировой театральной сцены.

Вечером состоялось Гала-открытие VI Санкт-Петербургского международного культурного форума на Новой сцене Мариинского театра, на котором гостей приветствовал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. «Уже в шестой раз творческие деятели многих стран мира собираются в Санкт-Петербурге для того, чтобы обсудить с коллегами актуальные проблемы искусства, образования, сохранения исторического и культурного наследия, поделиться своими идеями, определить новые векторы развития в гуманитарном сотрудничестве, — сказал Владимир Путин, обращаясь к участникам и гостям Форума. — Культура, искусство, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают двигаться вперед. Мы высоко ценим то, что дух и смыслы Санкт-Петербургского форума оказались востребованы».

Концертная программа Гала-открытия началась с премьеры балета Игоря Стравинского «Петрушка», а завершилась балетным дивертисментом «Апофеоз Петипа» в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра (дирижер — Валерий Гергиев). Таким образом, программа Гала-открытия как бы передала символическую эстафету от года Игоря Стравинского, чей 135-летний юбилей отмечается в 2017 г., году Мариуса Петипа, 200-летие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем, 2018 году. Конечно, организаторы включили в программу концертные номера стран-гостей: Японию представила Шио Окуи, а Казахстан — Нурсултан Омаргазин. Нашу страну представил народный артист России Денис Мацуев.

Открытие международного джазового форум-феста Jazz Across Borders

В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга открылся первый в России международный джазовый форум-фест Jazz Across Borders (JAB), участниками которого стали 1100 любителей и профессионалов сферы джазовой индустрии из 28 стран Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, Африки. В торжественной церемонии приняли участие статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, народный артист России Игорь Бутман, генеральный директор ЮНЕСКО в 2009-2017 гг. Ирина Бокова, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе и вице-президент Thelonius Monk Institute of Jazz Мишель Дэй.

На Форум-фест Jazz Across Borders приехали музыканты, продюсеры, организаторы джаз-фестивали, представители музыкальных лейблов и сферы образования. Два дня — 17 и 18 ноября – будут проходить встречи, мастер-классы, джем-сейшны и концерты. В рамках программы шоукейсов российские и зарубежные музыканты продемонстрируют свои достижения коллегам и организаторам крупнейших фестивалей. Во время деловой программы, сообщил основатель и художественный руководитель JAB, народный артист России Игорь Бутман, специалисты обсудят, на что обращают внимание директора фестивалей, филармоний и концертных залов, поговорят об образовании, работе с государственными структурами и спонсорами, о роли медиа в карьере джазовых артистов. 
18 ноября в рамках Jazz Across Borders пройдет гала-концерт с участием легендарных джазменов Кёрта Эллинга, Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра.

Панельная дискуссия «Церковь и современная культура»

На панельной дискуссии состоялось конструктивное общение между церковным и художественным сообществом. Участники встречи откровенно говорили о том, что может дать религиозная традиция литературе, архитектуре и современному искусству в целом. Эдуард Бояков, Сергей Бугаев Африка, Иерей Владимир Соколов, Елена Жосул и др. — каждый из спикеров высказал свой, уникальный (а порой и радикальный) взгляд на выстраивание диалога церкви и современной культуры, сделав тем самым дискуссию насыщенной и интересной. Сергей Бугаев Африка, доверенное лицо Президента РФ, российский художник, музыкант и актер выступил с докладом «Асса», авангард и Церковь», предложив создать систему международных образов: «То, как современная культура влияет на цивилизацию, можно сравнить с мясорубкой, сказал он. — Но несмотря ни на что, понятие духовности сохраняется. Мы должны защищать и сдабривать ту территорию, которая называется современной культурой, так как система сегодня является очень опасным механизмом».

Яркое выступление Михаила Тюренкова всколыхнуло дискуссию: «Подлинная культура — это устремление к Господу, когда художник не боится остаться один. Идеал — не черный квадрат, а икона, помогающий человеку выходить в духовный мир. Тарковский никогда не говорил о Боге, но все его работы являются иконой. Гибель России есть гибель мира, но сегодня у нашей страны появился шанс противостоять глумливой массовой культуре».

Елена Жосул, директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета, рассказала о том, какие возможности открывают современные форматы общения, в частности Русский Художественный Союз, для разрешения споров и конструктивного диалога между церковными и светскими людьми: «Сегодня ʺоскорбление чувств верующихʺ — это какой-то интернет-мем. Из православного человека создан образ лапотника — отсталого и несовременного, у которого отсутствует способность к восприятию тонких материй. Тем не менее, православная аудитория — это очень тонкий зритель».

Открытая лекция председателя Патриаршего совета по культуре, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Февральская революция и российское прогрессивное общество»

В Центральном выставочном зале «Манеж» в рамках Международной конференции «Культура в революции. Революция в культуре. 1917-2017» состоялась открытая лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Известный священник представил слушателям свой взгляд на события более чем вековой давности и предложил понять причины Февральской революции: «У меня совершенно нет задачи упрекать нашу интеллигенцию в непатриотизме. Главное понять, почему люди, представлявшие самое образованное, самое совестливое сословие, которое дало совершенно поразительных людей, плоды культуры и плоды научных трудов, совершили Февральскую революцию».

По мнению Тихона Шевкунова, объективные причины были, хотя и не столь фатальные, как принято считать. Но сложились вместе многие факторы — от неспособности решать проблемы царского правительства до странного поведения элит. В итоге, «летом 1917 года страны уже практически не стало. Большевики просто подобрали власть».

Круглый стол «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США»

В Главном штабе Эрмитажа состоялся большой разговор о том, как устроено современное искусство в России и мире. В дискуссии приняли участие теоретики и практики современного искусства: заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский; профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева; художник Дмитрий Гутов; арт-критик Глеб Ершов и Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, заведующая Лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. В числе международных экспертов — художник Михаил Шемякин, Флориан Нот, директор музея и художественной галереи, Гонконгский университет; Альфредо Бриллембург, архитектор, основатель Urban-Think Tank, профессор Швейцарской Высшей технической школы Цюриха. «СПбГУ уделяет большое внимание проекту «Китай. Россия. США», существующему с 2015 года. Мы надеемся на взаимопонимание и расширение границ, — рассказала на открытии дискуссии профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева. — Мир сегодня тяжелый, меняющийся, спасти его может только культура. На нас рухнуло много нового, что мы должны освоить очень быстро. Мы должны дать надежду художникам на современное искусство. И должны убрать агрессию из мира. Должны возродить такие понятия как честь, достоинство и совесть. Сегодняшняя наша встреча важна для победы над хаосом, начиная с этой троицы — Китай, Россия, США».

Сфера современного искусства включает в себя разнообразные практики и теории. Современное искусство свободно живет на территории театра и кинематографа, музыки и архитектуры, оно задействует весь спектр технологических и медийных возможностей, не довольствуясь традиционными формами репрезентации. В то же время историческая и политическая подоплека его развития имеет свою специфику. Спектр тем, вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение, затронул самые разные сферы современной культуры и искусства: проблемы самоидентификации современного художника, конвертируемость национальных традиций и особенностей, роль искусства в современном мире и его воздействие на общество. «Я думаю у России очень интересный путь, — высказался Михаил Шемякин, — потому что Бог любит троицу: а мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона; потом был феноменальный второй взрыв, от которого двигалось и двигается по настоящий день многое западное американское искусство — это русский авангард; и третье — это, наверное, родится на этой удивительной земле — собирание камней и создание чего-то такого нового, которое опять окажет влияние на всю мировую культуру».

Круглый стол практиков «Театральный авангард и система культурных ценностей»

В круглом столе, который прошел в Александринском театре, приняли участие ведущие театральные деятели мира: немецкий режиссер Хайнер Гёббельс, директор театра Пикколо в Милане Серджио Эскобар, художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский, польский режиссер и директор Института Гротовского Ярослав Фрет, художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий, художественный руководитель театра Аттис в Греции Теодорос Терзопулос, художественный руководитель Театра Судзуки в Тоге Тадаси Судзуки, режиссер театра Талия в Бельгии Люк Персеваль и модератор мероприятия — художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Мэтры обсудили насущные вопросы современного художественного процесса, уделяя особое внимание характеру позиционирования нового искусства в общечеловеческих традициях. Самыми обсуждаемыми темами оказались эволюция и революция в театральном процессе, поиск нового театрального языка, стереотипы зрительского восприятия, театральный авангард и проблема профессионализма.

Тадаси Судзуки:

«Глобализацию можно разделить на два аспекта – это информационные технологии и экономика. В результате этого спектакли превратились в товар, который практически становится похожим друг на друга, вне зависимости от стран.

Я не в первый раз в Петербурге, и знаю, насколько уникален этот город, и насколько он всегда был передовым. Мне бы хотелось, чтобы господин Фокин сохранил уникальность этого места. Я возлагаю надежды на моего друга и напоминаю, что от зрителей, тоже многое зависит».

Андрий Жолдак:

«Нужно быть варваром в театре, а не варваром в жизни. Это относится и к западной, и к восточной цивилизациям. Дикость и жестокость человека идентична, только прикрывается разными системами. Люди, которые делают театр, должны быть варварами. Автор — это крепость, а актеры — это войска, которые окружили крепость и ждут начало штурма».

Андрей Могучий:

«Является ли сегодня слово художник актуальным? Все стали художниками, могут писать блоги и прочее. Уникальность художника будет существовать до тех пор, пока не изобретут подобного робота. Сейчас они, роботы, конечно, есть. Но такого, который замещал бы художника — нет».

Круглый стол «Балет и кинематограф»

В ЦВЗ «Манеж» состоялся круглый стол, посвященный балету в кинематографе. В качестве спикеров выступили: Нина Аловерт (балетный критик), Валерий Косоруков (художник-живописец), Валерия Уральская (главный редактор журнала «Балет»), Екатерина Белова (профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии), Алексей Учитель (директор киностудии «Рок», режиссер) и Галина Тюнина (актриса театра «Мастерская П. Фоменко»). Вел мероприятие руководитель секции «Балет», ректор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, народный артист РФ Николай Цискаридзе.

«Для создания картины нет ничего страшнее самосуда и сомнений о работе, — поделилась Галина Тюнина, — поэтому устремления автора должны быть высоким, так как жизнь сносит большую часть замыслов. И нужно, чтобы после этого что-то осталось». А известнейший балетный критик Нина Аловерт усомнилась в качестве современных кинофильмов о классическом балете: «Сколько я ни смотрела современных съемок классического балета, в них никогда нет классических балерин прошлого века. Исчезает аромат красоты, таинства, вдохновения. Мне кажется, что от классического балета прошлого лучше всего остается легенда и фотография. А прообраз пускай остается современной сказкой». Кинорежиссер Алексей Учитель высказал свой взгляд на главную тему круглого стола, подчеркнув, что он снимал свой последний фильм не о балете, а о людях, которые существуют на сцене и в балете»

Панельная дискуссия «Роль культуры в Евразийской интеграции»

Дискуссия о роли культуры в Евразийской интеграции, состоявшаяся в Главном Штабе Эрмитажа, была направлена на развитие межкультурного диалога между странами и народами и укрепление гуманитарных связей на евразийском континенте. Представители культурных сообществ из разных стран во время выступлений постарались раскрыть возможности позитивного влияния культуры на развитие интеграционных процессов в Евразии. Специалисты из разных стран пришли к выводу, что главной задачей настоящего и будущего станет обеспечение мировой стабильности за счет сближения народов на принципах всечеловеческих ценностей:

Токон Мамытов (председатель Совета Ассамблеи народа Кыргызстана, член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии): «Миролюбие и толерантность позволили выжить многим цивилизациям. Мир, согласие, добрососедство и диалог — это наш путь».

Рамазан Абдулатипов (глава Республики Дагестан (2013-2017), почетный председатель Ассамблеи народов России, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, специалист в области философии, культурологии, истории, национальных отношений): «Главное противоречие современной эпохи — это противоречие между культурой и невежеством. Когда производство невежества становится коммерчески выгодным, воспроизводство культуры не так выгодно».

Толеген Мухамеджанов (композитор, профессор, лауреат государственной премии Республики Казахстан, президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры, член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии): «Молодежь, которая родилась после 1991, года не знает русский язык. Вопрос о продолжении взаимосвязей в евразийском пространстве играет огромную роль».

По результатам этих и других выступлений состоялось обсуждение и принятие итогового документа панельной дискуссии.

Источник:  VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

***

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий