Главная » История России, РОССИЯ » АЛТАЙ – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ. Марина Чистова

2 374 просмотров

2613-18

В рамках праздника “Цветение маральника” на Алтае 29 апреля 2017 года АКОО “Рериховское общество “Беловодье” провели литературно-музыкальную композицию “Алтай – жемчужина Сибири”. На территории туркомплекса “Бирюзовая Катунь” на площадке у памятника Н.К.Рериху побывало более полутора тысячи человек.

Композиция “Алтай – жемчужина Сибири”

О, как ты стар! О, как ты юн!
Как мудр и чист в привольной шири!
Всем сердцем я тебя пою,
Алтай – жемчужина Сибири!

Алтай – это сама Поэзия, запечатлённая строками горных хребтов. Поэтическое слово Хана Алтая то грохочет перекатами горных рек, то ласково журчит целебными родниками-аржанами. И алтайские сказители-кайчи поют прекрасные песни о своём любимом и величавом Алтае:

Треуголен ты, Хан-Алтай,
Когда взглянешь на тебя с высоты.
Со стороны поглядишь на тебя,
Ты блестишь, как девятигранный алмаз!
Когда со ската горы окинешь взором тебя,
То, как плеть расплетённая,
Тянутся хребты твои…

Первый русский поэт Алтая Егор Петрович Ковалевский прибыл сюда из Петербурга в начале ХIХ века. Грозной была встреча с Ханом-Алтаем. Поэт писал брату: «Знаешь, брат, там, у Телецкого озера, где природа покоится в своём первобытном состоянии, куда не досягают ни дерзкий, ни любопытный, там, в непроходимых дебрях и громадных утёсах, видел я страшное явление: пожар лился, горы валились. И всё это творилось рукою незримой, я был один! Извини, но я не мог не сочинять. Послушай –

Предо мной Алтай,
За мной Алтай,
То взгромождённый
Поник на облаках,
То в прах раздробленный.
На глыбах рухнувших висит дремучий бор.
Зияет пасть пещер, зияют бездн стремнины!..
И глухо всё!
Природа страшной ждёт судьбины!..
Промчался тихий гул под сводом неба; вдруг
Загрохотала высь и дол отгрянул страшно!..
Трущоба вспыхнула, разлился огнь ужасный…
Повсюду грохот, треск, бушует страшно вихрь;
И мнилось мне, что рухнул свод природы плотный,
И в хаос первобытный кинул ветхий мир!
А я один, я здесь, как памятник былого,
Отвергший дерзко мир я, чуждый тленью,
Дождусь ли я святого обновленья?»

Минуло сто лет, рухнул старый мир, обновилась Россия. И совсем другими глазами увидел Алтай великий русский художник, философ, писатель, учёный и общественный деятель Николай Константинович Рерих.«Приветлива Катунь, звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты? Семнадцатого августа видели Белуху, и было так чисто и звонко. Прямо Звенигород», – записал он в путевом дневнике при посещении Алтая в 1926 году, в ходе Центрально-Азиатской экспедиции.

Алтай давно привлекал художника. С юных лет полюбил он Азию, будучи уверенным в том, что русский человек и русская культура глубоко связаны своими корнями с народами Азии, с Сибирью, с Центральной Азией и с Алтаем.

Такой взгляд на значимость «азийских» корней России далеко не случаен. Подобные мысли высказывал в конце ХIХ века великий русский писатель Ф.М.Достоевский – на страницах его «Дневника писателя» есть такие слова: «…в Азии, может быть, ещё больше наших надежд, чем в Европе. Мало того, в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть – наш главный исход!.. С поворотом в Азию, с новым на неё взглядом нашим у нас может явиться нечто вроде чего-то такого, что случилось с Европой, когда открыли Америку».

И вот, спустя менее, чем полвека, русский художник Н.К.Рерих записывает в своих «Листах дневника»: «Белуха, эта Сумеру Азии, стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего».

«Алтай является жемчужиной не только Сибири, но и жемчужиной всей Азии, – писал художник друзьям в Европу. – Строительная хозяйственность, нетронутые недра, радиоактивность, травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки, зовущие к электрификации, – всё придаёт Алтаю незабываемое значение!»

Как свежо и актуально звучат пророчества Достоевского и Рериха! Как точно вписывается в современную действительность указанное ими значение России Азиатской и Алтая. И важно услышать мысли Рериха из дня сегодняшнего, сверяя свои шаги в будущее с расставленными им вехами.

***

Цели экспедиции Рериха вполне отражают гениальную многогранность его натуры. «Конечно, самое главное стремление как художника, – писал он, – было к художественной работе. Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создаётся лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы – везде горы, вода – всюду вода, небо – везде небо, люди – везде люди. Но тем не менее если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».

Убедительность в изображении Алтая была важна и для Рериха-учёного, поскольку земля эта расположена в центре Евразийского континента, «на равном расстоянии от четырёх океанов». Поэтому каждый день своего пребывания на Алтае художник выезжал на этюды. Он писал их везде, не расставаясь с мольбертом. Даже на седло крепил маленький ящик-этюдник и на ходу лошади набрасывал красками пейзажи. Это редчайший случай такой художественной работы.

***

Для Рериха-археолога историческая связь времён неразрывна. В обширной программе исследования культур Востока он особо выделяет Алтай, где сохранились следы «великого переселения» народов, так мощно повлиявшего на судьбы всего человечества. «И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу». Рерих-мыслитель глубоко понимал значимость древних культур, лежащих в основе нынешней цивилизации. «Знание преображается в легендах, – говорил он, – сколько забытых истин сокрыто в древних символах. Они смогут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно».Рерих внимательно изучает легенды о чуди – целом народе, ушедшем под землю от белого царя, проводит параллель с подобными легендами о народе агарти, бытующими в других азиатских странах, и не исключает возвращения этих народов, когда на земле восторжествует справедливость.

Именно Рерих впервые указал на исторический факт, что путь Будды на север пролегал до Алтайских гор, и, в частности, до Уймонской долины. И поэтому не случайно здесь родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. «Далеко уходит Будда в тайники гор, – писал Николай Константинович. – Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности».

Рерих-исследователь с интересом изучал живые традиции русской старины, сохранившейся на Алтае в поселениях переселенцев-староверов. Художник мечтал о том, что в будущем этот край станет цветущим и богатым, о том, что лучшие традиции русской культуры будут продолжены здесь в тесном содружестве с коренным населением, с алтайцами, мудрым горным народом, история которого уходит в глубокую древность.

***

Экспедиция Рериха на Алтае ставила также и цели исследования геологических богатств массива Белухи. Крестьяне, по просьбе членов экспедиции, собирали камни особого вида, а затем велись записи, с каких мест они были взяты. Изучение богатств Алтая не было для Рериха отвлечённой научной задачей. Разведанные месторождения важны были для будущей постройки города в долине Усть-Коксы. Об этом прекрасном грядущем городе неоднократно писал сам Рерих: «Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра».

Крестьяне из села Верхний Уймон, где останавливалась экспедиция, хорошо запомнили слова Рериха о долине Усть-Коксы, что это один из прекраснейших уголков страны, обладающий живописной природой, геологическим богатством, прочной почвой, на которой можно строить многоэтажные здания, что в будущем здесь будет построен город, и очень подходящим названием для него будет – Звенигород.

Но, конечно, место для небывалого города Культуры, города Знания определено не только географическими и геологическими особенностями местности. По преданиям где-то здесь находится счастливая страна Великих Мудрецов, где процветает справедливость, живёт высшее знание и высшая мудрость во имя спасения будущего человечества. В эту страну стремились попасть люди со всех концов земли от ига зла и несправедливости.

На Алтае страна эта зовётся Беловодьем. И путь в неё легенды многих народов связывают с высочайшей точкой Алтая, красавицей Белухой. Её называют Владычицей Алтая, Матерью алтайских гор. Об Аккемском озере у подножия Белухи и реке Аккем, впадающей в Катунь недалеко от Тюнгура, Рерих записал: «Вода в Аккеме молочно-белая. Чистое Беловодье».

Так будущему городу Знания – Звенигороду надлежит легендарное Беловодье утвердить в реальной человеческой жизни. И нет иного места для чудесного города, кроме долины, расположенной в непосредственной близости от Белой Горы.

Так с древних времён предначертано великое будущее, и на Востоке о нём знают. «Знают о великих временах. Знают о приходе Благословенного на Алтай. Знают о значении Алтая. Знают о Белой Горе. Знают о священных знаках над древним субурганом около Хотана. Через все молчаливые пространства Азии несётся голос о будущем. Время Майтрейи пришло», – пишет Н.К.Рерих.

«С юга и с севера, с востока и с запада мыслят о том же. И тот же эволюционный процесс запечатлевается в лучших образах. Центр между четырёх океанов существует. Сознание нового мира – существует. Не вернётся ли чудь подземная? Не седлают ли коней агарты, подземный народ? Не звонят ли колокола Беловодья? По Ергору не едет ли всадник? На хребтах – на Дальнем и на Студёном – пылают вершины».

Сказано, что «Новый Мир без чьей-то напряжённой и самоотверженной работы в жизнь не войдёт. Принцип «рукой и ногой человеческой» остаётся неизменным». И вот на наших глазах заветная мечта о Звенигороде растёт, крепнет и усилиями самоотверженных тружеников – наших современников воплощается в жизнь. Мощными культурными магнитами стали в Уймонской долине музеи, созданные в Верхнем Уймоне, Баштале, Чендеке, старообрядческий центр прикладного искусства в Мульте, народная библиотека имени Е.И.Рерих в Усть-Коксе. Так будущее прорастает в день сегодняшний.

***

От легендарной Владычицы Белухи в обе стороны своеобразным полукругом отходят отроги хребтов, словно заботливые материнские руки, распростёртые для объятия. Здесь на отроге Катунского хребта, рядом с Белухой, стоят плечом к плечу вершины, названные в честь семьи Рерихов: Урусвати, посвящённая Елене Ивановне Рерих, пик Рериха, посвящённый Николаю Константиновичу, пик Юрия Рериха, и завершает комплекс вершин пик Святослава Рериха.

Идея увековечить имена Рерихов на Алтае, в названиях близких к Белухе вершин принадлежит сибирским учёным. Как в жизни Рерихи шли единой сплочённой четвёркой, так и эти четыре рядом расположенные вершины гармонично сливаются в единый ансамбль, ведущий к сверкающим высотам Белухи.

Святослав Николаевич Рерих писал: «…меня глубоко тронула мысль назвать эти вершины Алтая именами нашей семьи. Лучшего памятника не может быть».

И всё же в 2009 году на высоком берегу легендарной Шамбатион-реки, дочери Белухи, Бирюзовой Катуни появился ещё один замечательный памятник Рериху. Скульптор Владимир Войчишин назвал открытие этого памятника главным событием своей жизни. Он сказал, что пророчество Рериха сбылось и стало реальностью – по прошествии многих десятков лет художник вновь вернулся на Алтай.

ИСТОЧНИКИ

1. Алтай – Гималаи – два магнита, два устоя. Наталья Малышева.
2. Рерих и Алтай. Цесюлевич Л.Р.
3. «Алтай – Гималаи – два магнита». Калугина Т.
4. Знамя Мира над Алтаем. Андросова Л., Пржидал И. /Рериховские чтения 1984 год. К 110-летию Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха: материалы конференции – Новосибирск, 1985/.
5. Встречи с художниками. Булгаков В. – Л., 1968.

Составитель Марина Чистова,
АКОО «Рериховское общество «Беловодье», г. Бийск

******

Источник:  ВизитАлтай.рф 
02/05/2017

Как прошел праздник «Цветение маральника 2017». Рассказываем тем, кто не был, чтобы захотелось приехать в следующем году

Праздник «Цветение маральника» состоялся 29 апреля 2017 года на территории туркомплекса «Бирюзовая Катунь». Он прошел в пятый раз и собрал самое большое число туристов за свою историю – около 20 тысяч гостей. 30 площадок, более 30 мероприятий, созданных 35 организациями – федерациями, турфирмами, вузами, клубами, госучреждениями.

Праздник принял несколько профессиональных групп и делегаций: с официальным визитом приехали гости из Монголии, Казахстана; в рамках программы «Профессиональный покупатель» в празднике приняли участие представители турфирм из Новосибирска, Омска, Томска, Казани; на «Цветении маральника» побывали участники пресс-тура краевых СМИ и блог-тура городов СФО и Москвы. 15 турфирм организовали экскурсионные поездки туристов из Барнаул, Бийска, Павловска, Заринска. В числе почетных гостей – члены Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.

В этом году впервые бала организована он-лайн трансляция праздника. Виртуальное путешествие на «Бирюзовоую Катунь» смогли совершить 29 апреля пользователи сайтов визиталтай.рф, maralnik.visitaltai.info и других интернет-площадок.

На празднике работала большая ярмарка ремесленников и товаропроизводителей – около 200 мастеров и товаропроизводителей привезли сотни товаров, сувениров и изделий ручной работы, многие из них организовали мастер-классы для гостей.

Алтайтурцентр на «Цветение маральника» провел фотоквест. Его участники получили брендовые сувениры за селфи, сделанные на 5 площадках. На празднике работало более десятка различных фотозон – с собаками, птицами, живыми скульптурами и ростовыми куклами.

Большой популярностью для селфи пользовались местные достопримечательности – памятники Рериха, Тавдинские пещеры, река Катунь и, конечно – цветущий маральник. В этом году холодный апрель обещал затянуть его цветение, но теплые дни накануне праздника, сделали свое доброе дело – к приезду туристов маральник предстал во всей красе.

Организаторы подготовили большую музыкальную программу. На двух сценах праздника выступали творческие коллективы Алтайского края, в том числе и районные. Более 10 театров моды представили свои авторские коллекции одежды, перед гостями выступил  ансамбль песни и танца «Алтай», композитор, автор-исполнитель Льва Шапиро, а так же концерт кавер-группы «Лос Бакерос».

Помимо крупных событий, обозначенных в официальной программе праздника, на площадках работали локальные проекты –  акробаты, музыканты, художники. Они создали особую творческую атмосферу праздника.

Для детей организовали анимационные площадки, где юные гости могли играть, рисовать, участвовать в конкурсах.

Традиционно «Цветение маральника» – это большая спортивная программа:  соревнования по спортивному ориентированию,  по плаванию в холодной воде, по рафтингу, региональный турнир по волейболу. В соревнованиях приняли участие 1020 человек. Также для гостей праздника была организована работа джолли-джамперов, велосипедистов, прокат пит-байков и мотоциклов, электронный и арбалетно-лучной тир.

Праздник «Цветение маральника» открывает летний туристический сезон. Это значит, что в нем, как в капле отражается все то многообразие, которое ждет туристов на Алтае весной, летом и ранней осенью – экскурсии, активные сплавы, походы, отдых на турбазах, аттракционы, пещеры, реки, горы, долины, ярмарки,  развлечения и многое другое.

Информацию подготовила Жанна Михиенко

Фото Ольги Кляйн, Жанны Михиенко

Источник:  ВизитАлтай.рф 
Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий