Главная » музыка, О КУЛЬТУРЕ » 1 октября – день музыки. Алексей Селищев

1 136 просмотров

2638-5

Праздник одной из муз, составляющих основу Древнегреческого Музейона, отмечаемый нами как международный день музыки. О роли и значимости музыки в жизни человека написаны целые трактаты и книги, о ее воздействии на наше сознание говорится столетиями, но берут на вооружение ее потенциал для своего внутреннего развития лишь единицы. И даже факт оздоровительного ее эффекта становится только предметом досужих разговоров, но никак не поводом для ежедневного применения. Почему так происходит?

Причин этому много, но одна из них – мы можем музыку слышать (и даже использовать ее в качестве эстетического наслаждения), но не умеем воспринимать ее энергии так, чтобы они могли настраивать наше сознание (да и все наше существо, то есть применительно ко всем планам нашего бытия) в ключе Торжественности, Радости, бесстрашия, преодоления, милосердия и на многие другие прекрасные ноты вибрирования нашего духа. Самое интересное, что нас этому искусству настройки и подстройки на звучащую волну никто и нигде не учит, и даже в музыкальных школах упор делается на исполнительское искусство, но не на умение воспринимать благие вибрации музыки, и подстраивать свои мысли и чувства в унисон с ними.

Но давайте посмотрим на научное определение музыки, и поймем, что говорить официальным языком про энергии искусства мы можем только в переносном смысле: «Музыка – это композиция звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданная человеком и воспроизводимая на музыкальных инструментах» . И сравним его с тем, как определяют музыку люди творческие: «Музыка – это язык….» (Веберн); «Язык музыки приближается наиболее к … внутреннему языку, на котором есть выражение для идей, посему музыка есть высшая наука и искусство. Будет время, может быть, все способы выражения сольются в музыку» (В. Одоевский); «Музыка – выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна речь человеческая» (Жорж Санд).

И не случайно и мыслители, и крупные композиторы были уверены в том, что музыка – это, прежде всего, мысль. Неслышимая и неосязаемая мысль, становясь музыкой, обретает возможность быть воспринятой (как правило, в виде собственных образов слушателя) через посредничество того, кто эту музыку смог «принять» из мира мыслей, где нет определенных форм, пропустить через свое сознание (внутренний мир) и создать из нее некое подобие формы в тонком плане (мыслеобраза). На этом этапе от человека – приемника вибрации и создателя музыки (композитора) зависит, с какой сферой пространства (по степени разреженности, утонченности и светоносности) он способен установить контакт (взаимодействие). То есть, чем сильнее и ярче горят в творце музыки самоотверженная любовь (к тем, для кого он ее «сочиняет»), чем более утонченные и проникновенные (в сердца слушателей) чувства и образы он хочет сделать доступными, и чем напряженнее (откуда берется напряжение? Чем кропотливее и качественнее труд, тем больше сопротивление материи и стихий, ее составляющих) протекает эта его работа (по преобразованию материи тонких планов), тем большей светлой, преобразующей силой (прежде всего для наших тонких оболочек) обладает его творение. Можно даже сказать, что на создателей всемирно известных шедевров музыкальных творений в момент их этой работы снисходило Божественное вдохновение, озарение (посещала Муза), и они запечатлевали утонченный пространственный огонь в виде музыки.

Шедевров музыкального искусства за века и тысячелетия создано немало. Почему же для многих они воспринимаются хуже, чем самые отвратные опусы популярной музыки? Почему люди предпочитают наполнять свои сознания примитивными, разрушительными ритмами и мелодиями, низводящими сознание в замутненное состояние, и служащими для развлечения ненасытного астрала? Потому что истинная музыка – это не развлечение и легкая забава, и ее восприятие (с максимальным эффектом) подразумевает серьезную работу для нашего сознания (и прежде всего – сердца). А музыка, которой сейчас повсеместно наполнен эфир, создана во иному «вдохновению», и ее темные инспираторы обитают в низших слоях астральных сфер, и приобщение к такому «популярному» музыкальному творчеству направляет слушателей в царство смерти. Не случайно на Востоке утверждают, что по характеру распространенной в народе музыки можно судить о развитии или упадке общества.

Как надо настраиваться на восприятие энергий музыки? Вопрос не праздный, потому что даже среди меломанов немного тех, кто может четко дать себе отчет, какие изменения в его сознании происходят в процессе слушания. Да и музыка для восприятия бывает простой и сложной, и подготовка к ней тоже должна быть соответствующей. Иначе даже самый изысканный виртуоз рискует остаться в памяти слушателей только как прекрасный исполнитель, а не художник, призванный рисовать в душах людей лучшие «картины и образы» и звать сердце человека в его лучшую, горнюю обитель.

Для должного настроя недостаточно знать биографию композитора, все его сочинения и иметь какие-то атрибуты, связанные с его именем и творчеством. Нужно понять образ его мыслей, его устремления, переживания и высокие искания, только так раскроется богатство его внутреннего мира, только тогда будут понятны мотивы его подхода к творческому процессу, а значит и ключ к символам, которые неизменно присутствуют в истинной музыке. Это погружение – занятие очень непростое, и очень жаль, что крайне мало тех людей, кто мог бы нам помочь открыть дверцу того чудного ларца, где сокрыто от любопытствующих глаз огненное сокровище – энергии, заложенные в процессе творчества создания музыки. Ведь каждый такой увлеченный человек, кто может приоткрыть для других удивительный мир творчества того или иного композитора, показать полный драматизма (это состояние крайнего напряжения практически всегда сопровождает творчество создателя выдающихся музыкальных произведений) путь его исканий, борьбы (как правило – на всех планах) и преодолений препятствующих обстоятельств, неприятностей и влияния противников, проявить те идеалы и ценности, что владели умом и сердцем творца, делает нам неоценимую услугу. Он помогает войти нам в сочетание с энергетическим полем (эгрегором), созданным в ходе творчества композитора над своими сочинениями, а уже оно (поле, неуничтожимое во времени) соединяет нас с Высшими Сферами, и помогает нам в нужный момент настроить свою арфу духа на лучшие созвучия.

Так, используя соответствующую музыку, можно вызвать в себе прилив патриотизма, сострадания или любых других лучших чувств, если до этого глубоко и всесторонне прочувствовать работы гениальных тружеников во имя музыки. От великой музыки ни один человек не подвинулся рассудком (как бывает от воздействия рок – музыки), зато именно ее вибрации и образы, возникающие в сознании от ее восприятия), способны помочь преодолеть горе, выйти из депрессии, показать верные пути решения. И если в этот день мы осуществим хотя бы первый шаг, чтобы процесс нашего восприятия музыки сделать качественно иным, то для нас начнет новыми красками раскрашиваться вроде бы привычный для нас мир.

А что говорит о музыке мудрость Востока:

Ритм является также породителем сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения.

Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила. Человек имеет врожденный вкус к музыке, и изначально его можно видеть даже у младенца. Музыка известна ребенку с колыбели, но пока он растет в этом мире иллюзий, его ум становится поглощенным столь многими различными предметами, что он теряет ту склонность к музыке, которой обладала его душа. Взрослый человек наслаждается и высоко ценит музыку в соответствии с его уровнем эволюции и с тем окружением, в котором он был рожден и вырос; человек, живущий в пустыне, поет свои простые напевы, а городской человек – свои популярные песни. Чем более чистым становится человек, тем более тонкой музыкой он наслаждается. Характер в каждом человеке создает склонность к музыке, сходной с ним; другими словами, веселый человек любит легкую музыку, в то время как серьезно настроенная личность предпочитает классику; интеллектуал находит удовольствие в технически сложной музыке, а простак удовлетворен своим барабаном.

Существуют пять различных аспектов искусства музыки: популярный – то, что вызывает движения тела; технический – то, что удовлетворяет интеллект; артистический – то, что имеет красоту и изящество; взывающий – то, что колет сердце; возвышающий – то, в чем душа слышит музыку сфер.

Воздействие музыки зависит не только от мастерства, но и от эволюции исполнителя. Ее эффект на слушателя зависит и от его знания и эволюции; по этой причине значение музыки различно для каждого человека. У самодовольного человека нет шансов для прогресса, потому что он удовлетворенно цепляется за свой вкус, соответствующий состоянию его эволюции, отказываясь подняться на шаг выше, чем его теперешний уровень.

 

 ГАЙ 1964 г. 5. (Янв. 4). Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть.

ГАЙ 1957 г. 543. (Нояб. 30). …Звук несет в себе семеричный аспект вещи единой. Первое – звук, второе – цвет, третье – запах, четвертое – магнитную волну. Три прочих аспекта постичь человечеству вашей планеты еще не дано.

    Вибрация, вызывающая явление звука в слуховом аппарате человека, помимо звука порождает в сознании образы, ибо звуковое значение слова связано с формой, или мыслеобразом. Даже отвлеченные понятия вызывают какие-то смутные представления в виде неясных образований. Звук связан и с чувствами, или эмоциями. Так слова «бесстрашие», «смелость», «геройство» поднимают в душе созвучные чувства в той или иной степени. Отдельные буквы и слога, лишенные обычного содержания, несмотря ни на что, несут в себе силу воздействия на нервные центры, заставляя их вибрировать в унисон с нотой звучащей. Аккорды мажорные и минорные имеют разное воздействие на человека.

    Конечно, музыка воздействует мощно. Область звука широка. В природе и в Космосе звучит все: растения, камни, лучи и грома раскаты, звучит даже северное сияние. Алмазы звучат, кристаллы звучат, звучат драгоценные камни. Звучат и металлы, и каждый имеет свою ноту и цвет. Цвет установлен спектром, но звук предстоит определить науке будущего. Семеричный аспект всего, что есть, отводит звуковому выражению Вселенной не менее важное место, чем цветовому или области форм. Звук, порожденный в пространстве, не исчезает, но остается в нем навсегда в виде звуковых отпечатков в Акаше. Человек может воспроизвести звук голосом, или с помощью инструментов, или просто двигая предметами, но он еще владеет способностью творить звуки беззвучные, звучащие внутри, как бы ментально или астрально. Композитор может создать целую симфонию звуков. И может их слышать, и слышать даже не создаваемые им, а просто улавливаемые из пространства. Ибо существует мир звуков физических как бы, и мир звуков астральный, и выше. Единая вещь, будучи семеричной по своей структуре, открывает сознанию человека тот или иной аспект своей сущности. Можно видеть цветок, можно ощущать, закрыв глаза, только лишь запах, а можно уловить и его ноту. Конечно, каждый слой, или план существования, семеричен тоже, и подразделение можно углубить и расширить, как расширена, положим, шкала музыкальная, повторяющаяся на более высоком или более низком регистре октавами.

    Самый совершенный звуковой аппарат – это аппарат человеческий, ибо голос его свободно несет в своих звуках то, что хочет вложить в него говорящий. Голос магнетичен. Он обладает очень большой магнитной силой, или силой магнитного воздействия. В голос, вдобавок, можно вложить чувство и мысль. По содержанию нет ничего в природе богаче звуков голоса человека. Потенциально в нем заключаются все семь элементов со всеми своими подразделениями. Но сознательно человек овладел только очень немногими из них. Голоса разных людей различаются между собою числом элементов, которыми овладел говорящий и которые он применяет в огромном большинстве случаев бессознательно. Но многие уже знают силу звукового воздействия своего голоса. Конечно, Голос Учителя Света по своему богатству и мощи силен необычайно. Его основное свойство – гармоничность и яркость созвучий входящих в него элементов. Как бы ступень эволюции, достигнутая Его Духом, выражается в звуке Его Голоса. Когда же Он Хочет, чтобы Голос Его передал еще нечто иное вдобавок, мощь воздействия усиливается соответственно. Надо учиться вкладывать в речь смысл и значение, и силу, изгоняя болтливость и лепетание. Голос – могучее оружие Света, если несет в себе свет. Да! Да! Голос может нести в себе и передавать другим заряды света. Он может громом в пространстве звучать, наполняя его огнями, если даже и отсутствуют слушатели, облеченные в плотное тело. Можно разговаривать с вещами, деревьями, растениями, камнями. Можно беседовать с природой, с пространством. Можно лишь единое слово в пространство пустить. Имя Владыки Майтрейи, произнесенное с пониманием, вихри огненные разящие рождает в пространстве. Каждый звук, произнесенный человеком, не без значения. Но когда в него вкладывается мысль, то он особенно силен. Слово – творящее. Словом создан был Мир.

  ГАЙ 1971 г. 21. (М. А. Й.). Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить человека в торжественное состояние и настраивать его сознание на определенной волне. Но и здесь не обошлось без изуверства. Некоторые секты в Америке на своих собраниях ввели джазовую музыку. Так опошляется принцип, и торжественность заменяется какофонией суетливости. Но все же люди понимают значение звука, и на торжественных собраниях исполняют гимны. Они способствуют объединению сознаний и настраивают их соответственно, если гимны эти достаточно сильны, гармоничны и торжественны. Следовало бы и в школах применять этот принцип сознательно и с определенной целью приведения психики учащихся в гармоничное состояние. Слишком уж много дисгармонии вторгается в жизнь.

ГАЙ 1957 г. 44. (Фев. 2). …Вселенная имеет различные аспекты: ее можно познавать в виде форм, цвета, аромата, звука и так далее. Звуковая Вселенная соткана из звуков, или звуковых волн. Эти волны в их астральном аспекте можно приводить в движение волей. Звуковые волны легко подчиняются ей. Когда композитор творит на Земле, он сочетает звуки в мелодии и симфонии. Он часто улавливает симфонии из Тонкого Мира. Процесс иногда очень труден, и его фиксация требует большого опыта и знаний. В Тонком же Мире, где исчезают плотные ограничения, музыкальное творчество доступно каждому, кто духом понимает законы гармонии. И для этого не требуется ни музыкального образования, ни умения играть на каком-либо инструменте. Дух творит, дух рождает из пространства величественные симфонии, которые звучат порой как бы в исполнении огромного оркестра, состоящего из самых разнообразных и невиданных на Земле инструментов. Дело не в инструментах, которых нет, а в том бесконечном разнообразии звуков и их тончайших оттенков, которые можно вызвать волей из сфер звучащей материи стихий. Воля дает направление, воля дирижирует этим космическим оркестром, и сфера, окружающая творца, начинает звучать дивными, невыразимо прекрасными симфониями духа. В ритм творческой воле звучать начинают сферы пространства, и творец находит величайшее наслаждение в этом незримом процессе. Конечно, музыкантам легче и, конечно, тем, которые имеют в себе творческий огонь духа. Все дело в огне духа и в творческом устремлении его к созиданию новых форм звуковых сочетаний. Даже иногда на Земле в духе можно коснуться этих сфер беспредельных возможностей музыкального творчества. И чует тогда человек, что двери чудесного мира неземной красоты на миг раскрываются перед его сознанием. Красотою живет Мир Высший. Ею пронизано все в Его сферах. И область высочайшего творчества открыта устремленному к ней духу. Все виды искусства, утонченного и сублимированного, открыты там человеку. На Земле ведь лишь слабое и тусклое отражение того, что существует и творится там. Священные танцы древних превратились в танцульки и утратили свое высокое назначение. А между тем можете представить себе хоровод душ созвучных в пространстве, совершающих торжественный танец духа в лучах далеких светил. Торжественную молитву Беспредельности огненный дух может выразить в танце священном, сливаясь в ритмическом движении с музыкой сфер и оставляя в пространстве сияющий узор духа, насыщенный красотою. Священные книги говорят о славословии духов бесплотных Творцу. Поймите под этим туманным и неубедительным выражением огненное творчество духа, в пространстве творящего новые формы своего выражения в радости ощущения несказуемости своего бытия.

    В этом великое значение искусства на Земле – подготовить дух человеческий к возможности космического творчества. Без творчества нет искусства. Творчество человека выливается в искусстве в свою высшую, возможную на планете, форму. Искусство – это путь к Свету и знанию. Искусство есть огненный путь к высшему назначению человека в Космосе.

  ГАЙ 1957 г. 259. (Июнь 25). Трудно понять по-земному формы уявления искусства на Высших Мирах. Возьмем музыку и творчество композитора. Представьте себе огромный открытый амфитеатр. В одном конце его возвышение, по которому поднимается композитор, исполняющий свое изобретение. Он в белой одежде, в руках у него два металлических жезла, очень похожие на обычные дирижерские палочки. Оркестра нет, исполнителей нет, музыкальных инструментов нет. Амфитеатр наполнен слушателями, которые ждут напряженно. Вдруг композитор поднимает руки, в которых жезлы. Он весь окутан волнами света, из жезлов вырываются языки нежгучего пламени различных оттенков, но красивых необычайно, и пространство вокруг начинает звучать. Звуки нарастают, волшебная симфония наполняет сферу, звуки льются мощно, свободно, красиво, как будто бы тысячи совершеннейших инструментов и исполнителей принимают участие в невидимом или скрытом где-то оркестре. Но, странное дело, волны света растут, они насыщены пламенем, они принимают формы, все более четкие и определенные, в полном созвучии с основной мелодией. За композитором в пространстве образовался как бы экран, волны света формируются в явные, видимые образы. Картины природы, горы, водопады, как в кино на экране, начинают складываться в пространстве. Цветущие луга, озера, леса проплывают перед зачарованными зрителями. Вдруг появляются люди – прозрачные легкие тени – они исполняют величественный танец огня, они двигаются легко и свободно в пространстве, образуя красивые гармонические сочетания, словно живые движущиеся гирлянды цветов. Звуки незримого оркестра все усиливаются и нарастают, за пределами амфитеатра, в пространстве, видны тысячи лиц, тысячи глаз – это жители планеты, находящиеся далеко, слушают исполнение нового произведения великого композитора. Им не надо наушников, им не надо радиоустановок, воспринимающий на расстоянии слуховой аппарат находится в их организме в утонченном рабочем состоянии. Внутренний слух развит достаточно. Яснослышание и ясновидение – способности, которыми они пользуются свободно. Невидимая аудитория переполнена. Много присутствует и развоплощенных духов, любителей музыки, привлеченных волнами звуков. А композитор продолжает управлять незримым космическим оркестром, мощью огня духа извлекая из пространства звуки, цвета и сочетания их все в новых и новых комбинациях. Как у дирижера, поднимаются и опускаются его руки, и новые волны огня вырываются из быстро мелькающих жезлов. Еще один жест, подняты руки и замерли в последнем движении. Симфония окончена. Пламя потухло, исчезли пространственные образования, на возвышении стоял человек в белых одеждах, но аура его уже не переливалась тысячью мощных огней. Концерт закончен. Не следует удивляться, что музыкальное творчество на Дальних Мирах может проявляться несколько иначе, чем у вас на Земле. Ведь и ваши композиторы, творя свои вещи, слышат и улавливают пространственные мелодии, они слышат целые симфонии, они как бы управляют незримым оркестром. <…> может услышать то, что внутренним ухом слышит композитор. Так же и у вас на Земле основы незримого творчества звуков уже явлены тоже в форме какой-то. Учение имеет задачу вооружить человека без единого аппарата или инструмента. На Дальних Мирах это утверждение Учения уже осуществлено. Это то, к чему земное человечество, рано или поздно, но все же придет. Ибо все заключено в человеке.

День музыки

Сегодня праздник музы отмечаем,
Сияет Аполлона дивный свет.
И сказку совершенства мы встречаем,
Что оставляет в душах светлый след.
Красе простой мелодии внимая,
Рождаются звучания внутри.
Ведь музыка и ритмы, всякий знает
В основу всей гармонии легли.
Значенье ритма с древности известно,
Движения под музыку важны.
Ритм зажигал огни в священном месте,
Где устремленья общие нужны.
А голос человеческий – есть чудо,
Воздействие мы чувствуем без слов.
Рождаемся – и к музыке вкус будет,
Но с возрастом теряем мы его.
Чем чище человек, тем тоньше будет
Та музыка, что станет слушать он.
По склонности, что слушаем нас судят,
И музыкой характер облечён.
Искусства пять аспектов существует
Мы выбираем то, что близко нам.
Нам хорошо, когда душа ликует,
Когда приходим мы в культуры храм.
Движенья тела даст нам – популярный,
От техники ликует интеллект,
А артистический – изящество нам дарит,
Взывающий к нам в сердце будит свет.
А возвышающий – возвысит душу,
Услышишь музыку прекраснейшую сфер.
Она внутри звучит, покой нарушит,
Она высокой мудрости пример.
Значенье музыки для каждого различно
А у иного даже шансов нет
Прогресс принять – ему он безразличен
И утвердить в душе ярчайший свет.
И в этот праздник будем наслаждаться
Красотами гармонии чудной.
А с музыкой не будем расставаться,
Что в нашу жизнь несёт огонь святой.
(Светлана Гаврилина, г. Гремячинск)

Очень важно помнить о музыке, как об одном из важных составляющих нашего с вами творчества и расширять свое представление о нем, что является залогом нашего дальнейшего развития (Программа «Помоги России!»)

Вспомним афоризмы и высказывания известных творцов и мыслителей о музыке и архитектуре и озвучим их своим ближним.

Д. Д. Шостакович

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства.

* * *

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.

* * *

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни…

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.

А. Б. Гольденвейзер

…каждое музыкальное исполнение неповторимо. Произведение можно сыграть много раз, но каждый раз – это другой раз, исполнение никогда не бывает вполне тождественным, всякий раз это новый акт проявления творческой воли исполнителя.

А. В. Луначарский.

Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья.

* * *

Социальная жизнь вообще и всегда требует, чтобы ее насыщали музыкой не только в виде вершинных композиций и концертных исполнений, но насыщали бы ею глубоко самый быт, насыщали ее песней и песенкой – рабочей песнью, детской песнью, маршем, танцем и т. д. И наш революционный быт, такой приподнятый, требует больше, чем какой бы то ни было другой, этой постоянной насыщенности музыкой

* * *

Великую музыку узнавали как-то всегда почти вовремя. Очень мощно она стучится в наши сердца. Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, – жива

* * *

…Музыка многомысленна. Вы можете вкладывать в нее различное содержание, смотря по строю своей собственной души. Только одно несомненно (если мы будем говорить о настоящей музыке): она необыкновенно благородна, необыкновенно глубока и все – скорбь, и радость, мечту, порыв, волю – превращает в чистое золото необычайно напряженной и в то же время спокойной красоты. Народ – часто народ совершенно раздавленный – пел, придумывая инструменты. Делал это он с самой зари своего существования и находил в музыке все то же утешение – бодрость…

В. И. Ленин

Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

Р. Роллан

Музыкант находит для себя пищу не в одной только музыке. Оттенок речи, ритм какого-нибудь движения, гармония улыбки дают ему больше музыки, чем симфония какого-нибудь его собрата.

И. Е. Репин

Я всегда любил музыку» Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал.

К. Маркс

…только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха прекраснейшая музыка не имеет никакого смысла…

Л. Н. Толстой

Произведение искусства только тогда истинное произведение искусства, когда воспринимая его, человеку кажется – не только кажется, но человек испытывает чувство радости о том, что он произвел такую прекрасную вещь. Особенно сильно это в музыке, – ни на чем, как на этом, не видно так главное значение искусства, значение объединения. «Я» художника сливается с «я» всех воспринимающих, сливающихся в одно

* * *

Когда бывает, что думал и забыл о чем думал, но помнишь и знаешь, какого характера были мысли: грустные, унылые, тяжелые, веселые, бодрые, помнишь даже ход: сначала шло грустно, а потом успокоилось и т. п., когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка.

Н. А. Римский-Корсаков

…я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества…

П. И. Чайковский

* * *

…музыкальный материал, т. е. мелодия, гармония и ритм, безусловно неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей

* * *

…ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают… гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.

Ц. А. Кюи

 

М. П. Мусоргский

…какую ли речь не услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уже у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи.

* * *

…если звуковое выражение человеческой мысли и чувства простым говором верно воспроизведено у меня в музыке, и это воспроизведение музыкально-художественно, то дело в шляпе

* * *

Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих мало изведанных странах и завоевание их – вот настоящее призвание человека.

…в человеческих массах, как в отдельном лице, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем еще не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовал – вот задача-то! восторг и присно восторг!

Ф. Лист

…музыкант, который вдохновляется природой, но не копирует ее, изливает в звуках самые сокровенные тайны своей судьбы. Он мыслит, он чувствует, он высказывается в музыке; но его язык, более произвольный и менее определенный, чем все другие, подобно прекрасным облакам, позолоченным заходящим солнцем, услужливо принимающим все формы, придаваемые им воображением одинокого путника, допускает множество различных толкований. Поэтому не будет бесполезным и совсем не будет смешным, как у нас любят повторять, если композитор в нескольких строках даст психологический эскиз своего произведения, расскажет, что он хотел создать и, не входя в ребяческие объяснения и кропотливые подробности, выразит основную идею своего сочинения. Критика вольна тогда вмешаться, чтобы осудить или похвалить более или менее красивое и удачное выявление мысли автора; таким путем она избегнет множества ошибочных интерпретаций, рискованных догадок, праздных толкований намерения, которого музыкант никогда не имел, и бесконечных комментариев, по существу – пустых… Не приходится ли сожалеть, например, о том, что Бетховен, чьи произведения так трудны для понимания, чьи замыслы вызывают так много разногласий, что он не указал, хотя бы вкратце, сокровенную мысль некоторых своих великих произведений и основные черты развития этой мысли?

Ч. Дарвин

…если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого [постоянного] упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья, и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы.

Ж. Визе

Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь…

С. Монюшко

Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них… вдохновение переливается во все мои сочинения.

А. Н. Серов

…идеальное совершенство музыки только тогда достигается, когда правда выражения совпадает с чисто музыкальною, мелодическою красотою, когда высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки.

В. Ф. Одоевский

Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели как обыкновенно думают…

А. И. Герцен

Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление…

М. И. Глинка

… можно соединить требования искусства с требованиями века и… писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике…

Г. Гейне

Да, безграничного почитания заслуживают композиторы, дающие нам такие мелодии, которые находят себе доступ в народ и разносят в нем действительную жизнерадостность…

Р. Шуман

Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств для выражения душевных состояний.

М. Ю. Лермонтов

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

Д. В. Веневитинов

Когда б ты знал, что эти звуки,
Когда бы тайный их язык
Ты чувством пламенным проник…
Тогда б душа твоя, немея,
Вполне бы радость поняла,
Тогда б она живей, вольнее
Родную душу обняла…
Тогда б ты не желал блеснуть
Личиной страсти принужденной,
Но ты б в углу, уединенной
Таил вселюбящую грудь.
Тебе бы люди были братья,
Ты б втайне слезы проливал
И к ним горячие объятья,
Как друг вселенной, простирал.

А. С. Пушкин

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает.
Но и любовь – мелодия…

Э. Делакруа

Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю огромное желание творить…

Ф. Мендельсон

Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова – быть может, еще более определенны.

О. Бальзак

Я изливаю свое горе в музыке. Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн.

Стендаль

…музыка… напоминает мне о том, что составляет в данный момент предмет моих мечтаний, и внушает мне превосходные мысли; в Неаполе это были мысли о том, как можно было вооружить греков.

* * *

…музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть что она дает, несомненно, самое яркое счастье…

* * *

Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

Л. Бетховен

Музыка – народная потребность.

* * *

Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы могут шутя внушить ему великие творения.

* * *

Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. -я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот.

* * *

Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея…

* * *

Нет такого трактата, который был бы слишком сложен для меня. Я ни в какой мере не притязаю на ученость, но с детства я пытался постигать смысл сказанного лучшими умами и мудрецами моего времени. Позор музыканту, который не считает это своим долгом, не пытается делать это хотя бы в меру своих сил!

В. Гёте

Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку.

А. Гретри

Когда я слышу свои произведения в хорошем исполнении, они пробуждают во мне приятные ощущения, испытанные при их создании.

* * *

Вам интересно знать, восприимчив ли такой-то индивидуум к музыке? Присмотритесь, прост ли и справедлив ли его ум; свободны ли от вычуры его речи, манеры, одежда; любит ли он цветы, детей; господствует ли в нем нежное чувство любви… Такое существо страстно любит гармонию и заключенную в ней мелодию…

* * *

Чувство, ирония, страсть, даже однообразие, когда оно характерно, – все доступно музыке, за исключением плохих стихов.

И. Гайдн

Найдите хорошую мелодию – и ваша композиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится.

* * *

Это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции. Тартини может найти самые редкостные и искусные аккорды, но без мелодии вы услышите только прекрасно отделанный шум; если он и не покажется неприятным для уха, то во всяком случае он оставит голову пустой, а сердце холодным.

Ж.-Ж. Руссо

Люди во всем мире получают удовольствие, слушая прекрасные звуки, но если это удовольствие не оживляется привычными модуляциями мелодии, оно не вызовет восторга и не перейдет в наслаждение.

* * *

Подобно тому как живопись отнюдь не является искусством сочетать краски приятным для глаз образом, музыка – вовсе не искусство ласкать ухо приятным сочетанием звуков. Не будь в них ничего иного, и живопись и музыка относились бы к числу естественных наук, а не изящных искусств. Одно лишь подражание природе возводит их в ранг искусства. Но что же делает живопись искусством подражания? Рисунок. Что делает музыку таким искусством? Мелодия.

Г. Гендель

Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.

В. Моцарт

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.

В. Шекспир

…музыка ужасна,

Когда ни такта в ней, ни меры нет.

* * *

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски-злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

Плутарх

…кто желает в музыкальном творчестве соблюсти требование красоты и изящного вкуса, тот должен… дополнять свои музыкальные занятия прочими научными предметами, сделав своей руководительницей философию, ибо она одна в состоянии определить для музыки надлежащую меру и степень полезности.

Сюнь-цзы

…музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать и в народе хорошие мысли…

Аристотель

…музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Яша Хейфец

Один русский — анархист, двое русских — партия в шахматы, трое русских — это революция, а четверо русских — это Будапештский струнный квартет.

Антонин Дворжак

Оркестр — это народ, а квартет — это семья.

Леопльд Стоковский

Музыканты рисуют свои картины на фоне тишины. Мы даем музыку, а вы даете тишину.

Игнатий Падеревский

Если я не занимаюсь на фортепьяно один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика.

Иоганн Себастьян Бах

Наконец-то я услышу настоящую музыку. (Так будто бы сказал перед смертью)

Фредерик Шопен

Бах словно астроном, который при помощи цифр находит самые прекрасные звезды.

Николай Гоголь 

Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?

Лев Толстой

Музыка есть стенография чувств.

Бертольд Ауэрбах

Музыка смывает с души пыль повседневности.

«Чистая мысль становится в музыке деятельностью и движением – чистая мысль просто как форма познания согласно закону ритма и движения…» (Зольгер).

«…Музыка, будучи предметом чувства и внутренней душевной жизни, обладает, однако, подобно архитектуре, доступными рассудку количественными отношениями как упорядоченными закономерностями и конфигурациями звуков». (Гегель).

«Вероятно, достоинство искусства самым выдающимся образом заявляет о себе в музыке, потому что здесь не приходится делать скидку на материал. Музыка – всецело форма и смысл, всё, что она выражает, она возвышает и облагораживает». (Гёте).

«…Музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекрасное сокровище, доступное смертному, – я имею в виду ту ясность духа, при которой всё в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе…». (Вакенродер).

Источник:  Культурно-просветительный портал “Адамант”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий