Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » «Испытание Культурой». Наталия ЖУКОВА

876 просмотров

2638-26

Н.К.Рерих. 1930-е

Н.К.Рерих. 1930-е

2638-24

9 октября — День рождения
Николая Константиновича Рериха (1874−1947).
День Культуры — День Почитания Света!

Николай Рерих мечтал о «Всемирном Дне Культуры, (…) когда сказания о лучших достижениях человечества… светлою вестью могут зажечь молодые сердца» [1].

В 1984 году, в Новосибирске, на IV Всесоюзных Рериховских Чтениях, организованных Сибирским Отделением Академии наук СССР, наш выдающийся поэт, рериховед, общественный и культурный деятель Наталия Дмитриевна Спирина (1911−2004) впервые предложила отмечать День рождения Н.К.Рериха 9 октября, как всенародный Праздник — День Культуры. Конференция поддержала эту инициативу. Но широко День Культуры стал праздноваться, начиная с 1990-х годов, когда в Сибири и на Урале развернуло свою просветительскую работу Сибирское Рериховское Общество.
И мы — сибиряки — гордимся, что эта традиция впервые началась в нашем городе — Новосибирске!

Н.К.Рерих. Sancta Protecrix (Святая Покровительница). 1933

Н.К.Рерих. Sancta Protecrix (Святая Покровительница). 1933

***

В День Культуры — 9 октября — мы с признательностью и любовью вспоминаем не только Николая Константиновича Рериха и Его огромный вклад в духовную сокровищницу планеты, но всех выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов, поэтов, писателей, философов — творцов духовных ценностей, без которых не могли бы существовать ни отдельный человек, ни человечество в целом.
Известно, что шедевры Высокого Искусства являются конденсаторами огненной энергии духа. Эти духовные наслоения гениальных мастеров прошлого живут в их творениях многие тысячелетия, влияя на всех приходящих и на всё окружающее Пространство. Соприкасаясь с ними, чуткие сердца загораются радостью, вдохновением, оптимизмом и верой в лучшее будущее. Человек чувствует прилив новых сил. Если убрать с Земли все памятники Искусства и Зодчества, то планета погибнет.

В 1960-м году, в Новосибирской областной картинной галерее (НКГ) открылась постоянная выставка 60-ти картин Николая Константиновича Рериха. Эти картины были переданы по Завету Н.К.Рериха его сыном Юрием Николаевичем «городу близ Алтая». А годом ранее в Новосибирск из Харбина (Китай) прибыли по Указу Рерихов Борис Николаевич Абрамов и Наталия Дмитриевна Спирина с Высокой Миссией — пробуждать духовно народ России.

Произведения Н.К.Рериха в Новосибирском государственном художественном музее. Новосибирск

Произведения Н.К.Рериха в Новосибирском государственном
художественном музее. Новосибирск

Сокровища Искусства Николая Рериха стали насыщать Светом пространство Новой Страны. Но одних картин было недостаточно.
Многие ли умеют пользоваться Искусством для вдохновения и обновления сил? Немало тех, кто проходят мимо, не видя и не слыша… Поэтому так важна и нужна работа деятелей Культуры и истинного Просвещения — необходимо открывать глаза людей, особенно детей и молодёжи, на Прекрасное.

Николай Рерих призывал: «…Неутомимо мы должны, под благим знаком просвещения, вносить красоту и знание в широкие народные массы, вносить твёрдо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология… но именно дело…
Не слова, но дело. Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа. Но для этих простых основных усвоений, народ должен подвижнически выявить: взаимное благожелательство, единение и уважение к многообразным путям духовных поисков, к сотрудничеству.
Народ должен навсегда духовно оборониться от пошлости и дикости, должен из обломков и из самородков, с любовью найденных, слагать Кремль великой свободы, высокой красоты и глубокого знания.
Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига» [2].

Итак, задача деятелей Культуры, по мысли Рериха, «вносить красоту и знание в широкие народные массы». Работа эта очень важная и благородная, но далеко не простая.
Расскажу немного о своём опыте работы на ниве Культуры. Знакомство с трудами Николая Константиновича Рериха, книгами Учения Живой Этики, вдохновляющий пример жизни и мудрые советы Наталии Дмитриевны Спириной, привели меня к осознанию своей жизненной задачи. В конце 1980-х годов, окончив Новосибирский государственный университет по специальности «геохимия» и поработав немного в научно-исследовательском институте, я пришла в Новосибирскую картинную галерею, в научно-просветительский отдел — нести «Свет искусства и знания» нашему народу. Сразу же поступила вновь учиться на факультет искусствоведения Уральского государственного университета (Екатеринбург), который окончила с красным дипломом.

Новосибирский государственный художественный музей (ранее Новосибирская областная картинная галерея, бывшее здание Сибревкома). Архитектор А.Д.Крячков. Новосибирск

Новосибирский государственный художественный музей (ранее
Новосибирская областная картинная галерея, бывшее здание Сибревкома).
Архитектор А.Д.Крячков. Новосибирск

Надо сказать, что в конце 1980-х−начале 1990-х годов Новосибирская областная картинная галерея (с 2004 года — Новосибирский государственный художественный музей), директором которой был тогда Юрий Алексеевич Воробьёв [3], несмотря на проблемы со старыми трубами, протекающей крышей и частые ремонты, проводила очень интересную и разнообразную работу. Многим новосибирцам памятны художественные выставки тех лет, которые привлекали весь город — очереди стояли на улице! Выставка «Шедевры пяти веков» из собрания А.Хаммера (США), на которой, среди многих шедевров живописи и графики, можно было увидеть рисунки Микеланджело; выставка «Запад. Запад. Запад» из коллекции Ф.Аншуца (США) — произведения художников США XIX−XX веков на темы «освоения» Западных просторов Северной Америки; выставка символических работ Ильи Глазунова; выставка кружевного шитья и костюмов из дворца-музея Павловска и многие другие…
В научно-просветительском отделе НКГ, где я работала и которым тогда руководила Татьяна Леонидовна Толкачёва, царила творческая атмосфера. Сотрудники сами готовили лекции, слайдпрограммы, музыкальные вечера со слайдами, которые проходили в прекрасном зале Картинной галереи и пользовались большой популярностью.
Довелось мне поработать вместе с искусствоведом, старшим научным сотрудником НКГ, Верой Яковлевной Кашкалда (1930−2009)[4] — ветераном Картинной галереи, стоявшей у её истоков и работавшей одно время главным хранителем фондов.
К произведениям Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов она относилась с большой любовью, изучала их, писала статьи и составляла буклеты, с энтузиазмом проводила многочисленные тематические экскурсии и выездные лекции. Вера Яковлевна неоднократно встречалась со Святославом Николаевичем Рерихом во время его приездов в Москву, переписывалась с его женой Девикой Рани Рерих, а также с Павлом Фёдоровичем Беликовым — выдающимся рериховедом, известным на всю страну. Позже его письма она передала Сибирскому Рериховскому Обществу; и я надеюсь, что скоро они будут опубликованы.

Краснозерский художественно-краеведческий музей, п. Краснозерское, Новосибирская область

Краснозерский художественно-краеведческий музей,
п. Краснозерское, Новосибирская область

В то время научные сотрудники НКГ проводили много выездных лекций — и по городу, и в райцентрах Новосибирской области, поскольку Новосибирская картинная галерея была областной.
В райцентре Краснозерское с 1970-х годов работала Картинная галерея (сейчас — Краснозерский художественно-краеведческий музей), и туда нас — лекторов-искусствоведов НКГ— часто приглашали с рассказами и показами.
Также мы участвовали в работе агит-поездов и агит-теплоходов. (Они существуют и ныне, но сейчас агит-теплоходы привлекают внимание к экологической ситуации и организуют очистку от мусора островов Оби, а агит-поезда — напоминают о Великой Победе или агитируют за политические партии).
Агит-теплоход, на котором мне довелось работать в начале 1990-х годов, шёл вниз по Оби, на север, мимо Томска, Колпашева и далее; в его кают-компании были книги, журналы, шахматы и другие игры, внизу — небольшой кинозал с видеомагнитофоном и кассетами с разными фильмами. Обычно агит-теплоход возил коллективы певцов и танцоров, но в те весенние майские дни никого, кроме меня, на нём не было. Задача была — «приобщать к Культуре» экипажи теплоходов и грузовых барж, ходивших вверх и вниз по Оби.

Агит-теплоход на Оби

Агит-теплоход на Оби

Не случайно Николай Константинович Рерих отмечал: «Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига».
Действительно, работу лектора-просветителя в гуще народа нельзя назвать простой. Когда теплоход причаливал к очередной барже, и свободная от вахты команда приходила на его борт, то лекции по искусству мало привлекали рабочий люд. Мне приходилось уговаривать уставших от работы людей послушать и посмотреть. Порою приходилось сталкиваться с грубостью и насмешками. Но когда они начинали смотреть слайды картин Рериха и других художников, слушать пояснения — многим это нравилось, потом начинались вопросы, часто неожиданные и интересные…
Может быть, кто-то относился к такой работе формально, но мне, несмотря на все трудности, она очень нравилась. Я старалась донести до сердец самых разных и далёких от искусства людей вдохновенные Образы картин Рериха и других художников и была рада, когда простые люди откликались… Особенно благодарная публика — дети. На теплоходе было несколько подростков с рабочих окраин Новосибирска. Они всегда с удовольствием слушали беседы об искусстве и смотрели слайды. Некоторые впервые узнавали о живописи, об архитектуре, жадно впитывали всё на лету… Меня тогда поразила детская наблюдательность и талантливость — подметив на слайдах некоторые архитектурные детали, ребята потом с энтузиазмом «узнавали» их на зданиях, мимо которых проплывал теплоход и показывали мне…
«…Лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа», — писал Рерих.
Неизвестно, как повлияли занятия искусством на теплоходе на этих ребят, но светлые зёрна были заложены в сердца, и кто знает — какие они дали всходы…

Агит-поезд тоже запомнился. Была суровая сибирская зима. Организованный нашим обкомом КПСС (это был последний год его существования) агит-поезд вёз лекторов по разным областям знания, в том числе лектора-искусствоведа, по Новосибирской области, останавливался на узловых станциях и в районных центрах, и мы проводили лекции и беседы в школах и на предприятиях.
Эта зимняя поездка по сельским районам области дала много впечатлений. Работа была хорошо организована. Заранее о прибывающих лекторах извещались местные власти, которые распределяли их по разным предприятиям и встречали на машинах.

Зима. Новосибирская область

Зима. Новосибирская область

Когда поезд подошёл к станции Чаны, нас встретили представители райцентра Венгерово. Ещё 45 километров на машине по заснеженной дороге, — и я в местной школе. Директор был очень рад моему приезду, ведь вывести детей зимой в город, в музей, трудно — почти 500 километров до Новосибирска! А тут к ним прибыл искусствовед со слайдами! Все занятия были отменены, все классы, друг за другом, проходили через затёмнённую аудиторию, где целый день я проводила беседы об искусстве. И дети, и учителя были довольны, благодарили… Потом, на общем совещании, я получила благодарность от главы райкома партии.
Вспоминая то время, думаешь, — да, мы были тогда полны сил и энергии, горели энтузиазмом, работали без отдыха, не замечая житейских проблем… Погружение в активную творческую деятельность и Красоту отвлекало от нарастающих трудностей окружающей жизни…
В это же время развернуло свою работу Сибирское Рериховское Общество, где я активно участвовала, используя полученные в НКГ опыт и знания, продолжая вместе с другими нашими сотрудниками ездить со слайдпрограммами и выставками репродукций Рериха по городам России.
Конечно, эту выездную просветительскую деятельность направляла и поддерживала Наталия Дмитриевна Спирина — Основатель и Руководитель СибРО. Как она радовалась, когда вернувшись из поездок, мы рассказывали о том, как в других регионах нашей страны люди воспринимают Искусство Рериха и Его идеи. Наталия Дмитриевна всегда напоминала, что нужно предлагать слушателям писать свои впечатления в книгу отзывов, а также просила нас обязательно готовить статьи о поездках для журнала «Перед Восходом» (позже — «На Восходе», «Восход») где они потом и публиковались.

Н.К.Рерих. Мадонна Ориламма. 1932

Н.К.Рерих. Мадонна Ориламма. 1932

***

Николай Рерих писал:
«Культура — есть любовь к человеку. (…) Культура — есть сердце» [5].
Мы все хотели бы, по выражению Рериха, «жить в стране великой Культуры». Но истинная Культура ещё только-только начинает входить в сознания и сердца народа. Необходимо пройти «испытание Культурой».
Знамя Мира, как Красный Крест Культуры, по мысли Рериха, охраняет памятники зодчества, музеи, библиотеки, школы…
Но Знамя Мира должно охранять и самих творцов Красоты и Знания.
Уважение к ним — Основа подлинной Культуры. Нашему народу надо научиться гордиться своими творческими деятелями не только после их смерти, но поддерживать и помогать им, пока они живы! Но слишком богат русский народ талантами и, может быть, поэтому так расточителен.
У творческих людей, конечно, есть недостатки. Так, А.С.Пушкин в стихотворении «Поэт» [6] писал:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;

Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл…

Поверх несовершенной личности уметь разглядеть духовные сокровища — признак истинной Культуры.
Много трагических страниц в истории России. В Кали-юге — Чёрной эпохе — невежество и косность восставали против носителей Света — лучших творцов безжалостно гнали и уничтожали.
«Поэтов тираны не понимают, когда понимают, тогда убивают» [7], — пронзительно и точно сказал Андрей Вознесенский.
Вспомним убитых А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова…
В 1921 году, в Петрограде, был расстрелян Николай Гумилёв, тогда же от истощения умер Александр Блок.
В 1930 году, в расцвете творчества, гибнет Владимир Маяковский.
В 1941-м от безысходности и одиночества умирает Марина Цветаева, — и друзья-поэты не помогли ей, хотя могли это сделать…
Немало было подобных трагедий. Потрясённый гибелью лучших русских творцов Максимилиан Волошин писал:

С каждым днём всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,
Но удел не выберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба [8].

В наше время деятелей Культуры редко убивают физически, но используют другие, более изощрённые, способы борьбы с ними…
Далеко ходить не надо. Бывает, что невежество, гордыня, зависть приводят к замалчиванию творческих достижений коллег — полезные статьи, книги и фильмы отвергаются, имена стираются, свидетельства не принимаются, фотографии и аудио-плёнки подчищаются… Бывает, что годы активной Культурной деятельности просто замалчиваются — как бы не было их вовсе…
Но ещё страшнее, когда у всех на виду творцы и деятели Культуры, много лет самоотверженно трудившиеся для духовного возрождения народа, оказавшись в трудной ситуации, скитаются без жилья и работы, когда страдают их дети, когда люди тяжко болеют, просят о помощи, умирают… — но Культурные сообщества, будто, не видят и не слышат.
Тяжело «испытание Культурой»!
Убийство Моцарта не дало Сальери таланта. Умаляя и замалчивая других, сам не возвысишься…
Так было, но так не будет!
Новая Эпоха — Эпоха Сердца — уже наступила.
«Не слыть, а быть» — такой девиз Рериховскому Движению дал один прекрасный поэт… Воспитать в народе уважение к нашим талантам и передать его подрастающему поколению можно, только показав пример. И кому, как не нашим Рериховским Обществам, несущим народу Живую Этику, сделать это?

***

Не случайно отметил Н.К.Рерих, что Культурная работа во времена поклонения «золотому тельцу», — это подвиг! Радостно, что этот подвижнический труд приняли на себя многочисленные Рериховские Общества нашей страны! Несмотря на все несовершенства, на трудности и препятствия, Рериховское Движение России крепнет и набирает новые силы. Такого нигде в мире нет!
Не грозное оружие прославит Россию (хотя без него пока не обойтись), но творцы духовных ценностей — поэты, художники, музыканты, писатели, философы… И как апофеоз Культа-Ура — Почитания Света — Духовные Светочи и Подвижники. Благодаря им возродится Россия и поведёт за собой других.
Уверена, что скоро самоотверженную работу Рериховских Обществ страны будет на всех уровнях поддерживать наше Государство; ибо не может Государство, любящее свой народ, заботящееся о его благе, процветании, образовании и духовном росте не помогать современным подвижникам Культуры, сеющим «разумное, доброе и вечное» в самой гуще народной жизни.

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха около камня с Чинтамани. 1934

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха около камня с Чинтамани. 1934

Наш Светлый Вождь Культуры — Николай Константинович Рерих — напоминает:

«Но чем же вызовете дух ваш?
Чем вскроете то, что у многих засыпано
обломками обихода? Твержу. Повторяю:
красотой искусства, глубиной знания» [9].

Андрей ЮШКОВ

Идущий за Мною не смотрит назад.
Грани Агни Йоги II, 280
Без Откровения Свыше народ необуздан…
Притчи Соломоновы. 29:18

«Идущий за Мною не смотрит назад» —
Он весь устремлён, его мысли —

в Грядущем,

Его не прельстить — «жить» одним лишь

насущным,

Он сердцем пылает, он духом крылат!

Без Высшего Смысла народ не сплотить —
Не станет ведущим лишь внешнее «благо»…
Великая Цель пробуждает отвагу —
Готовность за Правду и жизнь положить!

Так будь неотступен в посеве Добра —
Дерзай, вновь и вновь собирая всю волю,
И знай — на тобою возделанном поле
Для будущей Жатвы настанет пора! [10]

2638-15

23 сентября 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru

Примечания:
1.Рерих Н.К. Красный Крест Культуры / Рерих Н.К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st031.shtml

2. Рерих Н.К. Адамант / Рерих Н.К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st036.shtml

3. После Ю.А.Воробьёва директором НКГ стал кандидат искусствоведения Е.П.Маточкин. При нём деятельность Новосибирской картинной галереи стала ещё активней и плодотворней; был открыт Мемориальный Кабинет Н.К.Рериха; проходили интересные выставки, в том числе, выставка произведений Н.К. и С.Н.Рерихов из собрания Общественного Музея имени Н.К.Рериха при МЦР (Москва); в зале НКГ, помимо лектория по изобразительному искусству, выступали ведущие солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, демонстрировались лучшие фильмы-оперы. В это время НКГ успешно сотрудничала с Сибирским Рериховским Обществом.
4. Подробнее о В.Я.Кашкалда см.: Рерихи: вершины духа и долины человеческих страстей

https://mirkultura.ru/avtoryi/v-ya-kashkalda/

5. Рерих Н.К. Культура — почитание Света / Рерих Н.К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st034.shtml

6. Пушкин А.С. Поэт. 1827.

http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-pushkin/stihi-pushkin10698.shtml

7. Вознесенский А. Анафема. Памяти Пабло Неруды.

http://profilib.com/chtenie/121192/andrey-voznesenskiy-vypusti-ptitsu-3.php

8. Волошин М. На дне преисподней. Из цикла «Усобица». Памяти А.Блока и Н.Гумилёва. 1922: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/voloshin139.html
9. Рерих Н.К. Адамант / Рерих Н.К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st036.shtml

10. Юшков А.П. «Идущий за Мною не смотрит назад»: http://sibro.ru/poetry/detail/16868
11. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов. http://gallery.facets.ru/

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий