Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ, смена Рас » «Истинно, Наш Представитель великий даст миру новый Щит». О.А. Ольховая

1 021 просмотров

2798

Дорогие друзья, уважаемые единомышленники!

В объявлении о Венёвских Чтениях, посвящённых памяти Б.Н. Абрамова, организаторы написали: «Замечательно, если нам удастся затронуть темы не только биографического, но и этико-философского характера, что будет свидетельствовать об освоении сердцевины духовного наследия семьи Рерихов и Б.Н. Абрамова». Нам представляется это пожелание крайне важным, и разговор о некоторых вопросах пойдёт именно в этом русле.

«Всему миру приходит трудное испытание.

После средневековых испытаний огнём,

водой и железом предстоит испытание

восприятием культуры. …Но это испытание

труднее древних искусств.

…Много серьёзных вопросов, но среди них

вопрос культуры будет краеугольным».

Н.К. Рерих «Адамант»

В этом зале в подавляющем большинстве собрались те, кто сознательно принял в основу своего мировоззрения Учение Живой Этики — концепцию мироустройства, которую мир получил через семью Рерихов. Опираясь на Учение, на письма Е.И. Рерих, а также на Записи Б.Н. Абрамова, являющиеся бесценным подспорьем в усвоении истин, данных Учением, мы имеем знания о глубинной сути явлений, происходивших и происходящих в мире вплоть до настоящего времени.

В книге «Основы буддизма» Наталья Рокотова пишет, что ученики Будды допускались им к глубинам знания только после того, как путём железной самодисциплины, которая была правилом в его общине, они достигали необходимой ступени в своём духовном развитии. Спустя почти 25 веков, давая Учение Живой Этики, Учитель подчёркивает: «Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех!». («Сердце», 155). И этим путём для всех провозглашается Путь Культуры.

Провозвестником, Вождём Культуры былназван Н.К. Рерих. В текущем году исполнилось 80 лет со дня подписания Пакта Рериха —международного договора об охране и защите культурных ценностей, автором которого он является.

«К своеобразию выражений сердец человеческих, конечно, нужно привыкнуть, — говорит Николай Константинович. — Если кто-то сердится по поводу Пакта и Знамени, то и это уже хорошо. Пусть сердится, но пусть, хотя бы в гневе, думает о сохранении сокровищ, которыми жив род человеческий. Часто сказано, что враг явный всё-таки ближе к истине, нежели срединный несмысляй, который, не будучи ни горяч, ни холоден, извергается по всем космическим законам». (Н.К. Рерих. «Знамя»)

Приведём глубокое размышление о значении Пакта нашего современника, врача-рериховца из Запорожья (в связи с известными событиями на Украине мы не можем назвать его имя): «Отбери у народа его культуру, выраженную в произведениях искусства, и народ исчезнет. Значит, есть геноцид как физическое уничтожение людей, а есть геноцид как уничтожение духа народа. Человек, утерявший свою культуру «как особую форму представления и осмысления мира и человека» становится, если можно так сказать, «человеком масс-медиа», который пытается заглушить свой мировоззренческий голод разными суррогатами: от алкоголя и наркотиков до модных флеш-мобов. Человек перестаёт осмысливать Мир как целостность со всеми вытекающими связями, а осознаёт только то, что непосредственно «изливается» на его органы чувств, требуя ещё и ещё. Бич современного «общества потребления» — болезни зависимостей (наркомания, токсикомания, компьютерная, игровая, информационно-новостная и т.д.). А означенные зависимости можно назвать «мягким убийством», что в больших масштабах можно уже назвать и «мягким геноцидом». И тут получается интересный ракурс, что, защищая культурные ценности, на самом деле защищаешь от геноцида народ — носителя этих самых ценностей. И тогда становится понятным, почему с таким остервенением уничтожаются именно произведения искусства, не несущие, казалось бы, на войне никакой стратегической угрозы. Это элемент тотальной войны на уничтожение. Именно эти мысли и должны дать нам основу, для того чтобы Пакт Рериха о защите культурных ценностей начал у людей ассоциироваться именно как щит против ”мягкого геноцида”».

Мы знаем, что Армагеддон — решающее сражение между Силами Света и Тьмы — длился 17 лет, с конца 1931 по 1 ноября 1949 года. Это был, по словам Елены Ивановны, «самый тяжёлый период, который проходит наша планета со времени Атлантиды». (16 января 1950 г.)

В своих статьях Рерих пишет и об Армагеддоне Культуры, который, по его утверждению, «страшнее военного Армагеддона. Точно все подонки всколыхнулись и выплыли на позор миру. Только вспомнить весь мрачный синодик всевозможных несправедливостей и клевет. Точно бы люди возлюбили именно такую разбойную мерзость. Лучшие намерения встречают лишь оголтелый рёв невежд. Их стало повсюду так несчётно много. Точно бы бомбы выбили из мозгов мысли о всеобщем благе и сотрудничестве. Прискорбно!» («Странно», 15 февраля 1947 г.)

Сейчас, судя по всем происходящим событиям, можно констатировать, что Армагеддон Культуры достиг своего апогея. Без нравственной составляющей, без высокой Этики нет и не может быть культуры, а то, что называют сегодня этим словом, часто есть противоположность истинной культуре. Нас не надо убеждать, что единственный выход из ситуации, которая сложилась и всё больше усугубляется в мире, — это обратить внимание на те идеи, которые провозгласил Рерих, и действенно принять их. «Мы работаем не только для цивилизации, но именно для высшей Культуры, в которой ”несть ни эллин, ни иудей”», цитирует Николай Константинович апостола Павла. (Н.К. Рерих, 15 декабря 1931 г.)

События нашего времени вновь заставляют народы и страны определиться и уже окончательно сделать выбор, чему они прилежат: стану Света или лагерю тьмы? И вновь во многих местах поднимаются Знамёна Мира — руками космонавтов, альпинистов, культурных, общественных и политических деятелей и просто людей доброй воли. «Пора, давно пора одичавшему человечеству разоружить сердца и попросту, по-человечески подойти друг к другу и протянуть руку дружбы», — сказано в Записях Б.Н. Абрамова (14 апреля 1952 г.).

Безграничными были терпимость и вмещение Николая Константиновича, о чём не раз писала Елена Ивановна, и своих сотрудников он призывал к тому, чтобы они находили применение каждому подошедшему. «В нашем Ковчеге должно быть место всем стремящимся к просвещению и просветлению, в самом широком понимании с нашей стороны, — говорит Рерих. — Правда, мы не должны ограничиваться каким-либо одним мировоззрением, и отбрасывать всё, в чём была бы какая-то крупица созидательная, мы не можем. Одно ясно, что мы не с разрушителями и не с клеветниками, но там, где есть поиски и хоть какое-нибудь горение сердца, там и мы должны проявить и бережливость, и чуткость». (Из архива Таубе, 22.03.1932)

Обратим внимание на обращение Николая Константиновича ко всем, кто способен к совместной созидательной деятельности: «Каждому мыслящему тесно в условных разделениях, страшных в ничтожестве своём, душно от смрада невежества, от яда некультурности, которые разлагают и отравляют всё сущее. Все, кому дорого достоинство человеческое, все, кто стремятся к поистине суждённым совершенствованиям, естественно должны работать вместе, отбросив, как постыдную ветошь, словарь злобы и лжи и памятуя, что в словаре Блага так много не отвлечённых, но действительно жизненно-применимых понятий». (Из архива Таубе, 24.11.1931)

Призыв Рериха объединиться в самом широком сотрудничестве во имя Культуры нашёл большой отклик в среде интеллигенции разных стран мира. По данным Музея Рериха в Нью-Йорке к 1936 году в мире существовало 63 организации, носящие имя Рериха. Несопоставимо это число с количеством рериховских обществ, групп, ячеек, изучающих в настоящее время рериховское наследие. Мы видим, как неудержимо распространяется Учение, и идеи Нового Мира овладевают умами многих тысяч людей, понимающих, что сейчас Ноев ковчег — это уже вся планета, и речь идёт о её спасении. Но какие бы планы и методы преображения мира ни высказывались представителями разного рода многочисленных сообществ, какие бы идеи ни провозглашались, Учитель Сказал однозначно: «Земля без Общины жить не может». Следовательно, роль последователей Учения, роль рериховских организаций — ключевая. Мы не будем сейчас анализировать современное состояние рериховского движения — это тема отдельного разговора. «Текут потоки Благодати, но где сосуды их вместить?..» — написала ещё в 1990 году Н.Д. Спирина. Пришло время подтвердить на деле, насколько каждый из нас, принявших в основу своего мировоззрения Учение Живой Этики, прилежит Учению, и всё ли мы делаем для того, чтобы в своей малой мере облегчить ношу наших Старших, в кровавом поту отстаивающих само существование планеты.

«Интеллектуальное понимание без приложения в жизни плода не даёт. Потому видим великих интеллектуалов — пустоцветы они. (…) Много слушателей, много согласившихся, но исполнителей, исполнителей мало», — записал Б.Н. Абрамов. (Грани, 1952 г. 521)

Что делать в данный момент времени, в который мы живём, просто и ясно сказано ещё в 1951 году Наталией Дмитриевной Спириной в её стихотворении «Указ Учителя».

… Указ неся перед собой,

Как держат факел ночью тёмной,

Как знамя, выступая в бой,

Несут рукою непреклонной.

Не дрогнув и не сбавив шаг,

Пойдёшь исполнить то, что надо.

Отступит пред тобою враг

И рухнет каждая преграда…

Указ всем, принявшим Учение,—воплощать его положения в жизни, дан. За нами — действие.

О.А. Ольховая, исполнительный директор СибРО и Музея Н.К. Рериха, г. Новосибирск

Материалы 19-х Венёвских Чтений 2015 года

Источник:  Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий