Главная » ОСТОРОЖНО - ГРЕХ, Осторожно - собственность » Довольство имеющимся. Н.Уранов

68 просмотров

591-264

—  Кто самый богатый?
—  Тот, кто довольствуется тем, что имеет.

Явление недовольства и жалобы на свою судьбу можно услышать в местах самых неожиданных. Напрасно кто-то думает, что эти жалобы — привилегия обездоленных. Ни­чего подобного: гораздо чаще эти голоса недовольства раздаются там, где еще очень далеко от материальной катастрофы. Всем известен случай, когда проигравшийся на бирже миллионер не вынес «ужаса разорения», т.к. у него осталось на текущем счету всего «лишь несколько сот тысяч», и покончил жизнь самоубийством. В посмер­тном письме он назвал себя «нищим». Нам также была известна дама, несмотря на приличное существование по­стоянно жалующаяся на свою «тяжелую» судьбу. Однаж­ды на эти скорбные причитания присутствовавший при этом член благотворительного общества предложил недо­вольной даме проехать с ним по домам бедных семей, положение которых ему было поручено обследовать. Дама согласилась. Говорят, что после увиденных ужасов насто­ящей нужды, поразившись той безропотности, с которой эти голодные, мучимые холодом люди переносили несча­стье, дама перестала жаловаться на «тяжелую» жизнь и даже нашла возможность ежемесячно уделять часть своих средств на дела благотворительности. Таких примеров много. Вероятно, каждый без труда расскажет несколько случаев подобного характера из окружающей жизни, а многие, может быть, найдут некоторые черты сходства между собой и «нищим» миллионером.

Одно печально: уж очень широко раскинулось недо­вольство своею жизнью и уж очень громки эти вопли на свою «несчастную» судьбу. Конечно, не действительная нужда, в большинстве случаев, порождает их, но то же дикое, жадное стремление самости к накоплению и использованию в целях самоуслаждения материальных благ. Этот рев самости нередко вызывается завистью: почему имеет он, а не я? В этих жалостливых причитаниях виден угрожающий изгиб человеческого мышления, устремлен­ного не в сторону эволюции. И еще печальнее слышать эти жалобы от людей, которые уже не слепыши посреди океана жизни.

Прежде всего, не принимается во внимание карма. А заслужил ли ты лучшую жизнь? А, может быть, платишь старые долги? В этих случаях всякое недовольство и ропот лишь напрасное усложнение положения. Также редко кто признает в сердце своем, что духовное восхождение не должно, да и не может зависеть от материальных благ. Духовное восхождение возможно всегда, при любых внеш­них обстоятельствах, и если они для кого-то тяжелы, то пусть пеняет на себя, создавшего их прошлым мышлением. Напротив — чем больше страдает благополучие, тем ус­пешнее совершается продвижение. Учение говорит:

«Мы очень расположены к словам, где входит понятие блага. Но одно из них совершенно противоречит Нашим обычаям — это благополучие. Действительно, исследуйте историю человечества и убедитесь, что никогда ничто великое не создавалось среди благополучия». (Иерархия, 185).

Да и странным кажется, чтобы человек, погружен­ный в завоевание духовных высот, уделял чрезмерное внимание материальным устремлениям. Всем, вероятно, приходилось наблюдать человека, погруженного в ус­пешное решение какой-то важной задачи; разве в этот момент его можно было бы оторвать от занятий пред­ложением пойти в театр, разве будет он разбираться во вкусе пищи, когда, наконец, почувствует голод, разве будет он долго спать? Истинно, в такие минуты он просто забывает обо всяких материальных благах, и только крайний голод и бессонница заставляет его вспомнить о долге перед физическим своим естеством. Также вспоминается рассказ о ламе, посаженном в тюрьму: ока­залось, что тишина помещения настолько способствовала духовным занятиям ламы, что он даже не хотел уходить из этого места, в то время как взыскующие плотных благ и подумать без ужаса не могли о нем.

Никто не хочет садиться между двух стульев, но гу­бительное раздвоение мышления, так называемая поло­винчатость, как-то допускается и, как кто-то думает, мо­жет существовать при духовном восхождении.

«Или—или»: или завоевание благ материальных или полное устремление в духовные сферы и забвение ради них всего. Не может быть третьего решения. Если земные блага прилагаются и сопутствуют духовному ус­тремлению, то нет надобности отстранять их, ибо при духовном устремлении при мысленном отрешении от собственности — и они послужат благу. Но если их нет, то это еще лучше — легче, свободнее. Если же кто-то лишен необходимого, то что же еще можно сделать, как не запастись терпением и смирением, заплатить свой долг до конца.

В древней мудрости говорится:
—  Кто самый богатый?
—  Тот, кто довольствуется тем, что имеет.

Значит, дело не во внешнем мире, но в нас самих — в том чувстве, которое порождает недовольство. Поверьте, можно дойти до миллионов, но это чувство все же не покинет, а в результате — несчастный самоубийца, «ни­щий» с сотнями тысяч в кармане.

Грозные события разрушают человеческое благополу­чие. Небывалые бедствия окончат его совсем. Войны, зем­летрясения, наводнения, эпидемии бороздят земную кору, но всё ещё не желающие отказаться от старых мер хватаются за обломки гибнущего корабля.

Ведь там, где не мешает карма, по счетам которой платить всё равно неизбежно, за благополучием духовным следует и материальные возможности, достаточные для того, чтобы жить, творить благо и совершенствоваться.

10 января 1940 г.                                                                               

Из Н.Уранов. «Огонь у порога»

Источник:  Грани Сердца

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий