Главная » О КУЛЬТУРЕ, события Культуры » День Культуры 15 апреля 2017 года

1 384 просмотров
Памятник Петру I («Царь-плотник») на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербург

Памятник Петру I («Царь-плотник») на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге

Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность

Необходимо вернуться к пониманию того, насколько значим труд в жизни человека и общества, – утверждают ученые в сегодняшних научных публикациях. При этом отмечается, что «выдающиеся социальные мыслители современности бьют тревогу, связывая с кризисом труда самые негативные последствия для общественного развития».

(Сидорина Т.Ю. Труд: его кризис и будущее
в контексте трендов мирового цивилизационного развития.–
ОНС (Общественные науки и современность). – 2016. – № 3. – С.23.)

Включение темы эволюционной роли труда в перечень обсуждаемых сегодня вопросов можно считать чрезвычайно актуальным, поскольку, прежде всего, важно определить именно те основы и ценности, опираясь на которые, человечество получает возможность развития и, отрицая которые, оно впадает в хаос, разложение и самоистребление. При этом развитие понимается не просто как любое качественное или иное изменение, но прогрессивное изменение, т.е. совершенствование, которое невозможно определить без ответа на вопрос о цели и смысле человеческого существования. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества на протяжении всей истории, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. И именно труд лежит в основе достижения всех этих вершин, будь то результат творческой деятельности человека или усилия по самосовершенствованию личности.

В наше время, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, когда утверждается новое космическое мышление, нужны новые подходы к осознанию многих понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и Труд. Самоотверженный труд на Благо общее лежит в основе культуры и эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только труд, самые активные действия по утверждению в жизни принципов культуры. Создавая среду для созидательного творчества, наполняя пространство светлыми формулами, можно тем самым, способствуя мирному строительству, реально уменьшать физическое поле войны – об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К.Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?» [1]

Отношение человека к труду определяет качество его сознания, вырисовывает круг его нравственных ценностей и, в конечном итоге, может служить характеристикой его миропонимания.

Тема Труда так же необъятна, как и тема Культуры. В общепринятом понимании, труд характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей», – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Лишь посредством труда можно осуществить эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду создаст предпосылки успешного решения социальных и других проблем государства. Поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовые ценности, которые должны быть положены в разработку образовательных программ. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его эволюционной, космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах развития человечества, о проявлениях психической энергии в процессе труда. Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию. В этом состоит его спасительная функция. Отнимите у человека труд – и он неминуемо впадёт в психическое расстройство, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу – особенно в том случае, когда труд для человека стал естественным состоянием. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых. Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

К сожалению, в социуме чаще встречается отношение к труду как к обременению и даже как к наказанию, бытует страх перед трудностями. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. И как следствие, сегодня, наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. И если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть все же облагорожен правильным к нему отношением, где возможно творчество, так же, как и в труде добровольном.
Необходимо отметить, что именно в деятельности педагога, воспитателя заложена возможность решения проблемы, связанной с подготовкой восприятия эволюционной роли труда в развитии человека. Для этого можно успешно использовать тему самосовершенствования, близкую каждому. Большинству людей свойственно стремление к улучшению жизни, своих качеств.

В любви, красоте и действии заключаются пути совершенствования, и эти пути составляет основу творческого труда. Любовь, красота и действие – формула международного языка, которая всегда принадлежала искусству. Теперь ей надлежит широко войти в повседневную жизнь. Труд, имея в основе своей действия, тогда становится творческим, когда сопряжен с любовью (к своему делу, к людям, к Высшему началу) и устремлением к красоте. Каждый воспитатель, направляя мысль к Высшему, к Идеалу, тем самым помогает решать проблему качества труда через красоту, активно включая ее во все виды творчества. Здесь много поможет пример красоты подвига великих тружеников, выдающиеся дела которых легли в основу духовной сокровищницы мировой культуры.

Если в целом труд помогает выработать важнейшие личностные качества, такие как воля, упорство, ответственность, добросовестность, наблюдательность, то труд совместный вырабатывает дополнительно еще и качества, которые способствуют сотрудничеству – дружелюбие; доброжелательность; терпимость; искренность; уважение к чужому труду, к мнению других людей; готовность помочь; отзывчивость; чуткость; благодарность и др. Эти важнейшие качества необходимы для эволюции, для утверждения в жизни принципов культуры, утверждения путей лучшего будущего.
Работа педагога, воспитателя, стремящегося приобщить ребенка к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия. «Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К. Рерих. – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?» [2] Особенно это относится к таким понятиям, как Труд и Культура.

Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, роль труда в космической эволюции человечества и в Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно, до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – Человека Культуры.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!

(Валерий Брюсов)

Исходя из вышесказанного, предлагается День Культуры 15 апреля 2017 года посвятить теме труда как важнейшей культурной ценности, как основе совершенствования личности.

Пояснительный материал для педагогов по данной теме будет размещен в декабре 2016 года.
________________________________________

[1] Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.
[2] Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С. 27.

Источник:  День культуры в СПб

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий