Главная » воспитание, ЛЮДИ И ДАТЫ, ПЕДАГОГИКА » Интервью с Никитой Владимировичем Благово

3 081 просмотров

2613-82

Был петербургский переменчивый июньский день. Солнце то ярко светило, то лишь обреченно «сквозь тучи мрачные желтело». Дул сквозной ветер, а мы шли по Васильевскому острову в радостном расположении духа. Путь наш лежал по Среднему проспекту. Девятая линия, Десятая, и вот она – Четырнадцатая, дом 39. С самого утра настроение было приподнятое, потому что предстояло встретиться с замечательным человеком и интересным собеседником.

И вот мы в музее истории школы Карла Мая. Торжественная тишина, на стенах висят портреты известных всему миру выпускников школы. Стол с зеленым сукном, и напротив – Никита Владимирович. Живой, энергичный, с горящими энтузиазмом глазами… С любопытством и нетерпением смотрит на нас, пытаясь понять цель нашего визита. Рассказываем о своем проекте и не без волнения задаем первый вопрос.

— Как Вы полагаете, каким образом должен быть поставлен воспитательный процесс в школьном образовании сегодня?

— Этот вопрос очень важный и сложный. И дать какой-то конкретный рецепт, наверное, не сможет никто. Вот я, как человек, занимающийся не один год проблемами истории школы, уверен, что воспитание определяет жизнь и будущее общества, будущее государства.

 

Никите Благово 4 года, 1936 г.

Никите Благово 4 года, 1936 г.

Как вы знаете, сейчас признается, что система эта была давным-давно запущена и находится на очень низком уровне. А все проблемы и беды, которые волнуют лучшую часть общества, своими корнями уходят в запущенную систему воспитания.

Что бросается в глаза или проникает в уши? Вот бесконечные скандалы на высоком уровне. Чуть не каждый день мы слышим, что уличаются во взятках высокопоставленные чиновники: губернаторы, министры и т.д. Почему это происходит? Эти наглядные примеры корнями лежат в запущенном воспитании. Значит, человека в процессе его становления так воспитали, что он позволяет себе обкрадывать ближних, обкрадывать государство.

Я люблю обращать внимание на состояние нашего города, Петербурга, который теперь все время называют культурной столицей страны. Хотя я с этим утверждением не могу согласиться. Если подразумевать под культурной столицей сосредоточение культурных учреждений: музеев, театров, библиотек, архивов и т.д., – то да, концентрация у нас высокая. Если же говорить о культуре поведения, в быту хотя бы, большей части населения, то, конечно, её нет. Посмотрите на то, с чем сталкиваются жители города каждый день, выходя на улицу. Вы видите, что улицы, особенно остановки, выглядят безобразно, все забросано окурками. Вы выходите из метро или даже из Эрмитажа и видите всюду следы от жевательных резинок. Я вспоминаю, что в годы Блокады, в голод истощенные ленинградцы весной делали город чище, чем он сейчас.

Речь жителей этого города уже давно не является образцом литературного хорошего, хотя бы бытового, языка. Мы слышим, как говорят и школьники, и студенты, и преподаватели, и даже лица, которые должны являть собой пример для общества, но, к сожалению, такового не являют. Скажите, пожалуйста, разве это допустимо? Разве возможно культурному человеку позволять себе упрощенчество, примитивизацию нашего языка? Тем не менее, это есть, и примеров можно приводить до бесконечности. Вся жизнь общества, на мой взгляд, с высоты моих восьмидесяти четырех лет, постоянно примитивизируется.

— Да, Никита Владимирович, к сожалению, это так. Но как же в сложившихся условиях сохранить русскую речь, наш прекрасный язык?

Никита Владимирович Благово в юности © Архив Н.В. Благово

Никита Владимирович Благово в юности
© Архив Н.В. Благово

— Не обязательно говорить на языке Тредиаковского или даже Державина, но хотя бы на языке Чехова, это совсем недавно было, да и Тургенев, в общем, легко воспринимается. Я категорически не приемлю чрезмерное (хотя узаконенное) засорение словами английского происхождения.

— Как с этим быть? Как с этим бороться?

— Делать общество более здоровым хотя бы в этом отношении. Это, конечно, очень важная и трудная задача. Я считаю, что нужно начинать с подготовки педагогов, которые будут должным образом образованы и развиты. Авторитет учителя в обществе и его материальное обеспечение оказались на низком уровне. Так сложилось, что приобретали важнейшую, формирующую человека специальность, люди не по призванию. Люди, учившие не по принципу «сперва любить», а по остаточному принципу.

Нужно создать в обществе такую атмосферу, чтобы профессия педагога была первостепенной, авторитетной, вызывала интерес. Чтобы в учителя шли люди по призванию, с интересом, с верой и способностями. Конечно, этому будет содействовать и должный уровень материального обеспечения.

Я не являюсь апологетом всего того, что было до 1918 года, но все, что было хорошее в какой-либо период, надо знать и преумножать. Так, педагог, который верой и правдой служил своей профессии и Отечеству в те далекие времена, мог после 25-летней своей безупречной службы быть удостоен чина действительного статского советника, что эквивалентно чину генерал-майора. Учитель, как я знаю по мемуарам, был достаточно уважаемой и обеспеченной личностью. А потом все это постепенно вышло на другой недостаточный уровень, результат которого мы видим сейчас.

VIII класс Гимназии, 1910 г.

VIII класс Гимназии, 1910 г.

Я встречался со многими бывшими учениками (большинства уже нет), которые слушали уроки в двадцатые годы, в период между 1918-м и 1941-м годами. И они, в большей степени, в прекрасных, иногда в превосходных выражениях, вспоминали о школе. Хорошие воспоминания и у учившихся после войны, у моего поколения. Вот недаром 67 лет наш класс собирается на встречи выпускников. Но когда я начинаю спрашивать пришедших сюда мужчин и женщин, которые учились в более поздние годы, я наталкиваюсь уже на совершенно другую характеристику и оценку школы.

Почему это произошло? Оказалось, что в 20- 30-40-е гг., и даже в 1950-е, и с начала шести – десятых, а потом все убывающий контингент педагогов был воспитан и подготовлен в то далекое время. Потом пришли учителя, воспитанные в других условиях, пришедшие не по призванию. Они были хуже подготовлены и принесли в школу совсем другой дух. Изменилось и отношение к школе.

— Печальная получается картина. Возникают извечно русские вопросы: как быть? И что делать? Какие бы Вы дали советы, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?

— Это кропотливейшая многолетняя работа. Надо сначала создать возможно большее число ответственнейших, влюбленных в свое дело педагогов, которые вырастят следующее поколение учеников. Кто-то из них станет педагогами. И тогда общество станет здоровее. И как, конечно, не вспомнить, возвращаясь в далекие времена, что все-таки нашелся такой Карл Май, была такая гимназия Поливанова, были такие островки, в которых, как свидетельствуют факты и жизнь, была очень хорошо поставлена именно воспитательная работа.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, который тоже учился в Гимназии Карла Мая, писал, говорил, подчеркивал неоднократно, что главная цель школы – воспитание. Что образование должно быть подчинено воспитанию. Потому что все двигаются по жизни по-разному, все достигают разного положения, но каждый должен и может быть воспитан, не важно, дворник он или лауреат Нобелевской премии. Вот это должно быть в основе.

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский на праздновании 25-летия школы К. Мая в своем приветственном слове сказал: «Все мы по окончанию школы достигли разного положения в обществе, но важно не это, а то, что никто из вас не пал нравственно». Значит, они сумели достичь в школе атмосферы, которая выпускала таких учеников. Хотя уместно отметить, что в школу принимали самых разных ребят. Но решали эту задачу.

Кроме всего перечисленного, особое внимание следует обратить на дополнительное образование. Оно не в меньшей степени влияет на формирование хорошо воспитанных людей. Всячески должно поддерживаться и краеведение, и спортивное направление, и различные кружки. Генеалогия воспитывает. Во-первых, она помогает осознать себя и место своей семьи в обществе. Во-вторых, помогает через факты жизни своих предков научиться гордиться ими. Одно дело вы знаете, что была целина, а другое дело, что Ваша бабушка показывает медаль «За освоение целинных земель». Рассказывает, как там было трудно и что было там интересно. Что хорошо, а что нет. А кто-то строил БАМ. Кто-то сражался на Курской дуге… Важно возбудить в ребенке интерес и научить его понимать роль своей семьи в истории общества. В этом помогает генеалогия.

Да… удивительный человек, вдохновляющая беседа… После хотелось вытянуться в струнку и идти что-то делать. Не думать, не говорить, а ДЕЛАТЬ. «Все в твоих руках, учитель!» – вывод, который звучал в сердце. И вспомнились слова Шалвы Александровича Амонашвили:

«Учитель, пойми! Не в банкирах, не в богатых, не в президентах, не в полицейских, не в судьях, не в армиях, а в тебе вся надежда спасения мира!»

Беседовала О.В. Поливаха

Источник:  Литературно-художественный альманах
«Единство. Творчество. Красота» Выпуск №3.
Мысль. Слово. Дело

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий